Невербальные средства общения. План: 1.Невербальные средства общения. 2.Кинесические средства. 3.Просодические и экстралингвистические средства. 4.Такесические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2. Невербальные особенности общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет.
Advertisements

1 НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2 Функции невербальной коммуникация (1) 1.Передача / дополнение / разъяснение вербальной информации 1. Передача / дополнение.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ
Невербальные средства общения. Невербальные средства кинесика визуальный контакт (взгляд) направление движения длина паузы частота контакта экспрессивно-выра-
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является.
Общение.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Паравербальная коммуникация и ее элементы. Паравербальная коммуникация - все виды неязыковой (или, точнее, околоязыковой, несловесной) передачи информации.
Подготовили студенты 3 курса группы ОБ 13-7 ИГСУ ГМУ РАНХиГС Мелёхин Никита Александрович Соловьёва Мария Сергеевна.
1 Подготовила: Умярова Г. А. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании.
Невербальное общение. Подготовила студентка гр. ДАС – 12 Силютина Ольга.
Невербальные средства общения Презентацию подготовили педагоги- психологи Ахромеева Н.Н. и Рюмина И.К., 2006.
Невербальные средства общения. Общение вербальное общение вербальное невербальное словесное мимика жесты интонации мимика жесты интонации.
Установление контакта с клиентом. Установление контакта Цель этого этапа – Установить с клиентом оптимальный для него уровень личностных отношений, создать.
Воспринимая внешний вид, действия, поступки и в целом деятельность того или иного человека, мы получаем возможность «приоткрывать» его внутренний мир,
Диалог Правила ведения диалога. Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Потенциал современного урока в интеллектуальном и нравственном развитии учащегося. Способы достижения максимальной эффективности.
Подготовили: Ядяло Ирина Петрова Елена Группа 9 ГС-23 к.
Мимика лица.
Транксрипт:

Невербальные средства общения

План: 1. Невербальные средства общения. 2. Кинесические средства. 3. Просодические и экстралингвистические средства. 4. Такесические средства. 5. Проксемические средства общения.

1. Невербальные средства общения. В аспекте человеческого общения большая часть информации передается посредством жестов, поз, расположения и соблюдения дистанции между партнерами. Она находится в информативных сигналах близкого контакта собеседника с глазу на глаз. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Основные невербальные средства общения: кинесика; просодика и экстралингвистика; такесика: проксемика.

От умения интерпретировать язык телодвижений во многом зависит возможность заинтересовать клиента, партнера своей продукцией, квалифицированно провести презентацию товара, добиться оформления заказа или заключения контракта. Установлено, что 60 – 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40 % - за счет вербальных. Владеть языком телодвижений жизненно необходимо не только в деловой, но и в бытовой сфере. Ошибки в общении могут привести к непониманию и даже к конфликтам.

2. Кинесические средства. Кинесические средства Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, жестах, мимике, взгляде, походке. Язык тела является наиболее древней формой обмена информацией между людьми. Доисторический человек, не имевший словесного языка, общался с окружавшими его людьми с помощью невербального языка. До сих пор люди продолжают использовать язык тела. Информацию несут такие движения, положения человеческого тела, как поза, жест, походка, а также мимика, визуальный контакт.

Поза Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. При закрытой позе человек старается не показывать переднюю часть тела и занять, как можно меньше места в пространстве. При этом он выражает недоверие, несогласие, противодействие, критику.

Поднятые плечи и опущенная голова говорят о том, что собеседник замкнут. При открытой позе руки раскинуты, направлены ладонями вверх, ноги выпрямлены. Отмечается проявление доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Человек, заинтересованный в общении, будет расслаблен, спокоен, наклоняться в сторону собеседника, смотреть ему прямо в глаза.

Жесты Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон, телесное проявление эмоций и мыслей. Их называют духовными инструментами общения. Они несут в себе огромное количество разнокачественной информации, чаще наиболее искренней, чем произносимые слова. Благодаря жесту мысли говорящее образно понятнее. Жесты классифицируются на Жесты классифицируются на: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения, внимания, запреты,утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.); жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.); описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Коммуникативные жесты и их значение: барабанит пальцами - скучает нервничает, пожимает плечами – неинтересно, не обращает внимания стискивает руки - отчаяние, ощущение безнадежности;

сжимает кулаки - агрессия, пытается контролировать свой гнев; руки скрещивает на груди - вызов, осуждение; руки расслаблены, ладони поворачивает вверх перед собой - удивлен, озадачен;

расстегивает пиджак - готов к активным действиям; трогает, потирает нос - размышляет, думает; смотрит поверх очков - хочет большего…, фактов; ладони сложены домиком - проявляет интерес;

сдавливает переносицу - устал; сидит на краю стула - чего-то ждет, проявляет интерес; сидит, положив ногу на ногу и слегка покачивает ногой - скучает; рука, сжатая в кулак за спиной, другая рука держит ее за запястье - замкнут, напряжен.

