Представление основных результатов исследования по Ярославской области в рамках проекта «Исследование эффективных моделей государственно- общественного управления образованием, связанных с личностными и профессиональными характеристиками руководителей общеобразовательных организаций, с целью разработки и распространения рекомендаций по повышению профессионального уровня управленческих кадров на всей территории РФ» Зав. кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО ИРО Константинова В.Г.
Особенности проведенного исследования управленческих практик директоров школ: Впервые за последние 20 лет; Исследование с целью улучшения: Участники – более 60 регионов; Впервые объект изучения – практики управления учебным процессом
Типы общеобразовательных учреждений Ярославской области (на )
Численность директоров-женщин в регионе (всего в области на г директора школ)
Квалификационные категории директоров городских общеобразовательных школ
Квалификационная категория директоров сельских общеобразовательных школ
Возраст директоров общеобразовательных школ
Типичный портрет директора школы Ярославской области (практически совпадает со средним по РФ): Женщина; Имеет полную занятость; Совмещает основную работу руководителя общеобразовательным учреждением с преподавательской; Квалификационная категория: в городе, в основном, высшая и первая, а на селе – первая и высшая (либо аттестованы на соответствие должности) Образование – высшее педагогическое; В последние 3 -4 года получена профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» Стаж работы составляет более 20 лет; Возраст - от 40 до 55 лет.
Некоторые показатели оценки деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений: Некоторые показатели оценки деятельности руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений: Соответствие деятельности учреждения требованиям законодательства Качество управления ОУ Информационная открытость учреждения Качество образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности обучающихся Качество образовательных результатов ОУ
Направления оценки и руководителей и образовательных учреждений ПРАКТИЧЕСКИ ОДИНАКОВЫ При оценке деятельности руководителей ОО и оценке деятельности ОО незначительно отличаются показатели и баллы, начисляемые за выполнение или невыполнение показателей Максимальное количество баллов, которое может получить руководитель ОО – 39 Максимальное количество баллов, которое может получить образовательная организация – 60.
Вывод Об оценке деятельности директорского корпуса школ ЯО: Показатели и критерии эффективности деятельности руководителя связаны с его функциональными обязанностями и только в небольшой степени отражают его профессиональное развитие. Все формальные требования и разработанные нормы по развитию качеств руководителя ОО соблюдены, однако на качество школьного образования существенного влияния пока это не оказывает. Оценка эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей проводится в ЯО в соответствии с разработанными и принятыми нормативными актами. Оценка эффективности носит формализованный и констатирующий, а не мотивирующий характер. НО:
Вывод 2. О нормативно-правовых аспектах деятельности руководителей школ в ЯО: По всем направлениям деятельности руководителей РСО существуют действующие нормативные документы введение конкурсной процедуры для назначения на должность руководителя; введение эффективного контракта для руководителей Наиболее существенные изменения последних лет – это: процедура аттестации действующих руководителей на соответствие занимаемой должности
Каковы главные ожидания от введения эффективного контракта? Введение эффективного контракта Решение проблемы мотивации руководителя Эффективная управленческая деятельность
Введение эффективного контракта – одно из полей напряженности в деятельности директоров школ практическую помощь в разработке и внедрении механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования; Ожидания руководителей ОО от ИРО Ожидания руководите лей от ДО Ожидание ДО от руководит елей Ожидания ИРО от руководителей
Введение эффективного контракта – одно из полей напряженности в деятельности директоров школ установления взаимосвязи между показателями качества и оценкой эффективностью деятельности руководителя образовательной организаций Ожидания руководителей ОО от ДО Ожидания руководите лей от ИРО Ожидание ДО от руководите лей Ожидания ИРО от руководителей
Введение эффективного контракта – одно из полей напряженности в деятельности директоров школ Понимание необходимости оценки эффективностью деятельности руководителя образовательной организаций и установления показателей качества Мотивированность руководителей на эффективную деятельность Ожидания ДО от руководителей ОО Ожидания руководите лей от ИРО Ожидание ДО от руководите лей Ожидания ИРО от руководителей
Введение эффективного контракта в общем образовании предусматривает : обновление кадрового состава привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе подготовку и профессиональную переподготовку руководителей образовательных организаций. ОДНАКО: 39 % руководителей сельских школ и 28% директоров городских школ сомневаются в необходимости введения ЭК и его эффективности
Введение эффективного контракта – одно из полей напряженности в деятельности директоров школ Сотрудничество Субъектная позиция Ожидания ИРО от руководителей ОО Ожидания руководителей от ИРО Ожидание ДО от руководителей Ожидания ИРО от руководителей
Вывод 3. Об аспектах государственно-общественного управления в деятельности директоров школ ЯО: В большинстве своем, руководитель является единоличным исполнительным органом СОШ, осуществляющим текущее руководство его деятельностью Управляющие советы в большом количестве СОШ носят номинальный характер Имеют место нарушения в деятельности УС школ (директор школы возглавляет УС)
Вывод 4. О формах профессионального развития директорского корпуса школ ЯО: С 2015 года: Проведение дней ИРО в муниципальных районах с выездом методистов, специалистов ИРО, практиков г. Ярославля и Ярославской области
Преобладающие формы и продуктивные методы развития руководителей ОО Проблемное обсуждение Круглые столы Психологиче ские практикумы Групповые практикумы Выездные занятия в отдаленных школах Решение кейсов и ситуационных задач Деловые игры Проектная деятельность
Вывод 5. На фокус группах выявлено, что: Программы повышения квалификации по формированию лидерских качеств руководителей требуют обновления и актуализации их значимости для директоров школ Директора школ в большинстве своем считают, что лучший «учитель» успешного директора – это приобретаемый в управленческой деятельности собственный опыт, самообразование и опыт коллег, а не целенаправленное обучение
Предложения, полученные от директоров школ на фокус-группах: Стажировки по управленческим практикам должны стать важной частью деятельности руководителя. Важно предусмотреть обучение и развитие заместителей руководителей СОШ по программам ППП, предназначенным конкретно для заместителей директоров Финансирование этих программ должно быть одним из приоритетных направлений финансовой политики в сфере образования. Разработка программ стажировки должна проводиться совместно учреждением ДПО и успешными руководителями- практиками.
