2015-2016 уч.г. «Методические рекомендации по составлению рабочих программ отдельных учебных предметов»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа начальные классы Кошелева Т.А., методист ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы.
Advertisements

Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
ВЫПОЛНИЛА: ПЛЕХАНОВА М.И. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «МАМОНТОВСКАЯ СОШ» Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов,курсов и КТП Из письма МОН Краснодарского края от г /13-14.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
МБОУ «Иртовская ООШ» Разработка рабочей программы по предмету на основе примерной программы.
Разработка учебных программ по предмету. Программа учебного предмета Программа учебного предмета Примерная программа составлена на основе Фундаментального.
Транксрипт:

уч.г. «Методические рекомендации по составлению рабочих программ отдельных учебных предметов»

Рабочая программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объёме, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения.

Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определённой учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Задачи программы: – дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); – конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы: – нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объёме; – целеполагания: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; – определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; – процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; – оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (утверждена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. 1/15) Примерная основная образовательная программа начального общего образования (утверждена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. 1/15) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС ООО (Приложение к приказу 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ФГОС СОО (Приложение к приказу 413 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.)

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Типичные ошибки при составлении рабочих программ встречаются в следующих разделах: 1. Старый образец титульного листа нужно заменить на новый (см. сайт «Гимназии 7» – раздел «Учительская») 2. Пояснительная записка должна содержать обязательно: название, автора и год издания программы, на основе которой составлена рабочая программа учебного курса; цель и задачи учебного курса; описание изменений (не более 20%), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, с обоснованием; особенности класса, в котором будет реализован учебный курс; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса; характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся; специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

Типичные ошибки при составлении рабочих программ встречаются в следующих разделах: Наиболее распространенная ошибка – отсутствие в Пояснительной записке : общей характеристики предмета, целей основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, выходных данных (с указанием даты утверждения) Примерной программы и ФГОС. Образец для написания выходных данных в 5-6 классах: Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения ( г. 1897) и примерной программы по русскому (родному) языку основного общего образования (протокол 1/15 от 8 апреля 2015 г.) +… (можно дописывать используемые УМК или выходные данные методических рекомендаций, например: «с использованием программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2013 г.)» Примечание: красным цветом показано то, что каждый учитель может заменять своими данными.

Рекомендации при написании Пояснительной записки рабочей программы: Образец для написания выходных данных в 7-9 кл.: Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре 2004 г., 1312; Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от г. 1089); Примерной программы по физической культуре 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2010 г. Образец для написания выходных данных в кл.: Рабочая программа по физической культуре составлена на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре 2004 г., 1312; Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от г. 1089); Примерной программы среднего (полного) образования по физической культуре классов. – М.: Просвещение, 2010 г. Примечание: красным цветом показано то, что каждый учитель может заменять своими данными.

В Пояснительную записку 5-6 кл. обязательно нужно дописывать: В рабочей программе также учтены: - преемственность с примерными программами ФГОС второго поколения начального общего образования, - основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, - анализ результатов ОГЭ (ГВЭ) и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске, МБОУ г. Мурманска «Гимназия 7» в прошедшем году, - методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе». Примечание: красным цветом показано то, что каждый учитель может заменять своими данными.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане должно отражать: - количество часов в год, заложенных Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации (по классам); - количество часов в год, заложенных в примерной программе (инвариантная часть и вариативная часть программы); - количество часов в год и в неделю в каждой параллели в Вашем ОУ в соответствии с изучаемой (авторской) программой; -изменения (не более 20%; если есть изменения), внесенные педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, с обоснованием. ПРИМЕР ТИПИЧНОГО ОШИБОЧНОГО НАПИСАНИЯ: 1) Программа рассчитана на 5 часов в неделю. 2) Полное отсутствие описания места в учебном плане, а также отсутствие единообразного описания места учебного предмета, в том числе в 7-11 кл. (в разных параллелях разные варианты написания данного раздела)

Классы Федеральный базисный учебный план (35 недель) В Мурманской области (34 уч. недели) Примерная программа в год в неделю Всего (661+53) ОБРАЗЕЦ: Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (ва­риант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе 175 ч, в 6 классе 210 ч, в 7 классе 140 ч, в 8 классе 105 ч, в 9 классе 105 ч. Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч. и формируется авторами рабочих программ. В примерной программе не отражен региональный (национально- региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа. Таким образом, примерная программа рассчитана на 661 час. Данная рабочая программа учитывает тот факт, что в Мурманской области не 35, а 34 учебных недели, и отражает в КТП 10% учебного времени, отведенного на изучение регионального (национально- регионального) компонента.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета. Метапредметные результаты освоения учебного предмета – универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты освоения учебного предмета – усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. Перечислить в этом же разделе УУД, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: регулятивные, познавательные, коммуникативные Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Типичная ошибка: 1) перечисление блоков, разделов без отображения изучаемого материала; 2) указание на количество часов, отведенного на изучение раздела; 3) отсутствие единообразного отображения данного раздела в разных параллелях, в том числе в 7-11 кл. ОБРАЗЕЦ: Графика. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Принципы русской графики. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Соотношение звука и буквы. Прописные и строчные буквы. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS – сообщений. Морфемика. Словообразование. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем. Словообразование как раздел лингвистики. Содержание учебного предмета (требует сравнения с Примерной программой от г.) Структура курса и последовательность предъявления материала: изучаемые разделы, темы без указания количества часов!

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности - название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения; - количество часов, отведённых на изучение темы, раздела учебного курса; - виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля; - направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся; - пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов. Возможный вариант оформления тематического планирования: п/п Дата Тема урока Возможные виды деятельности Планируемые результаты деятельности научитсяполучит возможность научиться

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплект Дополнительная литература к курсу Интернет-ресурсы Наглядно-демонстрационные материалы Раздаточные материалы Лабораторное оборудование ЭОР, программное обеспечение, цифровое оборудование Типичная ошибка: 1) описание обеспечения дается без разграничения для учащихся, учителя, дополнительной литературы и т.п. 2) отсутствие единообразного описания учебно – методического и материально – технического обеспечения

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: описание результатов без разделения на блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» Планируемые результаты освоения учебной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» и описывают примерный круг учебно – познавательных и учебно – практических задач, который предъявляется учащимся в ходе изучения разделов. Планируемые результаты, относящиеся к блоку «Выпускник получит возможность научиться», выделяются далее курсивом.

Блок «Выпускник научится» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», включают круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которым принципиально необходимо для успешного обучения и социализации учащихся и который может быть освоен подавляющим большинством обучающихся при условии целенаправленной работы учителя. Достижение этих результатов выносится на итоговый контроль, который может осуществляться как в ходе обучения (с помощью оценки и портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, проводится с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства учащихся, - с помощью заданий повышенного уровня. Единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения является успешное выполнение учащимися заданий базового уровня.

Блок «Выпускник получит возможность научиться» В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и /или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень.

ТРЕБОВАНИЯ к отражению предметной области ОДНКНР в рабочей программе, составленной в соответствии с ФГОС (от г.) для 5-6 класса (учебные предметы: история, обществознание, география, литература)