ФГОС До ФГОС Определяющей является предметная направленность, ЗУНы Компетентностный подход, то есть главным является личностный результат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая рефлексия. Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование,
Advertisements

Портрет «профессионального» ученика на ступени начального обучения Формирование ключевых компетенций у младших школьников.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Компетентностный подход в образовании (А. В. Хуторской) Кривенко Я. В.
«Формирование ключевых компетентностей школьников через исследовательскую деятельность» МКОУ «СОШ 2» г.Калачинск Аникина Людмила Алексеевна учитель английского.
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока Козловская Н. Н. МБОУ СОШ 20 учитель начальных классов.
Формирование общеучебных и предметных компетенций у учащихся в процессе работы над исследовательским проектом.
Формирование ключевых компетенций на уроках математики в 5 – 11 классах Учитель математики МОУ « СОШ с.Волоконовка» Туренко О.Б.
Ключевые компетенции учащихся. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями.
Формирование ключевых компетенций обучающихся через внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий Зам. директора по УВР Новикова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр» Ключевые компетенции личности младшего школьника Выступление.
Кластеры Кластер компетенций- набор тесно связанных между собой компетенций.
Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно - коммуникативной компетентности учащихся.
Компетентностный подход Формирование информационных компетенций.
Формирование ключевых компетенций учащихся Тимонина Л.И. Костромской государственный педагогический университет имени Н.А.Некрасова.
Семинар Ключевые компетенции учащихся. Компетенция и компетентность Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Транксрипт:

ФГОС До ФГОС Определяющей является предметная направленность, ЗУНы Компетентностный подход, то есть главным является личностный результат

Компетентностный подход - это комплексный подход, элементами которого являются определение целей, отбор содержания, организация образовательного процесса, выбор образовательных технологий, оценка результатов

Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным Традиционный подход Компетентностный подход Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром Существуют в виде деятельности, а не только в виде информации о ней Умение – это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний Могут быть применимы к решению разного рода задач Навыки – «действия, выполняемые автоматически» Компетенции осознаны и не автоматизированы, что позволяют человеку действовать не только в привычной для него обстановке, но и в новой нестандартной

Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». Компетенция ( переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Цели ЗУНы, отраженные в государственном образовательном стандарте (обязательный минимум). Предмет выступает самоцелью, а ученик всего лишь средство Развитие личности учащегося на основе освоения совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Образование с помощью предмета. Акцент перенес с содержания на результат образования Целевой основой выступает компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения. Главная цель развитие личности, раскрытие и развитие задатков и способностей личности

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Содержание Ориентация на фундаментальный характер содержания образования без учета необходимости значимости этого образования в жизни «Чему учу» Содержание определяется в соответствии с фундаментальным ядром, где фиксируются основополагающие элементы научного знания, понятийный аппарат. Формирование межпредметных, практико- ориентированных представлений о мире, способах практического действия в нем. «С помощью чего учу» Предметные знания как способ действий, которые осваивает учащийся в учебном предмете. Ученик не только знает, «что», но и «как». В предмет закладываются отчетливые и сопоставимы параметры описания того, что учащийся будет уметь делать «на выходе» «С помощью чего учу»

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Пути Трансляция знаний, приобретение необходимых ЗУНов. Монолог учителя Через усвоение УУД, способов действий и достижение на этой основе способности к развитию «компетентности и обновлению компетенций». Переход от обучения к активной деятельности над заданиями Освоение новых видов учебной деятельности, затребованных в любых жизненных ситуациях. Использование адекватных образовательных технологий, многообразие методов и форм организационной деятельности, увеличение роли самостоятельной работы. Акцент на практику решения учебной проблемы на основе полученного знания, важен опыт.

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Оцени- вание Оценивание приобретенных ЗУНов, в терминах единиц содержания: «чему учим, то и измеряем». Сравнение с эталоном. Оценивание по пятибалльной системе Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания разнообразна (портфолио, карта самостоятельной работы и пр.) Оценивание личностных, познавательных и коммуникативных УУД Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания разнообразна (портфолио, карта самостоятельной работы и пр.) Основная цель оценивания - развитие познавательной активности и мотивация к изучению предмета

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Роль учителя Транслятор «истинного» знания Организатор учебной деятельности учащихся. Сотрудничество, сотворчество. Диалог. Организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Диалог.

