Основные положения системного подхода Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов, явлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел V. Биогеоценология Тема 1. Понятие, классификация и структура экосистем.
Advertisements

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен вещества(метаболизм) Совокупность протекающих в клетке химических превращений, обеспечивающих её рост,
Цитоплазма (от греч. κύτος «клетка» и πλάσμα здесь «содержимое») внутренняя среда живой или умершей клетки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической.
Экосистема Экосистема - основное понятие экологии. Это совокупность сосуществующих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих.
Продуценты – организмы, способные производить органическое вещество из неорганического. Этот процесс называется производством «первичной продукции». Консументы.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: обмен веществ и энергии в клетке.
Синергетика (от греч. συν «совместно» и греч. εργος «действующий») междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение.
Тема: «Потоки энергии в биосфере. Устойчивость биосферы.» Устойчивость биосферы.»
Метаболизм 2 Цели урока: 1.Формирование общих представлений о клеточном метаболизме и его биологическом значении. 2.Развитие навыков самостоятельной работы.
Биология 10 классОкружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Сообщества. Экосистемы. Биогеоценоз.
Тема презентации: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ 10 класс.
Лекция 18. Концепции современного естествознания. Термодинамика живых систем. Жизнь как информационный процесс. 1 Термодинамика живых систем закон (начало)
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую.
Биология 10 класс. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Клетка, её строение, химический состав, жизненные свойства.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи
Метаболи́зм (от греч. μεταβολή, «превращение, изменение») (обмен веществ) полный процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его.
Общая биология Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Экосистемы Понятие экосистемы. Экосистема - это сообщество организмов (растений, животных, грибов, микроорганизмов) с окружающей их средой, взаимодействующих.
Транксрипт:

Основные положения системного подхода Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов, явлений и процессов как систем в целостности выявленных в нем многообразных и разнообразных связей

Отличия содержания основной школы и базового уровня старшей школы Критерии Основная школа Старшая школа БУ Цели образования Ориентированы на овладение учащимися умениями объяснять особенности процессов и явлений окружающей и живой природы и процессы жизнедеятельности собственного организма; на освоение практических приемов ухода за растениями, животными, собственным организмом, оказание первой помощи себе и окружающим. Нацелено на освоение учащимися знаний и умений, значимых для формирования научного мировоззрения, современных представлений о естественнонаучной картине мира.

Критерии Основная школа Старшая школа БУ ОМСБО и ТУПВ 1. Структурировани е материала Содержательные блоки выделяются на основе целостности жизни и ее отличительных особенностей На основе идеи системной организации живой природы. 2. Характер содержания Преобладает изучение организменного уровня Биологических систем 3. Уровень теоретических обобщений Изучаются биологические процессы и явления на уровне понятий Биологические теории, законы, идеи, учения, гипотезы. 4. Степень практической направленности В большей мере ориентировано на практику. Отличия содержания основной школы и базового уровня старшей школы

1. С4. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? 2. С4. Каковы внешние и внутренние причины смены биогеоценозов? 3. С2. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза этих организмов. 4. С2. Почему круговорот веществ в экосистеме кукурузного поля незамкнутый?

5. С4. Почему агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы? 6. C4. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? 7. С2. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? 8. С2. От чего зависит устойчивость экосистем?

9. C4. Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса. Приведите не менее 3-х закономерностей. 10. С4. К каким изменениям в экосистеме луга может привести сокращение численности насекомых – опылителей?

11. C3. Известно, что реакции метаболизма ускоряются ферментами. К каким последствиям приведет снижение активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетического обмена животных? 12. С3. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

13. С3. Чем отличаются грибы от растений? 14. С3. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков. 15. С3. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.

Свойства биологических систем Целостность, которой не обладает ни один из ее частей. Новые свойства возникают из взаимодействий и взаимоотношений частей. Эти свойства нарушаются, когда система рассекается физически или теоретически на изолированные части. Можно распознавать индивидуальные части любой системы: эти части не изолированы, однако природа целого всегда отличается от суммы его частей. Живые системы открытые, они поддерживают себя в «устойчивом состоянии». «Устойчивое состояние» поддерживается за счет саморегуляции.

Системный подход- Совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и функции объектов, явлений или процессов в целом, представив их в качестве систем со всеми сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду, а также влиянием самой системы на ее структурные элементы.

