Реализация основных нормативных документов при переходе на ФГОС ООО. Основные направления ФГОС и их новое содержание К.п.н. Полтавцева, зам. директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Advertisements

Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Психологические особенности подросткового возраста.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Лисасина Н.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112». 31 января 2013г.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Транксрипт:

Реализация основных нормативных документов при переходе на ФГОС ООО. Основные направления ФГОС и их новое содержание К.п.н. Полтавцева, зам. директора МБОУ СОШ 10

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Основные направления совершенствования образования в соответствии с ФГОС Личностное развитие школьников Обеспечение выбора Метапредметность Исследовательский и проектный компонент Новая система оценивания Социальное партнерство Новый урок и деятельностный метод обучения

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве ; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование основ экологической культуры; 10) принятие ценности семейной жизни; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Личностное развитие школьников Обеспечивается через организацию учебной и внеурочной деятельности: Решение учебных и проектных задач, акцентное чтение текстов, учебные дискуссии, рефлексию, освоение способов учебного взаимодействия, практику детского литературного творчества, практику прикладной творческой деятельности Система классных часов с соответствующим содержанием, праздники, проектная деятельность, кружковая работа,

Процедура измерения достижения личностного результата встроенное диагностическое наблюдение, групповые методики ценностно- ориентационного единства коллектива, мониторинговые психологические исследования ( комплексная методика Л.А. Ясюковой), неперсонифициорованная диагностика Климина С.В.

Модели и формы учета личностных достижений учащихся: портфолио, «дневник достижений», «резюме» и др. Учет личностных достижений учащихся

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРА ШКОЛЬНИКАМИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия обеспечения выбора Организационные условия Нелинейное, динамическое расписание; многообразие форм образовательного процесса Структурированное, функциональное пространство помещений, наличие «ниш» для разных форм деятельности Педагогические условия Творческая свобода и включённость педагогов Инструменты навигации, тьюторское сопровождение Ориентированность на ученика и его образовательные результаты Избыточность выбора, открытость системы Формы публичной презентации результатов, система оценивания (в т.ч. при промежуточной аттестации)

Формы реализации выбора Разноуровневое изучение предметов Предметные модули Внепредметные модули Индивидуальные проекты и исследовательские работы Тематический день (предметный, метапредметный) с решением проектной задачи (на выбор) Внеурочная деятельность Дистанционные курсы и модули, стажировки в других школах (сетевое взаимодействие!)

Разноуровневое изучение предметов Английский язык –группы по уровням подготовки в параллели, математика и русский язык на базовом и/или повышенном уровне (на выбор обучающегося)

Внепредметные модули «Лавка здоровья» Экологическая мастерская Инфознайка «Если вырастил кристалл – вмиг волшебником ты стал!» «Жизнь под микроскопом» «Театр Древней Греции» «Пасхальный стол»«Сладкоежка» «В лабиринтах английского» «Золотая пропорция вокруг нас» «Удивительная физика» «Изучаем естество – получаем вещество» «Темной старины заветные преданья» «Любишь цвет, осадок, газ? – станешь химиком у нас!» «На каникулы в Грецию» Робототехника Машины и механизмы 3-D печать Английский в твоем планшете (iEnglish) Метео- лаборатория Лаборатория волшебных превращений Кенигсберг в Калининграде

Кратковременные интегрированные проектные задачи Тематические дни с межпредметной интеграцией и проектными задачами на выбор

Индивидуальные проекты и исследовательские работы Погружение в проектную и исследовательскую деятельность: каникулярные школы, полевые практики, экспедиции

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к мета деятельности. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Обеспечение метапредметности Введение модулей с метапредметным содержанием ( Знак, Задача, Символ) Надпредметные программы Метапредметные темы Метапредметное содержание и метапредметные задания на уроке Освоение мета способов деятельности (критического мышления, развивающего обучения) Надпредметная учебная деятельность (исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая)

Надпредметные программы «Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», «Грамотный покупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Как стать успешным», «Культура познания», «Культура мышления», «Самопознание»,

Метапредметные темы и задания включать метапредметные темы в предметную тему урока: например, при изучении темы "Свойства воды" исследуется и метатема "Порядок и хаос", при изучении темы «Уравнение» - метатема «Гармония». Метапредметные задания ("Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Сочинение", "Конструкция", "Счастье", "Любовь", "Здоровье" и т.п.)

