Коммуникаци и с детьми БФ «Пеликан» Челябинск 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Advertisements

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему. Коль видят и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Педагог-психолог Акоста Анна
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему. Коль видят и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей.
КОГДА ЛЮБОВЬ В ДЕФИЦИТЕ Не надо стремиться жить только ради детей – живите для себя и помните, воспитывая детей, вы реализуете свою потребность любить.
Особенности взаимодействия с людьми пожилого возраста Максим Подберёзкин Москва,
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
«Одиночество это испытание самим собой» Виктор Кротов.
1 Тема: Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних.
« Современное понимание игры, почему она важна для развития ребенка».
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
МЕНЕДЖМЕНТ. Основные проблемы и трудности эффективного делегирования
От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов. Сенека Вся наша жизнь зависит от того, из какой детской мы вышли». Ю.В.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Общаться с ребенком: как? Правила общения с подростками Подготовила педагог-психолог МОУ «Углянская СОШ» Гладнева Ю.В.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Транксрипт:

Коммуникаци и с детьми БФ «Пеликан» Челябинск 2015

Паллиативная помощь «Паллиативная помощь – это подход, который улучшает качество жизни пациентов и членов их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с угрожающими жизни заболеваниями, благодаря предупреждению и облегчению страданий, ранней диагностике и безупречной оценке и лечению боли и других физических, психологических и духовных проблем. Паллиативная помощь детям это не только медицинская помощь и уход за детьми в терминальной стадии заболеваний. Речь идет о детях/подростках с различными формами заболеваний/состояний, угрожающих жизни, а также заболеваниями, как правило, приводящими к преждевременной смерти ребенка, его тяжелой инвалидизации, при которых необходимо оказание квалифицированной медицинской, психосоциальной помощи ребенку, а также психологической и духовной поддержки членам его семьи.

В нашей культуре в целом, и в теории и в частности, не уделяется достойного внимания этому самому определенному и трепетному событию нашей жизни. И единственная причина такого невнимания к смерти – страх – говорят психологи и представители религиозных институтов. Страх, ни сколько перед самим опытом смерти, сколько перед чем-то неизвестным, неведомым.

Коммуникативность (общение) «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера

Коммуникации с ребёнком и представления смерти у детей Или как помочь ребёнку говорить о смерти. Дети начинают осознавать смерть задолго до того, как мы понимаем это. Они видят мертвых птиц, насекомых, зверей, лежащих на дороге. Они могут видеть по крайней мере раз в день смерть по телевизору. Они слышат о ней в сказках и играют в своих играх. Смерть это часть ежедневной жизни и дети на доступном им уровне осознают это. Если мы позволим нашим детям говорить с нами о смерти, мы получим возможность дать им необходимую информацию, подготовить их к кризису и помочь им, когда они расстроены. Проявляя интерес и уважение к тому, что они говорят, мы поощрим их обращение к нам с вопросами и сомнениями. Но, признавая важность именно такого отношения, мы оказываемся перед необходимостью быть предельно искренними и, обсуждая этот круг проблем с ребенком, не говорить ничего, что не согласуется с нашими представлениями. Эти мы сможем также облегчить ребенку разговоры с нами. Возможно, и нам самим, и нашим детям будет легче подойти к обсуждению вопросов, связанных со смертью, если мы сумеем открыто посмотреть на некоторые проблемы, которые приводят к трудностям в общении.

Затруднения и вопросы, возникающие при общении с детьми по вопросам, связанным с темой смерти Многие из нас склонны не говорить о вещах, которые нас расстраивают. Мы стараемся скрывать наши чувства и полагаем, что лучше вообще ничего не говорить. Но именно замалчивание приводит к возникновению затруднений в общении. Дети очень наблюдательны. Они читают по нашим лицам, наблюдают за руками. Мы выражаем себя в том, что мы делаем, что говорим, и, конечно, в том, что не говорим.

Приёмы, которые помогут поддержать баланс при разговоре с детьми о смерти чутко улавливать стремление детей общаться, когда они готовы к этому; поддерживать открытость, способствуя таким образом попыткам детей обсуждать то, что их волнует; слушать и принимать детские страхи; когда мы по-настоящему расстроены, давать детям честные объяснения; отвечать на вопросы простым языком, соответствующим их возрасту; стараться находить краткие простые ответы, соответствующие вопросам детей, и избегать многословия; Возможно, труднее всего обсуждать именно вопросы, связанные со смертью, т.к. при этом подвергаются испытанию наши собственные чувства и убеждения. Но, когда возникает удобный случай, мы имеем возможность говорить с нашими детьми более естественно.

Особые дети Особые взаимоотношения с проблемой смерти у детей, страдающих от угрожающих жизни болезней. Несмотря на то, что и родители, и медики, как правило, считают необходимым скрывать от ребенка серьезность его заболевания, многие дети, как показали исследования-, хорошо понимают серьезность своего положения. Опыт в паллиативной службе показал, что дети ( конечно не все ) хотят знать больше о своей болезни. Они знают или догадываются о том, что родители тщательно скрывают от них, и это противоречие только усиливает их тревоги и страхи. Как бы дети ни справлялись с проблемой смерти, в какой бы форме ни выражали свои чувства, они нуждаются в полном сочувствии и в неосуждающем отклике взрослых. Внимательное наблюдение за ними и выслушивание может дать нам важные ключи к пониманию того, как реагировать наилучшим образом на детские проблемы.