Экологическая система В 1935 году англ. ботаник А. Тенсли развил представление об элементарных единицах, в пределах которых осуществляется на Земле круговорот веществ и поток энергии, ввел понятие «экосистема»

Экологическая система Под экосистемами Тенсли понимал «исторически сложившиеся открытые, но целостные и устойчивые системы живых и неживых компонентов, имеющие односторонний поток энергии, внутренние и внешние круговороты веществ и обладающие способностью регулировать все эти процессы».

Экологическая система Состав экосистемы: 1. Неорганические вещества (С,N, CO2, H2O и др.), включающиеся в круговорот. 2. Органические соединения (белки, углеводы, липиды, гумусовые вещества и т.д.), связывающие биотические и абиотические части. 3. Воздушную, водную и субстратную среду, включающую климатический режим и др. физические факторы.

Экологическая система Состав экосистемы: 4. Продуценты –автотрофные организмы. 5. Макроконсументы, или фаготрофы, - гетеротрофные организмы, в основном животные, питающиеся др. организмами. 6. Микроконсументы, сапротрофы (от греч. Sapros – гнилой), деструкторы – в основном бактерии и грибы, получающие энергию, либо путем разложения мертвых тканей, либо путем поглощения растворенного органического вещества, выделяющего самопроизвольно, или извлеченного сапротрофами из растений и др. организмов.

Экологическая система - лес атмосфера почвогрунт экотоп биоценоз растительность животный мир микроорганизмы

Схема простой пищевой цепи СО2 Продуценты Растительноядные Хищники Опад, гибель отд. особей и их частей Отбросы, остатки пищи, трупы Биоредуценты, деструкторы Сол.Эн. минерализация

Живые системы – открытые системы БС Энергия Вещества Отработанная энергия, вещества Информация Среда на входе Среда на выходе Информация

Свойства экологической системы Круговорот веществ: малый биотический, большой геологический Поток энергии.

Большой геологический круговорот веществ Горные породы Продукты выветривания Мировой океан Морские напластования Суша Выветр. разрушение потоки воды Геотектонические изменения: поднятие морского дна, перемещение морей и океанов; извлечение человеком организмов

Энергия в экологических системах и их продуктивность Энергию определяют как способность производить работу. Первый закон термодинамики, или закон сохранения энергии, гласит, что энергия может переходить из одной формы в другую, но она не исчезает и не создается заново. Например, энергия света превращается в энергию пищи.

Энергия в экологических системах и их продуктивность Согласно второму закону термодинамики или закону энтропии процессы, связанные с превращением энергии, могут происходить самопроизвольно только при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную. Например, тепло горячего предмета самопроизвольно стремиться рассеется в более холодной среде.

Энергия в экологических системах и их продуктивность Энтропия – мера количества связанной энергии, которая становится недоступной для использования. Термин энтропия используется как мера изменения упорядоченности, которая происходит при деградации энергии. Важнейшая термодинамическая характеристика организмов, экосистем, биосферы в целом – способность создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности, т.е. состояние с низкой энтропией. Низкая энтропия достигается постоянным и эффективным рассеянием легко используемой энергии (энергии света, пищи) и превращение ее в энергию, используемую с трудом (например, тепловую)

Энергия в экологических системах и их продуктивность Упорядоченность экосистемы, т.е. сложная структура биомассы, поддерживается за счет дыхания всего сообщества, которое постоянно «откачивает из сообщества неупорядоченность». Экосистемы и организмы представляют собой открытые неравновесные термодинамические системы, постоянно обменивающиеся с окружающей средой энергией и веществом, уменьшая этим энтропию внутри себя, но увеличивая энтропию вовне в согласии с законами термодинамики.

Действие двух законов термодинамики в случае превращения энергии Солнца в энергию пищи (сахара) путем фотосинтеза Солнце (А) лучи солнца (100 ед., рассеянная форма энергии) Лист (система трансформ. энергии) (В) Сахара (2 ед., концентр. форма энергии) (Б) Тепло (98 ед., очень сильно рассеянная энергия) ПЗТ: А= Б+В ; ВЗТ: В < А

Продуктивность экосистем В процессе жизнедеятельности сообщества создается и расходуется органическое вещество т.е. каждая экосистема обладает определенной продуктивностью. Различают первичную и вторичную продуктивность.

