Семинар на тему «Коррекция потребительского отношения к жизни среди воспитанников» Психолог: Амирова Ольга Наиловна 2015 г.
Потребительское отношение: O эгоцентризм (инфантилизм). По отношению к детям понятие инфантилизма не применимо, можно говорить о ЗПР. O манипулирование другими с целью получить желаемое (угрозы, шантаж, ложь, эмоциональное давление). O вместо партнерских отношений «я-ты» устанавливаются отношения «я-объект» (моего воздействия).
Факторы, влияющие на формирование отношения воспитанников.
Внешние факторы окружающего мира и общества, воздействуют на ситуацию внутри детского дома, сотрудники и воспитанники не могут влиять на них непосредственно и вынуждены так или иначе адаптироваться к ним.
Текущий «социальный климат» В постсоветском обществе происходят процессы выработки новых морально-нравственных норм, на период, пока нормы не определены – морально-нравственная неопределенность.
- устоявшаяся практика решения вопроса сиротства в нашем государстве Мы предоставляем услуги по материальному содержанию, уходу, воспитанию и образованию ребенка, но не можем полностью компенсировать нехватку душевной близости и эмоциональной поддержки. Это может дать только жизнь в благополучной семье.
- двойственное, амбивалентное отношение к «детдомовцам» со стороны общества и родственников, если они есть. Подарок вместо любви и приятия. «Взятка», «откупные» от чувств жалости и вины. Избегание.
Микросоциальные факторы непосредственного окружения ребенка, особенности повседневной ситуации, особенности поведения лиц, с которыми ребенок общается каждый день.
- непостоянство и противоречивость «Предательство мира» - основа формирования базового недоверия к миру.
- функциональное отношение Совершенно нормальное отношение специалиста. Но если в окружении ребенка есть только специалисты, у ребенка формируется функциональное отношение к людям («я вас замечаю только пока мне от вас что-то надо»).
- систематическое нарушение границ личного пространства ребенка Все формы насилия (см. лекцию о насилии). Недостаток личного, неприкосновенного пространства приводит к дефициту самоконтроля у ребенка, формируется личная позиция пассивного «объекта» чужого воздействия.
- недостаток индивидуального подхода Если нет «особых привилегий», нет и благодарности за привилегии, нет и желания привилегии заслужить.
Индивидуальные Индивидуально-личностные особенности отдельных воспитанников.
- общий уровень развития Сложные формы социального поведения требуют нормального уровня интеллектуального развития. Сниженный интеллектуальный уровень приводит к недостатку контроля влечений.
- нарушения формирования привязанности психические, невротические, тяжелые и хронические соматические заболевания; различные формы зависимости (алкогольная, наркотическая, компьютерная);
- психологические травмы (особенно тяжелые, множественные и полученные в раннем возрасте) Вследствие травмы ребенок может ожесточиться, стараться причинить окружающим те же травмы, которые перенес сам. В то же время пережитая и «переработанная» личная травма может стать основой развития подлинного сопереживания и сострадания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