Метаспособы деятельности Освоение мета способов деятельности как процесса мыследеятельности и смысле познания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ);

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Начальная школа ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся «В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности». «В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности». Средняя школа «Программа УУД должна быть направлена… на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «Программа УУД должна быть направлена… на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «Программа развития УУД должна обеспечивать:… формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности… овладение приемами учебного сотрудничества… в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности». «Программа развития УУД должна обеспечивать:… формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности… овладение приемами учебного сотрудничества… в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности». ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы. Основные отличие проекта от исследования

Старшая школа «В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».

Организация исследовательской и проектной деятельности в ОУ Исследовательская и проектная деятельность на уроке Научное общество учащихся Образовательные исследовательские экспедиции Проектные задачи и проектные дни Индивидуальная проектная и исследовательская деятельность и ее тьюторское сопровождение Участие в конференциях и конкурсах

урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях

исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; ученическое научно-исследовательское общество форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; участие обучающихся в конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Формы организации учебно- исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Основные принципы Новый подход к оцениванию, как фиксация достижений учащихся, используется критериальная система оценивания, выстроенная по принципу «сложения» и уровневого подхода Оценивание должно быть критериальным Важной составляющей оценки становятся само- и взаимооценка

ФГОС о системе оценивания Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

КТО ОЦЕНИВАЕТ? Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Критерии оценивания знаний учащихся

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в Портфеле достижений. Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: 1. таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; 2. таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; 3. таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику. Отметки заносятся в таблицы результатов:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Целями сотрудничества являются: привлечение к организации внеурочной деятельности квалифицированных специалистов; использование материально – технических ресурсов учреждений и организаций для эффективного развития школьников; расширение рамок общения с социумом.

Образовательное пространство связано с социальной средой и поддерживается следующими связями: Класс Музей мирового океана ДЮЦ??

НОВЫЙ УРОК И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Основная идея СД подхода главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основные компоненты образовательного процесса Мотивационно-целевой компонент Содержательный компонент Операциональный компонент Рефлексивно-оценочный компонент

Технологические элементы 1-й уровень (частнопредметный) 2-й уровень (общепредметный)3-й уровень (метапредметный) Объект познания Частный предметный объект (капля воды) Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре) Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира) Проблема Каковы причины шарообразной формы капли воды? Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды? Какова роль воды в устройстве мира, её связь с другими стихиями? Постановка задач Исследовать каплю воды Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые описываются в притчах, стихах и поговорках о воде Установить значение воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого) Способы решения задачи Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды Paзнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы исследования воды и понятия о ней Размышления о природе воды, знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды Демонстрация результатов Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли Защита гипотез о причинах, сущности единства и многовариативности толкования смысла воды в науке и культуре Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы Трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта

Обучение через деятельностный метод 1. Мотивация к учебной деятельности. Одним из важнейших моментов является начало урока. Для развития внимания, памяти, интереса к уроку создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу), В начале урока устанавливаются тематические рамки (могу), актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо); 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе ученики выявляют место и причину затруднения. Ученики восстанавливают выполненные операции и фиксируют операцию, где возникло затруднение; затем соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом). 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели. 5. Реализация построенного проекта. Согласно алгоритму школьники выполняют задание, которое первоначально вызвало затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: предлагается применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 8. Включение в систему знаний и повторение. Выявляются границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираются такие задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Обучение через деятельностный метод

Показатели владения педагогом системно- деятельностными технологиями обучения: имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку; системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений; проектирует цели курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов; создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников; организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей; организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения; организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Полтавцева Наталия Евгеньевна Координаты для связи