Жестикуляция помогает оратору удерживать внимание аудитории и доносить до нее свои мысли. Она бывает непроизвольной и целенаправленной. Некоторые люди проявляют неискренность, ложь прикрытием рта рукой, подрагиванием ямочки (желобка) под носом, потиранием пальцем века, оттягиванием воротничка.

Почесывание шеи и носа показывает сомнение, неуверенность, потирание же затылка – огорчение по поводу забывчивости. Непонимание жестов может послужить причиной возникновения подозрений, страха, неприязни и даже агрессии со стороны человека, неправильно понявшего культурные смыслы жестов другого.

Походка Походка – это устойчивая фиксация телодвижения, своеобразная картограмма личности. Воспитанный человек имеет ровную, твердую и негромкую поступь. Прямая осанка, гибкие и размеренные движения – главные составляющие красивой походки. По походке судят о настроении, здоровье человека, его возрасте, характере.

Походка женщины должна быть легкой. Обувь существенно влияет на походку. Человек, уверенный в себе, идет быстро, руки висят свободно, подбородок поднят. И наоборот, подавленный, упавший духом человек идет, волоча ноги, руки в карманах, голова опущена низко. Озабоченный человек нервничает, расхаживает взад, вперед.

Мимика Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления чувств, настроений человека. Через выражение глаз лица передается различное душевное состояние человека: радость, робость, печаль, злоба, скепсис и т.д. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. По данным В.А Лабунской, в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.

Улыбка Улыбка является своеобразным мимическим знаком расположения к себе людей. Она повышает настроение и работоспособность. Выражение лица способствует созданию соответствующего настроения. С мимикой очень тесно связан взгляд или визуальный контакт. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что глаза занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Общаясь, люди стремятся к обоюдности испытываю дискомфорт, если она отсутствует.

Различают взгляды: деловой, неформальный или социальный и интимный. Деловой взгляд Деловой взгляд охватывает «символический» треугольник на лице собеседника: лоб – зрачок правого глаза – зрачок левого глаза – лоб. Начальник должен смотреть на подчиненного деловым взглядом. Социальный взгляд Социальный взгляд. Если глаза движутся на лице собеседника по линии глаза – рот, то это неформальный. Мы пользуемся им на приемах, вечеринках и т.д. Интимный взгляд Интимный взгляд проходит через линию глаз собеседника и опускается ниже рта. Чем ниже, тем интимнее. Чем ближе друг к другу стоят собеседники, тем более благожелательно и дружелюбно они настроены. Если человек не смотрит прямо в глаза, значит он обманывает. Взгляд, устремленный в пространство, подглядывание на часы, говорит о скуке. Взгляд поверх очков действует на собеседника негативно.

3. Просодические и экстралингвистические средства Просодика Просодика – это общее название таких ритмико- интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистика Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом. Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, то есть отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

Скорость речи также отражает чувства. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи).

«Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего» Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Умение слушать – это один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона. Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и, наблюдая за жестами в ходе речи, может определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

Богатство языка предоставляет человеку различные возможности для описания себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям его личности, тем более позволяет этот язык понять изменить себя, тем больше различий между собой и другими людьми он может заметить. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Руководитель должен знать последствия употребления им слов и выбирать те, что работают на созидание, а не на разрушение.

4. Такесические средства. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее, покорное и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Не только физическим прикосновением, но и сочувствием можно помочь человеку, сделать ему приятное, чтобы он ощутил прикосновение.

5. Проксемические средства общения Проксемика Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел в начале 60- х годов американский антрополог Эдвард Холл. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Человек как и животные, рыбы, птицы имеет определенное воздушное пространство вокруг своего тела, а также личную территорию – квартиру, дом и т.д. Размеры воздушной оболочки человека зависят от плотности населения людей в месте их проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками.

Независимо от района проживания, размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны: интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими людьми; личная или персональная (46 – 120 см) - общение со знакомыми людьми; социальная (120 – 400 см) - общение с незнакомыми и малознакомыми людьми; публичная (свыше 400 см) - общение лектора со слушателями и др.

Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте: Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте: ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; не рекомендуется смотреть в упор на других; лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается; чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей; в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Воспринимая невербальную информацию, следует иметь в виду, что это прежде всего сигнал, требующий внимания собеседника. Но прежде, чем приступить к реагированию на этот сигнал, необходимо рассматривать его в общем контексте беседы и в сравнении с другими средствами передачи информации. Знание невербальных средств общения поможет деловым людям правильно оценить поведение людей, улучшить с ними взаимоотношения.

Спасибо за внимание