Анализ результативности образовательного процесса К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Заслуженный учитель России
Лекция 6 февраля 2014 Тема: Анализ результативности образовательного процесса. мониторинг, как метод контрольно- диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением Анализ организации непосредственно образовательной деятельности. Организация тематического контроля. День диагностики, регулирования и коррекции. Педагогический мониторинг. Итоговая отчетность в конце учебного года.
Педагогический мониторинг В настоящее время общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. В связи с этим актуальными становятся вопросы о системе мониторинга за результатами образовательной деятельности. Главные темы семинара: мониторинг, как метод контрольно- диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением
Педагогический мониторинг Неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя ДОУ является контрольно - диагностическая функция. Мониторинг мы будем рассматривать как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно- диагностической функции.
Педагогический мониторинг Понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, а изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности человека. В рекомендациях Минобразования РФ (от 11 июня 1998 г. 33) дано определение:Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.
Педагогический мониторинг П.И. Третьяков рассматривает мониторинг как специфический метод исследования педагогической деятельности и определяет в качестве основной его функции контрольно-диагностическую: …педагогический мониторинг – метод постоянного исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно - диагностическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.
Педагогический мониторинг А. С. Белкин выделяет четыре вида внутреннего мониторинга в образовательном учреждении: дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса; воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; социально-психологический - слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (системах: руководитель- педагогический коллектив; руководитель – ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - ученик; учитель - семья).
В инструментарий мониторинга включается: система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта; сбор необходимой информации через: опросы (анкетный, выборочный, прессовый, репрезентативный, социометрический, экспертный и т.д.); анализ (документов, компонентов; последовательный, причинный, системный, структурно-функциональный и т.д.); наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т.д.) и другие методы исследования; формирование "банка данных", куда поступает получаемая информация; специальные (компьютерные) программы, помогающие в сборе и обработке данных (к сожалению, пока в силу остаточного принципа финансирования образование не в состоянии технически оснастить мониторинговые исследования в полном объеме).
Педагогический мониторинг В.Г. Алямовская выделяет важные условия организации мониторинга в ДОУ: он должен соответствовать стратегической цели образовательного учреждения; как метод контроля должен опираться на современную теорию управления образованием, новейшие достижения психолого- педагогической науки и практики, при этом учитывать нормативные документы Министерства образования и науки; должен представлять собой системную взаимосвязь всех структурных компонентов: сбор и обработку информации, анализ и диагностику, экспертизу и контроль; рефлексию и прогнозирование, интерпретацию, коррекцию и оценку; технологии, используемые в системе мониторинга, должны соответствовать его цели, задачам, объекту изучения; решать задачи мониторинга должны высококвалифицированные специалисты при участии педагога-психолога; исследование объекта должно соотноситься с нормативными показателями.
Из чего складывается оценки результативности В системе внутризаводского мониторинга важен вопрос реальной оценки результативности, которая складывается из: самооценки воспитателя; оценки родителей; оценки руководителя или экспертной группы; итоговой оценки. Необходимо разработать шкалу оценок, которая может иметь несколько вариантов.
Примерная шкала оценок Словесная ЦветоваяБальная ЗначокПроцентная Высокий уровень Красный 3 балла++От 100% до 76% Достаточный уровень Желтый 2 балла+От 75% до 66% Критический уровень Зеленый 1 баллVОт 65% до 41% Недопустимый уровень Синий 0 баллов–О 40% и ниже
Оценка кадров – одна из важнейших функций руководства коллективом.Оцениваемый должен быть убежден в объективности оценки; воспринимал ее как полезную для себя; знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки; хотел их устранить; руководитель знал, какая помощь нужна сотруднику; был уверен, что эта помощь будет оказана. То есть оценка в этом случае призвана стать фактором, стимулирующим профессиональное развитием. Методы при организации контроля. : наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта); анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития); беседа (обязательно с обменом мнениями); анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам); хронометраж ( измерение во времени); изучение документации; устная или письменная проверка знаний.
Оценка педагогической деятельности В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме. Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.
Оценка педагогической деятельности Одна из задач, мониторинга, - максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют: отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки; создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации; моделирование педагогического процесса; предоставление педагогу возможности апробировать их на практике; создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.
Виды управленческого контроля Оперативный контроль направлен на получение текущей или ежедневной информации о состоянии дел. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые были сделаны по ходу изучения состояния вопроса. План оперативного контроля Вопросы на контроле Возрастные группы, недели месяца младшая средняя старшая подготовительная
Тематический контроль Тематика изучения состояния образовательного процесса планируется в годовом плане. 1 этап. Постановка целей тематического контроля. Четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п. 2 этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы. Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Виды управленческого контроля Тематический контроль направлен на всестороннее изучение состояния образовательного процесса в соответствии с годовыми задачами ДОУ. План тематического контроля Цель__________________________________________________________________________ Проверка проводится с _____ по____ октября 20_____г. Разделы Содержание контроля Методика контроля Диагностика развития детей по данному направлению Уровень профессионального мастерства воспитателей Система планирования работы с детьми Создание условий и оценка развивающихся сред в группах, на участках, в методическом кабинете Взаимодействие с семьей воспитанников
Тематический контроль 3 этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля. Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. 4 этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ. В тематическом контроле кроме заведующей и старшего воспитателя участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели. Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете.
Виды управленческого контроля День диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) – одна из форм организации оперативного контроля. ДРК – это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Структура ДРК 1. Инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводится ДРК. 2. Составляется общая программа дня (возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.) 3. Определяются сроки проведения ДРК и обработка полученных материалов. 4. Готовятся схемы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться. 5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК. 6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.
задание Задание. Используя «Правила этики поведения инспектирующего», приведенные ниже, проанализируйте и выделите пункты, которых вы реже всего придерживаетесь при проведении контроля в своем ДОУ. В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования ( ). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:
Правила этики поведения инспектирующего · честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности; · стремление к точности и уважение к очевидности; · достоверность изложенных фактов; · вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами; · уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы; понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп; ·
Правила этики поведения инспектирующего · оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования; · признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства; · уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления; · понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается; · действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.
Спасибо за внимание !