Запрос директоров школ на тематику ППК для заместителей руководителей СОШ Надзор за исполнением контроля качества в области образования Мотивирующее управление инновационными процессами в современной школе Формирующее оценивание Формирование / обновление профессиональных компетенций современного заместителя руководителя школы Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС Профилактика профессионального выгорания
А также: Управление воспитательной системой образовательной организации в условиях введения и реализации ФГОС Азбука управления образовательной организацией (для начинающих заместителей руководителей и резерва) Инновационный менеджмент в образовании Проектная деятельность Мониторинг деятельности педагога Экспертиза качества образования
Система подготовки и повышения квалификации директоров В основу нормативных правовых актов был положен План мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности и качества образовательных услуг в Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства области от г. 43-п. Часть II этого постановления посвящена изменениям в общем образовании, направленным на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования.
Распределение руководителей ОО, обученных по программам профессиональной переподготовки «Менеджмент», «Менеджмент в образовании», «Менеджмент организации» в образовательных организациях ДПО и ВПО Ярославской области в г.г.
Организация ВПО или ДПО, осуществляющие реализацию программ ППП Название программы ПППКол-во часов ГОАУ ЯО «Институт развития образования» (ИРО) Менеджмент в образовании 514 часов ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический институт им К.Д. Ушинского Менеджмент организации 1004 часа ГОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова Менеджмент в образовании часов ГОУ ВПО Ярославский филиал МЭСИ Менеджмент в образовании, Менеджмент организации 514 часов Ярославский филиал НОЧУ ВПО МСГИ (прекратил существование в июне 2014 г.) Менеджмент в образовании Менеджмент организации 508 часов Академия МУБи НТМенеджмент в образовании 290 часов
На чьи средства учатся руководители по программам профессиональной переподготовки? Средства бюджета (действующие руководители СОШ, СПО, ДОУ) Средства ОО (действующие руководители СОШ, УДОД и ДОУ, которые по разным причинам не вошли в списки на обучение; управленческий резерв) Личные средства руководителей (действующие руководители УДОД, ДОУ, небольшого количества СОШ, у которых заканчивается срок контракта; управленческий резерв)
Программа ППП «Менеджмент в образовании» Психологический модуль Элективный модуль (3-4 дисциплины по выбору) Управленческий модуль Правовой модуль Экономический модуль ВЫБОР
Государственные/муниципальные и негосударственные центры ДПО (формы - дистанционное обучение, обучение по индивидуальным программам): ГЦРО (Городской центр развития образования), учредителем которого является департамент образования мэрии города Ярославля в г. Рыбинске - МОУ ДПО "Информационно- образовательный Центр", учредитель - департамент образования мэрии города Рыбинска. в г.Тутаеве – МОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Информационно- образовательный центр», НОУ «Информационно- консультационный центр» (Центр Инновационных технологий) (Ярославль) НОУ «Конверсия» Другие центры и НОУ ДПО
Уникальное в РСО: Открытая дискуссионная площадка «Педсовет 76.рф» Место проведения – ИРО, периодичность – 1-2 раза в месяц Форма: очно (60-80 чел.), веб-трансляция на все муниципальные районы (охват – более 300 участников одновременно) 1. Определение ключевых компетенций и региональных приоритетов, касающихся ключевых компетенций педагогов и руководителей ОО 2. Определение основных направлений внутрифирменного обучения 3. Определение основных проблем и их источников, путей решения этих проблем и поиск ресурсов.
Реализация региональных проектов – инструмент стратегического развития РСО Региональный проект «Развитие кадрового потенциала региональной системы образования». Цель проекта: создание условий для формирования актуальных профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций региона, в том числе и руководителей.
В качестве резюме: Существующая система подготовки, ПК и профессионального развития директоров, в целом, соответствует стоящим перед ними задачам управленческой деятельности Практически все действующие руководители ОО Ярославской области имеют соответствующее их статусу и профессиональной деятельности образование. Департамент образования ЯО ведет планомерную работу по инициированию к обучению и организации повышения квалификации руководителей школ и других типов ОО. Ведущее место в системе ДПО руководителей ОО - повышении квалификации и профессиональной переподготовке - занимает в Ярославской области ГОАУ ЯО «Институт развития образования», который за последние 5 лет (с 2011 по 2015 г.г.) подготовил по программам профессиональной переподготовки 720 руководителей региональной системы образования.
Об актуальных и первоочередных задачах РСО (источник: ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ за 2013 г. и за 2014 г.) Стимулирование деятельности образовательных учреждений, достигших высоких результатов (для этой цели необходимо формирование региональных фондов развития и прозрачного механизма ) Снижение доли неэффективных расходов в образовательных учреждениях за счёт оптимизации сети, штатных расписаний, выведение из оборота основных средств, не используемых образовательным учреждением. Разработка методического инструментария по финансово- хозяйственному обеспечению деятельности ОУ (бюджетная политика, бухгалтерский учет, проведение закупок). Продолжение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на новый ФГОС; Продолжение поэтапного перехода педагогических работников образовательных учреждений на«эффективный контракт».
Спасибо за внимание! Кафедра менеджмента ГОАУ ЯО ИРО Тел Мы готовы к сотрудничеству!