Продуктивность экосистем Различают первичную и вторичную продуктивность. Первичная продуктивность экологической системы, сообщества определяется как скорость с которой лучистая энергия усваивается организмами – продуцентами в процессе фотосинтеза, накапливаясь в форме органических веществ, которые затем могут быть использованы в качестве пищи. В процессе производства органических веществ выделяют четыре последовательные ступени.

Продуктивность экосистем 1. Валовая первичная продуктивность –это общая скорость фотосинтеза, включая те органические вещества, которые были израсходованы на дыхание. Иначе ее называют «валовым фотосинтезом» или общей ассимиляцией 2. Чистая первичная продуктивность – это скорость накопления органического вещества в растительных тканях за вычетом того органического вещества, которое использовалось при дыхании растений за изучаемый период. (Чистая ассимиляция)

Продуктивность экосистем 3. Чистая продуктивность сообщества – скорость накопления органического вещества, не потребленного гетеротрофами, т.е. чистая первичная продуктивность минус потребление гетеротрофами за учетный период, за вегетативный период, за год. 4. Вторичная продуктивность – это скорость накопления энергии на уровне консументов

Продуктивность экосистем В соответствии со вторым законом термодинамики поток энергии с каждой ступенью уменьшается, т.к. при превращениях одной формы энергии в другую часть энергии теряется в виде тепла.

Соотношение между поступлением солнечной энергии и первичной продуктивностью (использование в %) Этапы превращен ия энергии Общая лучистая энергия Солнца Поглощени е на автотрофн ом уровне Валов ая ПП ЧПП, доступная гетеротрофам Максимум Среднее в благопр. условиях ,5 Среднее для биосферы ,20,1

Упрощенная схема потока энергии в линейной пищевой цепи Общее освещение I LВПП или A ЧПП ВП Тепло Дыхание Трофические уровни Неиспользуемая энергия

Устойчивость экологической системы Состояние подвижно- стабильного равновесия экосистемы носит название гомеостаза («гомео» - тот же, «стазис» - состояние). В результате взаимодействия круговоротов веществ и потоков энергии, а также сигналов обратной связи от субсистем в большинстве экосистем возникает саморегулирующий гомеостаз.

Управляющие механизмы, действующие на уровне экосистемы 1. Микробные субсистемы, регулирующие накопление и высвобождение биогенных элементов. 2. Поведенческие механизмы и субсистемы «хищник – жертва», регулирующие плотность популяции, посредством обратных связей. 3. Избыточность функциональных компонентов

2. Субсистемы «хищник – жертва», регулирующие плотность популяции, посредством обратных связей Рост численности Ж Рост Численности Х (+) (-)

3. Избыточность функциональных компонентов 1А 1В 1С

Алгоритм изучения биологических систем структура, свойства, функции объектов, явлений или процессов в целом; информация в биологической системе; устойчивость и саморегуляция системы; межэлементными взаимосвязями в системе; взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду; влиянием самой системы на ее структурные элементы;

Клетка как биологическая система Свойства : для всех клеток характерна способность к росту, размножению, дыханию, выделению, использованию и превращению энергии, саморегуляции, реагируют на раздражители. Структура: цитоплазма содержащая органические и неорганические вещества, внутриклеточные структуры, состоящие из химических веществ и имеющие определенную форму, такие как клеточное ядро, митохондрии, рибосомы и др. Функции: осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться,. Отдельные части не могут выполнять весь комплекс жизненных функций, только совокупность структур, образующих клетку, проявляет все признаки живого. Природа целого всегда отличается от суммы его частей.

Взаимосвязи частей в клетке ПМ Лиз Пин-з мономерып/м ЭПС рибосомы Ядро К.Гольджи Митохондрии

Тезис Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни Аргумент Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям Аргумент. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток Вывод. Все организмы состоят из клеток, жизнь организмов в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток

Живые системы – открытые системы БС Энергия Вещества Отработанная энергия, вещества Информация Среда на входе Среда на выходе Информация

Биологическая информация: Генетическая информация содержится в наборе генов, кодирующих синтез белков организма (последовательность расположения нуклеотидов) Нейрологическая информация связанная с поведенческой информацией, которая лежит в основе действий организмов, ведущих активный, подвижный образ жизни (т.е. животных, начиная с моллюсков и червей), и контролируется особенностями нервной системы и с логической информацией, носителем которой является речь (на уровне человека).

