Наместникова Ольга Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ НОШ 4 Нижегородская область г.Богородск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ «СОШ 1 г. Калининска Саратовской области»
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов» Подготовила : Волкова Е. И.,. Учитель физики МБОУ « Супоневская.
2 Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Формирование УУД на уроках литературного чтения в 4 классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 31 им.В.Толкуновой Белореченский район пос. Родники.
Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,которые.
Стрелкова Маргарита Вячеславовна учитель немецкого языка МБОУ СОШ 54 г. Кемерово.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Транксрипт:

Наместникова Ольга Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ НОШ 4 Нижегородская область г.Богородск

Универсальные учебные действия В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Виды универсальных учебных действий Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем

Перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.. Какой чертеж соответствует задачи? Два мальчика бежали навстречу друг другу. Один пробежал до встречи 24 метра, а другой в 2 раза больше. Какое расстояние было между ними сначала?

Составь задачу по схеме, по рисунку.

o Соотнеси предложения и схемы. Расставь пропущенные знаки препинания. Придумайте свои предложения Ни ягод ни грибов ничего не попадалось сегодня зайцу. Из подпола полетели всякие овощи морковка картошка петрушка свекла. Соотнеси слова со схемой. Придумай свои слова. Пароход Рассказ Подснежник Кино Молодой

Мыслительные операции Подумай, как можно разделить слова. Выполни группировку, раздели слова на два столбика.

Верно ли выполнена классификация? Слова записаны по свойству: «Имя существительное ж.р., м.р. с шипящим звуком на конце» o Брошь o Мышь o Зажечь o Мелочь o Карандаш o Уж o Ключ o Лещ

Задания на проверку результатов классификации 1, 10, 100, 2, 20, 200, 3, 30, Свойство: «Быть однозначным числом» 2. Выбери правильный ответ. o 1, 2,30 o 1, 10, 2,20, 3, 30 o 1, 2, 3 o 10, 100,20, 200,300 o 100, 200,300 o 10, 100, 20, 200, 30, 300

Найди закономерность и продолжи ряд. Назови группу.

Деревья КустарникиТравы На какие группы можно Разделить все растения?

Извлечение информации из текстов и таблиц Что связывают союзы в предложениях? Туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Солнце уже взошло, и на цветах блестела роса. Только мы с мамой спрятались под дерево, а солнечный дождик уже кончился. Мои друзья увлекаются не футболом, а плаваньем. Вывод: союзы и, или, а, но могут связывать не только однородные члены предложения, но и части сложноподчиненного предложения. Сложные количественные числительные пишутся слитно. Составные количественные числительные пишутся раздельно. Сложные и составные порядковые числительные пишутся так же, как и соответствующие им количественные числительные Имя числительное Какое по составу Простое СложноеСоставное Количественноечетырешестьдесят Двадцать четыре Порядковоечетвертыйшестидесятый Двадцать четвертый

Сделай вывод о написании букв о – ё после шипящих в корне слова. Прочитай слова. Сделай вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящий. Вскачь, навзничь, наотмашь, сплошь, настежь. Вывод: после шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. Шелк - шелка шов Шепот - шептать шорты Черный - чернота крыжовник Желтый - желтеть шоссе

Волк и Заяц собрали данные об увлечениях четвероклассников своей школы. Результаты они записали в таблицу. Объясни как Волк и Заяц составили таблицу, полученные данные представь в виде диаграммы. Увлечение класс 4 «а»4 «б» Спорт 15 уч.10 уч. Музыка 5 уч. Чтение 25 уч 5 уч. Театр 15 уч 25 уч. Танцы 5 уч.20 уч. Рисование 10 уч.-

Делать выводы, представлять информацию в виде схем, таблиц. От чего зависит написание букв о и а на конце наречий? слева вправо справа направо изредка начерно досыта засветло дочиста запросто о а на- за- в-из- (ис-) до- с-

Назови жанры устного народного творчества. Заполни схему.

Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи Ты хочешь найти рецепт приготовления блинов. Укажи список книг, в которых ты можешь найти нужные сведения. Толстой А. «Золотой ключик» Блюда русской кухни Хозяйке на заметку Поваренная книга История России Дать пояснение значений незнакомых слов и выражений: Сажень Вздор Плат Набивает цену

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка

Целевая установка к чтению. Рубрика «Обрати внимание» Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, врагами русской земли. Герои былин- богатыри- наделены необычной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Но у каждого богатыря особый характер, поступки, поведение. Ты прочитаешь былины и узнаешь, какие были на Руси богатыри, какие подвиги они совершали, как к своим героям относился народ. Это ты уже знаешь Что ты уже знаешь о басне? Какие басни тебе уже известны? Басни возникли в Древней Греции. Их сочинял мудрый раб Эзоп. Его басни - это краткие рассказы со скрытым смыслом. Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа. Ты прочитаешь басни Эзопа и Крылова. Подумай, чем они похожи, а чем различаются, как их нужно читать?

Правописание. Рубрика «Давай подумаем» (материал для наблюдения) Меж грибами мухомор Красотой гордится Нечего гордиться – Для супа не годится - Что заметили в стихотворении? - Чему будем учиться на уроке?

Как устроен наш язык. Тема: «Глагол как часть речи» Что можно сказать о группах слов? (имена существительные различаются по родам, изменяются по числам и падежам) (имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам О чем будем говорить на уроке? Могут ли глаголы изменяться по родам, числам и падежам

Составлять план действий, действовать по плану. Найди в плане ошибки, расставь по порядку. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Составлять план действий, действовать по плану Начертить отрезок: Составим план. Как будем решать учебную задачу. 1. С чего начнем? 2. Каким будет первый шаг? 3. Как будем действовать дальше?

На первом этапе обучения учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта: - найди дерево, рассмотри ствол, определи его цвет, форму, сосчитай сколько крупных ветвей отходит от ствола -найди среди растений кустарники, чем они отличаются от деревьев, назовите особенности внешнего вида -найди среди растений травы, сравни их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем отличаются. В 3-4 классе инициатива передается детям. Школьники учатся самостоятельно составлять план, выстраивать последовательность своих действий. Обязательными становятся практические работы, построенные на самонаблюдении и взаимонаблюдении: Рассмотрим цвет глаз друг друга Определим пульс Измерим рост и вес

Выбери необходимые действия для нахождения периметра многоугольника и установи их последовательность. Определи число сторон многоугольника Найди сумму двух сторон многоугольника Умножить длину сторон многоугольника на число сторон Измерить длину стороны многоугольника

А.П.Чехов «Степь» Перечитай, рассмотри внимательно план. Найди ошибку в плане

Контроль, коррекция Рубрика «Проверь себя» -обучает контролировать и оценивать свои знания Устное народное творчество Вспомни в каких сказках есть присказки и какие. В каких сказках есть загадки? Загадай эти загадки своим друзьям. Какие бывают сказки? Какие произведения фольклора ты еще знаешь? Проверь себя: сколько ты знаешь пословиц? Подготовься к конкурсу «Знатоки загадок, пословиц и поговорок» Самооценка детьми своей работы: «Я доволен своей работой», «Я допустил ошибку»…

Проверять и результаты своей работы. Давать самооценку. Найди разность чисел. Если твои результаты не соответствуют данным в рамке, проверь свои вычисления и постарайся найти ошибку

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Участие в диалоге: -диалоги реальных лиц(мама и дочка, дедушка и внук – спрашивают о здоровье, поздравляют с праздником -диалоги животных и растений: «Лесное собрание осенью», «О подготовке к зиме зверей и птиц» -Диалоги неодушевленных предметов: «В ночь под Новый год игрушки рассказали…», «Ночью в цветочном магазине цветы рассказывают, где прошло их детство..»

Работа над монологической формой речи Истолковывать текст через творческий пересказ Н.Г.Гарин-Михайловский «Лягушка-путешественница» -Перескажи от имени лягушки один из эпизодов сказки. Выборочный Древнегреческий миф «Дедал иИкар» -Подготовь рассказ о жизни Дедала Краткий Сказка-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок» -Подготовь краткий пересказ Подробный Древнегреческий миф «Арион» -подготовь подробный пересказ Создание отзывов, аннотаций -К.Д.Бальмонт «Россия». Отзыв. -Какое это стихотворение, обоснуй свой ответ. -Напиши отзыв о своей любимой книге о детях Творческие задания на словесное иллюстрирование -С.Я.Маршак «Ледяной остров». Проба пера -Каким вы представляете остров, напиши.

