Использование ТРКМ на уроках биологии Богданова Ирина Петровна Учитель биологии МБОУ «Бондаревская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Advertisements

Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Транксрипт:

Использование ТРКМ на уроках биологии Богданова Ирина Петровна Учитель биологии МБОУ «Бондаревская СОШ»

Цель технологии РКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Основа технологии – построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление размышление или рефлексия.

Стадия ВЫЗОВ Цель: актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний: побуждение ученика к активной деятельности

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ Цель: - получение новой информации; - ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); - соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; - поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ Цель: осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще неизученного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций (рефлексия); поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы I стадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять. внимательно выслушивает их ответы актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины. Свободное письменное задание. Плюс-минус-вопрос. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер

Методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы II стадия Осмысление содержания (получение новой информации) поддерживает у обучающихся активность выступает в роли консультанта получает новую информацию; осмысливает ее; соотносит с уже имеющимися знаниями. Инсерт-система маркировки текста. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица. Чтение с остановками.. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» « Дерево предсказаний».

Методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) -возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. -вносит изменения, дополнения. -даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации --соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления - обобщает полученную информацию; - Синквейн - Эссе - Дискуссия - Круглый стол

Задание – сгруппировать понятия, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму: а) сравнить понятия; б) выделить общие признаки; в) сгруппировать. Стадия ВЫЗОВА Прием Группировки

Физика, химия, математика, геология, география - Что объединяет эти науки? Какую науку можете добавить?

Медик, ветеринар, агроном, фармацевт - Что объединяет эти профессии? Какие еще профессии вы можете добавить в эту группу?

Вирусология, Микробиология, Микология, Ботаника, Зоология, Антропология. - Что объединяет эти науки? Какая наука объединяет все эти науки?

«+» - знак «плюс» обозначает новую для ученика информацию «-» - знак «минус» ставится в том случае, если прочитанное противоречит тому, что он уже знал «?» - знак «вопроса» обозначает непонятную информацию « » - «галочка» ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает Стадия СМЫСЛЕНИЯ Прием маркировки текста «ИНСЕРТ»

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ

Стадия размышления (рефлексия) Прием «Синквейн» Правила написания синквейна таковы: -На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. -На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. -На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. -На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. - Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Определите тему синквейна и составьте краткий рассказ по синквейну, отразив в нем все упомянутые понятия:

ЦВЕТОК видоизменённый, укороченный привлекает, опыляется, развивается орган семенного размножения цветковых спороносный побег

Кровь Жидкая, циркулирующая Связывает, выделяет, транспортирует Кровеносной системе позвоночных животных и человека жизнь

Зеленые растения Автотрофный, зеленый Образуют, синтезируют, передают СО2 да вода – наша еда! ПРОДУЦЕНТЫ

Таким образом, технология РКМ является личностно- ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере, в том числе и для создания условий формирования универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.

Технология критического мышления дает: Ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; -умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни Учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Синквейн БИОЛОГИЯ существительное, тема синквейна ________________________ 2 прилагательных, характеризующих исследуемый орган растения ____________________________ 3 глагола, функции исследуемого органа растения ______________________________ фраза характеризующая тему синквейна ____________________________ слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы

Интересная, занимательная Изучает, классифицирует, исследует Наука о живой природе Моя профессия