Биологическая информация в клетке:

Процессы саморегуляции в клетке Внутренняя среда организма и ее регуляция рассматривается на двух уровнях – клеточном и тканевом. Состав цитоплазмы клеток изменяется благодаря: 1) избирательной проницаемости клеточной мембраны; 2) активности ферментов, зависящей от синтеза белков.

Избирательная проницаемость клеточной мембраны Диффузия Осмос Активный транспорт Перемещением мембранных структур (экзоцитоз и эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз)

Молекулярно-кинетическая теория строения вещества 1) все вещества состоят из частиц – молекул; 2) молекулы совершают непрерывное беспорядочные движения; 3) между молекулами существуют силы взаимодействия, которые зависят от расстояния между ними и могут быть силами притяжения и отталкивания.

Клеточная мембрана

Диффузия Движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией, т.е. движение по градиенту концентрации. Например, в легких кислород диффундирует в кровь, а диоксид углерода в то же самое время диффундирует из крови в альвеолы; через мембрану по обычным законам диффузии передвигаются вещества хорошо растворимые в жирах. Для ионов направление диффузии определяется по градиенту концентрации и по электрохимическим градиентам.

Облегченная диффузия При которой веществу помогает пройти через мембрану какая-либо специфическая молекула: транспортные белки мембраны - пермеазы. Они работают по принципу: белок связывается с веществом, как фермент связывает субстрат - изменяется конфигурация белка, в результате в мембране открываются каналы. У этих молекул может быть особый канал, пропускающий вещества только одного определенного типа. Например, поступление глюкозы в эритроциты. Транспортные белки отвечают за перенос сахаров, аминокислот, ионов кальция, натрия, калия и др. веществ.

Осмос Это переход молекул растворителя из области высокой их концентрации в область с более низкой концентрациейчерез избирательно проницаемую мембрану. Осмос – это особый вид диффузии. Во всех биологических системах растворителем служит вода. Вода через мембрану перемещается из гипотонического раствора в гипертонический путем осмоса до установления равновесия - растворы станут изотоническими.

Активный транспорт Это сопряженный с потреблением энергии перенос молекул или ионов через мембрану против градиента концентрации или против электрохимического градиента (ионов).

Избирательная проницаемость клеточной мембраны

Эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз Экзоцитоз

Активность ферментов, зависящей от синтеза белков

Механизм регуляции синтеза белка у прокариот

Взаимовлияние элементов на систему и на окружающую среду С3. Известно, что реакции метаболизма ускоряются ферментами. К каким последствиям приведет снижение активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетичеcкого обмена животных?

Влиянием самой системы на ее структурные элементы Взаимосвязь структуры и функции клеток различных типов тканей.

Живые организмы – термодинамически открытые системы Энергию определяют как способность производить работу. Свойства энергии описывается следующими законами. Первый закон термодинамики или закон сохранения энергии, гласит, что энергия может переходить из одной формы в другую, но она не исчезает и не создается заново. Например, свет- одна из форм энергии, его можно превратить в работу, тепло или потенциальную энергию пищи, но энергия при этом не пропадает.

Согласно второму закону термодинамики или закону энтропии процессы, связанные с превращением энергии, могут происходить самопроизвольно только при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную. Например, тепло горячего предмета самопроизвольно стремиться рассеяться в более холодной среде.

Энтропия Мера количества связанной энергии, которая становиться недоступной для использования. Термин энтропия используется как мера изменения упорядоченности, которая происходит при деградации энергии.

Важнейшая термодинамическая характеристика живых систем Важнейшая термодинамическая характеристика организмов, экосистем, биосферы в целом – способность создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности, т.е. состояние с низкой энтропией. Низкая энтропия достигается постоянным и эффективным рассеянием легко используемой энергией (энергии света, пищи) и превращением ее в энергию используемую с трудом (например, тепловую). Упорядоченность живых систем, т.е. сложная их структура, поддерживается за счет дыхания, которое постоянно «откачивает неупорядоченность».

Этапы превращения веществ и энергии в процессе диссимиляции 1 этап – подготовительный: сложные органические вещества под действием пищеварительных ферментов распадаются на простые, при этом выделяется только тепловая энергия. Белки аминокислоты Жиры глицерин и жирные кислоты Крахмал глюкоза

Этапы превращения веществ и энергии в процессе диссимиляции П этап – гликолиз (бескислородный): осуществляется в гиалоплазме; в нем участвуют ферменты; расщеплению подвергается глюкоза:

Этапы превращения веществ и энергии в процессе диссимиляции Ш этап – кислородный: осуществляется в митохондриях; в нем участвуют ферменты, расщеплению подвергается пировиноградная кислота:

Таким образом, биологические системы представляют собой открытые неравновесные термодинамические системы, постоянно обменивающиеся с окружающей средой энергией и веществом, уменьшая этим энтропию внутри себя, но увеличивая энтропию вовне в согласии с законами термодинамики.