Виды творческих рассказов: - Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия природы, труда людей («Птичья столовая», «Как мы дежурили» -Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг («Как звери живут зимой», «Кто такие насекомые» -Описательный рассказ, построенный на сравнении разных явлений природы и социальной жизни («Лес и луг», «Всегда ли были школы») -Рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета, основанное на непосредственном восприятии или чувственных образах -Рассказ-сочинение («Кого мы встретили на Луне», «Зачем людям природа», «Должен ли человек беречь сам себя?»

Обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою. Создание текстов определённых жанров: поздравлений, писем, этюдов, загадок, текст – рассуждение, текст – повествование, текст – описание. Ситуации для общения детей с персонажами учебника Наташа говорит, что между частями любого сложного предложения можно поставить точку и получиться несколько простых предложений. Женя считает, что в сложноподчиненном предложении это сделать нельзя, так как части такого предложения не могут существовать самостоятельно. С кем из ребят ты согласишься? Проверь. Мы дышали на снежинки, и они превращались в капли. Мы дышали на снежинки, чтобы они превращались в капли. Части сложноподчиненного предложения неравноправны: одна часть - главная, другая – зависимая. От главной к зависимой можно задать вопрос.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Используя способ поразрядного вычитания, объясни, как каждый их учеников вычислил разность многозначных чисел 539 * * * *

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Отстаивать свою точку зрения Рубрика «Обсудим вместе» Как ученики выполнили умножение суммы на число? 90 х 4= х 4= =460

Рубрика «Вспомни» способствует использованию при построении рассуждений. Дети должны рассуждать, строить предположения, высказывать свою точку зрения, сравнивать ее с мнением одноклассников, находить общее решение. Тема «Солнечная система» -Какие тела входят в Солнечную систему? -Что расскажут о Солнце люди разных профессий: астроном, земледелец, художник -Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла

действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания Личностные УУД Действия самоопределения

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность. Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений; формирования основ гражданской идентичности путем знакомства и героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России « Устное народное творчество», «Русские писатели», «Родина». Например: o Былина «Волх Всеславович». «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Первый бой Ильи Муромца» o Книги А.Г.Паустовского «Теплый хлеб», «Стальное колечко», Книги писателей-натуралистов М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца» Г.Скребицкий «Заботливая мамаша», В. Бианки «Кто чем поет?» А. Гайдар «Тимур и его команда». «Горячий камень», Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок» o С.Я.Маршак «Урок родного языка», С. Есенин «Я покинул родимый дом», «Березы», «Нивы сжаты», И.С.Никитин «Русь» Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» -Почему о подвиге Ермака Тимофеевича сложили легенду? Сравните героев, их подвиги? Какими качествам наделяет их народ?

Положительная мотивация к обучению и к чтению. Произведения Л.Пантелеева о детях «Честное слово» -Выразительное чтение диалогов «Автор-мальчик», «Мальчик-майор» К.Г.Паустовский «Стальное колечко» -Образ девочки Вари -Отношение автора к девочки Стихи С.А.Есенина «Бабушкины сказки», «Я покинул родимый дом», И.З.Суриков «Детство» Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы» -Прочитай эпизод «Спасения Жучки». Какие чувства испытывал Тема?. Как вы относитесь к поступку Темы? Каким вы представляете Тему? С.В.Михалков «Школа» -В каких словах слышится любовь поэта к школе? -Кем стали друзья поэта?

Смыслообразование, самоопределение и самопознание Книги Древней Руси -Похвала книгам Поучение Владимира Мономаха детям Очерк Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь» -Какие права имеет ребенок, найди ответ в тексте В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» С.В.Михалков «Школа» Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» знакомит учащихся с культурой мусульманских народов, их обычаями, традициями, общечеловеческими ценностями.

o Наша Родина в разные исторические времена o Родной край – частица Родины o Путешествие по старинным русским городам o Народы России o Профессии родителей o История родной страны (как развивалась экономика, культура, просвещение) o Чем богата и знаменита наша страна Темы творческих рассказов: o «Родина- это…» o «Наша древняя столица o «Прогулка по родному городу» o «Приглашаем к столу – русская трапеза» o Что значит любить свою страну o Может ли человек жить один? o Как нужно относиться к другим людям

Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Вывод Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Используемая литература Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003 Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.