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Результат образования Предметные знания, умения, навыки, в соответствии с программами, оцениваются на экзамене. Чем больше знаний, тем лучше Результат определяется многообразием и характером УУД, которыми должен овладеть учащиеся Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Нет отрицания знаний, но акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Результат способность человека действовать в различных проблемных ситуациях

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Формула Знание + понимание + запоминание Компетенция – деятельность - компетентность

Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании Показатель Традиционный подход Системно- деятельностный подход Компетентностный подход Опреде- ление урока Это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляются передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей. Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором учащиеся овладевают умениями формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляются саморазвитие и самореализация учащихся

Составляющие элементы понятия "компетенция" -Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек. - Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. -Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности. -Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение. - Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно- смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Ключевые компетенции Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные компетенции Социокультурные компетенции Коммуникативные компетенции Информационные компетенции Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции предполагают умения: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции предполагают умения: владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции предполагают умения: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции предполагают умения : владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции предполагают умения : иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций учащихся на уроках математики в 5 х классах Учитель математики Низова Н.А.

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций Компетенция Форма урока Методы ПриемыТехнологии Оценивание Ценностно- смысловая компетенция Урок-игра, экскурсия путешест- вие Исследование Презентация своей деятельности Выступление Анализ текста Составление задач Проект Мозговой штурм Проблемный вопрос Точка зрения Метод проектов Проблемного обучения Участие исследователь ской деятельности Творческий продукт (например, книжка- малышка)

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций Компетенция Форма урока Методы ПриемыТехнологии Оценивание Учебно- познавательные компетенции Исследова- ние, экскурсия, лекция и т.д. Эвристически х вопросов, сравнения, гипотез, конструирование правил, презентация продукта деятельности, увеличение доли самостоятель ности, выполнение тестов, проблемные ситуации Открытая позн. позиция Отсроченая отгадка Ключевые слова Мозговой штурм Открытое обсуждение новых понятий Написание схем Опорных конспектов Составление таблиц Проектов Модульная технология Исследов. Методы обучения Методы проблемного обучения Ориентирован ные задания, тесты, анализ ситуации, проект

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций Компетенция Форма урока Методы ПриемыТехнологии Оценивание Социокультур- ные компетенции Урок-игра, экскурсия путешест- вие, исследова- тельская работа Презентация своей деятельности Выступление Проект Ролевая игра Метод проектов Проблемного обучения ИКТ Участие в групповой работе Создание презентации Портфолио Отчет своей деятельности

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций Компетенция Форма урока Методы ПриемыТехнологии Оценивание Коммуникатив- ные компетенции Урок-игра, лекция, Консульта- ция Презентация своей деятельности Выступление Обсуждение спорных вопросов Обмен мнениями Диалог Работа в паре Групповая работа Проект Мозговой штурм Точка зрения Метод проектов Игровые методы Устный контроль, объяснение, Модельный ответ Портфолио Выступление Исследова- тельская деятельность

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций Компетенция Форма урока Методы ПриемыТехнологии Оценивание Информацион- ные компетенции Урок-игра, экскурсия путешест- вие исследован ия Поиск и переработка информации Работа с учебником, справочной литературой Наблюдение В сети Интернет Создание кроссвордов, концептуаль- ных таблиц Тестовых заданий заданий Метод проектов Проблемного обучения ИКТ Обучение в сотрудничест- ве Анализ документов Подготовка презентаций Работа в сети Интернет Исследова- тельская работа

Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций Компетенция Форма урока Методы ПриемыТехнологии Оценивание Природовед- ческие и здоровье- сберегающие компетенции Урок-игра, экскурсия путешест- вие Исследование Презентация своей деятельности Выступление Составление задач Математическ ие физкультмину тки Точка зрения Метод проектов Проблемного обучения Участие исследователь ской деятельности Творческий продукт (например, книжка- малышка) Наличие и качество учебных принадлеж- ностей Гигиена труда

Спасибо за внимание