Принцип устойчивого неравновесия живых систем - Эрвин Бауэр «Теоретическая биология» «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях». Из этого принципа Э Бауэр выводит основные свойства живых организмов – обмен веществ и ассимиляция, раздражимость, способность к размножению (деление клеток), рост, старение.

Алгоритм изучения биологических систем структура, свойства, функции объектов, явлений или процессов в целом; информация в биологической системе; устойчивость и саморегуляция системы; межэлементными взаимосвязями в системе; взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду; влиянием самой системы на ее структурные элементы;

Рассмотрение организмов в качестве систем с позиции информационного подхода Направления информационно-биологического подхода: 1) семантический: рассмотрение организмов в качестве систем, генерирующих и использующих информацию; 2) биокибернетический: изучение в живых системах (от клетки до экосистемы) процессов саморегуляции, протекающих с участием механизмов обратной связи(прежде всего – механизмов гомеостаза); 3) семиотический: коммуникационные явления на разных уровнях Жизни (клеточная сигнализация, химические распознавания в иммунной системе, восприятия сигналов различной природы сенсорными системами и т.д.)

Рассмотрение организмов в качестве систем, генерирующих и использующих информацию: Биологическая информация: -генетическая -нейрологическая.

Изучение в живых системах (от клетки до экосистемы) процессов саморегуляции, протекающих с участием механизмов обратной связи (прежде всего – механизмов гомеостаза);

Саморегуляция - ключевое свойство открытых систем Концепция обратной связи, разработанная Н.Винером Рис. Петля обратной связи Начальное, «входное» звено подвергается влиянию конечного, «выходного». Это означает само(авто) регулирование всей системы, поскольку изначальное влияние модифицуруется каждый раз, когда оно обходит всю петлю. А Б В Г,,, Р Обратная связь

Канал обратной связи Важнейшей функцией системы регуляции является выработка управляющего сигнала, который включает, усиливает, ослабляет или выключает ту или иную регулируемую реакцию. Канал передачи в управляющий элемент информации о состоянии объекта управления в каждый момент времени является каналом обратной связи. Между элементами системы управления существуют только информационные связи Изменения в системе вызываются информацией, поступающей изнутри или извне. А Б В Г... Р Объект управления Управляющий элемент Канал ОС ИС

Обратные связи В теории управления связью называется передача информации. Прямая связь – это передача команды исполнения. По обратной связи передается информация о состоянии исполнительного органа. Различают отрицательную и положительную обратные связи.

Отрицательная обратная связь Отрицательная обратная связь (ООС) стабилизирует состояние системы, предотвращает самовозбуждение или возврат ее в исходное состояние, иначе говоря, уменьшает возникшее отклонение, сводит его к нулю. Она «отрицает» возникшее отклонение, устраняет его и тем самым способствует возврату системы в состояние, от которого она отклонилась. Отрицательная обратная связь действует по принципу «если больше, то меньше, если меньше, то больше». Без ООС система не способна компенсировать отклонения от гомеостатического состояния: ООС обеспечивает механизм самоограничения, который заключается в удержании системы на заданном уровне.

Механизм регуляции артериального давления по принципу отрицательной обратной связи Повышение давления крови в кровеносном сосуде Окончания чувственого депрессорного нерва, находящиеся в стенке дуги аорты Мозг Уменьшение частоты и силы сокращения сердца, расширение артериол Нервные импульсы Падение давления Нервные импульсы ООС

Схема переноса электронов при циклическом и нециклическом фотофосфорилировании

Положительная обратная связь В ситуациях, когда необходим быстрый, скачкообразный переход в новое состояние, возникшее отклонение нужно не уменьшить, а, наоборот, еще более увеличить. В этом случае система использует положительную обратную связь. Положительная обратная связь действует по принципу «если меньше, то меньше, если больше, то больше». Например, опасность - нервная система - усиливается секреция адреналина (подготавливает организм к борьбе) - нервная система - усиливается секреция адреналина – содержание адреналина в крови резко увеличивается. Без ПОС система не может, когда это потребуется, быстро, скачкообразно переходить на новый уровень функционирования: ПОС создает механизм самовозбуждения, она должна действовать кратковременно. В противном случае в системе могут возникнуть нарушения, вплоть до выхода из строя.