Возрастные особенности восприятия смерти у детей Страх смерти в трех-пятилетнем возрасте - это симптом пробуждающегося самосознания. Само ощущение себя становится потребностью. А страх себя не ощущать легко превращается в страх смерти. Страх небытия - вот чего прежде всего боится ребенок 3-5 лет. Но что значит небытие для ребенка в это время? С этим связаны и другие страхи, которые нередко посещают ребенка в этом возрасте. Чаще всего - это страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. В 7- 8 лет отмечается максимум числа страхов смерти у детей. Часто именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна: умирают бабушка, дедушка или кто-то из знакомых взрослых. Так или иначе ребенок ощущает, что смерть - неизбежность. Страх смерти предполагает определенную зрелость чувств, их глубину и потому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, склонных к абстрактному мышлению. Полученная о смерти информация часто не распространяется на себя. Едва только ребенок убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится тотчас же уверить себя, что сам он вовеки будет бессмертен. В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиной глядит на похоронную процессию и говорит с удовольствием: - Все умрут, а я останусь.

Для детей лет характерно уменьшение эгоцентризма. А это в свою очередь притупляет и страх смерти, по крайней мере, его инстинктивные формы. В этом возрасте, особенно после 12 лет, увеличивается социальная обусловленность страха смерти. Страх смерти часто воплощается в страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого любят, уважают. Жизнь понимается уже не просто как видение, слышание, общение, а как жизнь в соответствии с определенными социальными нормами. И невыполнение этих норм, несоответствие предъявляемым требованиям может восприниматься ребенком, образно выражаясь, как "смерть хорошего мальчика". Потребность в самосохранении осознается уже не только как потребность самоощущения, а как потребность "быть хорошим".

Подросток - уже социально ориентированная личность. Он хочет быть в кругу себе подобных. А это может обернуться страхом быть отвергнутым, изгоем. Для многих подростков это непереносимо. Правда, у чрезмерно замкнутых и в результате этого неконтактных детей данной проблемы не существует, как и у некоторых ориентированных только на себя подростков. Но это нетипично. Велика в подростковом возрасте потребность быть собой, "быть собой среди других". Она рождает стремление к самосовершенствованию. Но это подчас неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, т.е. кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. В подобного рода опасениях легко узнаются знакомые отголоски страха смерти. Страх смерти звучит и в страхе несчастья, беды, чего-то непоправимого. Большей чувствительностью в сфере межличностных отношений обладают девочки, у которых количество таких социальных страхов больше, чем у мальчиков. В целом же страхи смерти чаще проявляются у эмоционально чувствительных, впечатлительных подростков. Безусловно, для большинства подростков проблема не столь остра, и потому повода для излишней драматизации нет. Hо тем не менее при патологической заостренности страх смерти может серьезно подорвать жизнеутверждающую силу личности, творческий потенциал развития. Поэтому не стоит отмахиваться от таких страхов у ребенка. Нельзя допустить их чрезмерного разрастания, поскольку в подростковом возрасте они могут превратиться в устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе.

Общение по поводу смерти Общение по поводу смерти, как и всякое общение, легче, когда дети чувствуют, что у них есть разрешение говорить об этом и верят в то, что Вы действительно интересуетесь их взглядами и вопросами. Поощряйте их желание общаться внимательным выслушиванием, уважением их взглядов и честными ответами на их вопросы. Каждый ребенок индивидуален. Общение с ним по поводу смерти зависит от возраста и опыта ребенка. Очень маленькие дети могут воспринимать смерть как временную, и он или она могут больше беспокоиться по поводу разлуки с любимым человеком, чем по поводу его смерти. Не всегда легко "услышать", что же ребенок в действительности спрашивает. Временами может быть необходимо отвечать вопросом на вопрос, чтобы точнее понять, в чем же именно интерес ребенка. Очень маленькие дети могут воспринять только немного информации. Ответы должны быть короткими, простыми и повторять их надо столько раз, сколько это будет необходимо. Ребенок часто чувствует вину и гнев, когда теряет близкого человека. Родители должны убедить ребенка, что их любовь и забота будут продолжаться. Ребенок может нуждаться в том, чтобы горевать, глубоко чувствуя потерю, вплоть до подросткового возраста. Ему необходимы поддержка и понимание на протяжении всего этого процесса горевания и разрешение показывать чувства открыто и свободно. Посещать ли ребенку умирающего или участвовать ли в похоронах, зависит от возраста ребенка, его способности понять ситуацию, взаимоотношений с умирающим или умершим человеком и, что особенно важно, хочет ли ребенок этого. Ребенка никогда не надо заставлять или винить за нежелание участвовать в похоронах или посещать умирающего. Ребенка, которого берут навестить умирающего или участвовать в траурных церемониях, необходимо действительно подготовить к тому, что он увидит и услышит.

Первое и наиболее категоричное из этих утверждений состоит в том, что все живое подвержено смерти. Никто не является исключением из всеобщего закона. Смерть есть естественное следствие нашего рождения, и вся наша жизнь с момента рождения есть путь к смерти. Исключений не существует. Богатство, образование, физическое здоровье, слава, моральные качества и даже духовная зрелость не имеют никакого значения. Если вы не хотите умирать, лучше не рождайтесь.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!