Таким образом, без прямой связи система не может «командовать» исполнительными элементами, тогда как без обратной связи не «знает», как командовать, так как не получает информации о состоянии. В реальных условиях отрицательная и положительная обратные связи обеспечивают эффективную регуляцию.

Обратная связь – это связь на выходе системы обратная связь улавливает те или иные уже возникшие отклонения. Основанные на ней регуляторные механизмы работают по принципу «рассогласования», и деятельность их включается в момент наступления любых отклонений от заданного параметра, т.е. рассогласования между необходимой и фактической величиной.

Механизм регулирования по отклонению Управляющее устройство Исполнительное устройство Канал обратной связи Эталонный сигнал

Например, лабораторная водяная баня с термостатом установленным на 37˚С. Вода остывает T < 37˚С Включается нагреватель Нагреватель отключается T = 37˚С

Регуляторные механизмы, работающие на входе системы 1. Сигналом к их деятельности служит отклонение от заданной величины не на выходе, а на входе системы вследствие действия раздражителей, отличающихся по параметрам. В этом случае регулятор работает «по возмущению». 2. Такие воздействия могут превышать допустимую величину и вызывать нежелательные нарушения, поэтому должны быть механизмы, предотвращающие неблагоприятные последствия. 3. Системы работающие «по возмущению», имеют на выходе не просто сигнал «да-нет» или «все или ничего», но и содержат элементы пропорционального контроля: при уменьшении ошибки сигнал на выходе тоже уменьшается или совсем исчезает

4. При такой регуляции система реагирует на сигналы о возможном отклонении; это регуляция на основе предупреждающей информации, поступающей с опережением. 5. Здесь происходит не восстановление уже нарушенного состояния, а предупреждение возможности таких нарушений. 6. Подобная регуляция характерна для сложных биологических, технических и социальных систем управления

Регуляторные механизмы, работающие на входе системы

Отличие систем регуляции «по согласованию» и «по возмущению» Системы регуляции «по согласованию» и «по возмущению» устремлены на сохранение системы и отличаются друг от друга как, скажем, средства тушения уже возникшего пожара от средств и мер их предупреждения Оптимальным вариантом будет комбинированная система, которая может работать и по отклонению, и по возмущению В любых физиологических регуляторных защитных, компенсаторных реакциях имеет место взаимодействие обеих систем регуляции, функционирующих как на входе, так и на выходе системы

Например, при действии на глаз струи пыльного воздуха срабатывают оба механизма. Мигательный рефлекс предупреждает попадание пыли – механизм работающий на входе системы «по возмущению». Рефлекторное слезоотделение и обмывание склеры и роговицы слезами удаляет уже попавшую пыль – механизм, работающий на выходе системы «по рассогласованию».

В любой гомеостатической реакции можно наблюдать сочетанное действие обоих механизмов, работающих на этих различных принципах Общий принцип работы подобных механизмов представлен П.К.Анохиным в схеме «функциональной системы»

Схема функциональной системы регуляции по гомеостатическому показателю Гомеостатический показатель РЕЦЕПТОРЫРЕЦЕПТОРЫ ЦНС Реакция ВНС Эндокринные реакции Поведение Каналы обратной связи

Коммуникационные явления на разных уровнях Жизни (клеточная сигнализация, химические распознавания в иммунной системе, восприятия сигналов различной природы сенсорными системами и т.д.) Клеточная сигнализация

Химические распознавания в иммунной системе

Основные элементы сенсорной системы. Сенсорная система – это совокупность элементов НС, необходимых для возникновения определенного вида ощущения.

Корковые центры пяти основных ощущений.

Восприятия сигналов различной природы сенсорными системами

Алгоритм изучения биологических систем свойства, структура, функции объектов, явлений или процессов в целом; информация в биологической системе; устойчивость и саморегуляция системы; межэлементными взаимосвязями в системе; взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду; влиянием самой системы на ее структурные элементы; коммуникационные явления на разных уровнях Жизни.

Задание Проанализировать учебники по биологии и выявить используется ли в них системный подход при изучении биологических систем разного уровня организации: клетка, организм, популяция, вид, экосистема. Что освещено с позиции системного подхода и что упущено?