МИКРОЭКОНОМИКА Лекция 2. РАЗДЕЛ 2. «ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС» Вопросы лекции «Теория потребительского поведения» 1.Вводные положения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Advertisements

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Моделирование процессов потребления.. Моделирование процессов потребления 1.Система предпочтений потребителя. Повседневная жизнь человека связана с решением.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Транксрипт:

МИКРОЭКОНОМИКА Лекция 2

РАЗДЕЛ 2. «ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС» Вопросы лекции «Теория потребительского поведения» 1. Вводные положения 2. Аксиомы потребительского выбора 3. Функция полезности 4. Кривые безразличия 5. Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия

1. Вводные положения В любой модели потребительского выбора имеются четыре основных элемента: потребительское множество; допустимое множество; отношения предпочтения; поведенческая предпосылка. Модели потребительского поведения – это конкретные формализации, которые доминируют во взглядах экономистов на поведение потребителя или групп потребителей

Потребительское множество: потребительское множество Х представляет собой множество всех альтернатив, или вполне специфицированных потребительских планов, которые потребитель способен вообразить, независимо от того, можно ли их реализовать Допустимое множество – множество таких потребительских планов В, которые являются реально достижимыми при тех экономических условиях, с которыми сталкивается потребитель. Это подмножество потребительского множества Отношения предпочтения – отражают ограничения восприятия потребителя в ситуациях, связанных с выбором

Поведенческая предпосылка – выражает основной принцип, которому потребитель следует при выборе, и определяет основную цель такого выбора. Предполагается, что потребитель стремится найти и выбрать ту из доступных альтернатив, которая является наиболее предпочтительной с точки зрения его личных вкусов.

2. Аксиомы потребительского выбора Предпочтения потребителя характеризуются аксиоматически (способ моделирования). Аксиомы потребительского выбора математически выражают функциональные характеристики потребительского поведения и отношения в объекту выбора. Они также формализуют условие, что потребитель способен делать выбор и этот выбор является непротиворечивым. Предпочтения потребителя формально представляются бинарным отношением, что отражает следующее: потребитель делает попарное сравнение, он каждый раз рассматривает только два потребительских плана и принимает относящиеся к ним решение.

Обозначения потребительских предпочтений: отношение строго предпочтения x y читается: « x строго предпочтительнее y » или «x лучше y» отношение предпочтения x y читается: «x не хуже, чем y» отношение равноценности или безразличия x y читается: «x эквивалентно y» или «x столь же привлекательно, как y»

I. Аксиома транзитивности Для принятия решения потребитель последовательно переносит предпочтения с одних благ на другие. Для любых трех наборов благ x, y, z X, таких, что x y и y z выполняется x z. Эта аксиома есть особая форма требования непротиворечивости потребительского выбора. Если аксиома транзитивности не будет выполняться, то потребитель обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком-нибудь определенном благе

II. Аксиома рефлексивности Каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого, т.е. для любых трех наборов благ x, y, z X, таких, что x y и y z выполняется x z Предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ и отношение потребителя к ним не должны меняться в процессе выбора.

III. Аксиома строгой выпуклости Для любых двух наборов благ x, y X, таких что x y, x y всегда могут быть найдены такие значения 0 a 1, что выполняется: ax + (1 – a) y y, т.е. набор благ всегда предпочтительнее худшего из этих благ. Экономический смысл: потребитель не должен впадать в крайности. Любой относительно сбалансированный набор является для потребителя не хуже экстремальных наборов или даже строго лучше. Т.е. от предпочтений требуется некоторое смещение в сторону сбалансированного потребления

IV. Аксиома непрерывности Для любых двух наборов благ x 0 y 0 X, таких, что x 0 y 0, при малом изменении каждого из этих наборов в одном направлении, отношение строгого предпочтения сохраняется, т.е. если точки x, y X близки соответственно к точкам x 0 y 0, то выполняется: x y. Эта аксиома определяет невозможность резких изменений предпочтений на противоположные.

V. Аксиома ненасыщаемости (монотонности предпочтений ) Для любых двух наборов благ x, y X, таких что x y, x y, выполняется: x y, т.е. большее количество блага хорошего качества всегда предпочтительнее меньшего количества этого же блага. Иными словами: большее всегда лучше, чем меньшее или: «больше» все еще означает «лучше». Ситуация «больше некуда» встречается редко, т.к. всегда найдется такое изменение структуры потребительского плана, которое приведет к более предпочтительному плану (см. ситуацию насыщения)

3. Функция полезности Функция полезности – это формальное описание целевых установок потребителя, т.е. зависимости уровня полезности от набора потребляемых благ. Различают аддитивную и общую функции полезности. Аддитивная функция полезности: U = u 1 (x 1 ) + u 2 (x 2 ) + u 3 (x 3 ) + ….. + u n (x n ) Эта позиция была свойственна ранним воззрениям на потребительское поведение, основанным на идеи о независимости полезностей отдельных товаров и возможности измерения полезности (кардиналистский (количественный) подход) Общая функция полезности: U = f (x 1, x 2, x 3, … х n ), где x i – количество потребляемого i-го блага Эта позиция основана на ординалистском (порядковом) подходе.

Порядковый анализ требует от теории менее жестких допущений, чем количественный подход. Потребитель может просто сравнить и упорядочить различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности. Первые шаги в этом теоретическом направлении были сделаны в начале ХХ в. (В. Парето и Е.Е. Слуцкий), а окончательно оформились в теорию спроса, базирующуюся на ординалистском подходе в 30-е гг. ХХ в. (Р. Аллен и Дж. Хикс)

4. Кривые безразличия Кривой безразличия (КБ) для данного набора товаров называется геометрическое место точек, которые находятся в отношении безразличия с этим набором. Так как для всех точек этого множества полезность одна и та же, то КБ задаются уравнениями U(x) – const. Таким образом, КБ математически представляется как линия уровня функции полезности.

Свойства кривых безразличия (КБ) 1. Через каждую точку в графическом пространстве товаров можно провести одну КБ, т.е. могут быть найдены другие комбинации товаров, имеющие для потребителя такую же общую полезность. 2. Если наборы x и y не являются эквивалентными, то через них проходят разные КБ. Множество всех КБ образуют карту КБ, которая отражает процесс возрастания полезности наборов благ. При переходе от одной КБ к другой, более удаленной от начала координат, полезность наборов возрастает. Это свойство следует из аксиомы ненасыщаемости.

Свойства кривых безразличия (КБ) 4. КБ убывает и выпукла по отношению к началу координат. 5. КБ имеют отрицательный наклон, т.к. уменьшение (увеличение) потребления товара х должно быть заменено (компенсировано) увеличением (уменьшением) потребления товара у для сохранения общей полезности набора товаров х и у. Наклон КБ определяется предельной нормой замещения (MRS) – норма обмена – объем товара у, от которого должен отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление х на единицу при неизменном уровне полезности. MRS = – dx 2 /dx 1 = MUx 1 /MUx 2

5. Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 1) общий график КБ и определения MRS 2 ) товарный набор со стандартными предпочтениями 3) совершенные субституты 4) совершенные комплементы 5) квазилинейные предпочтения 6) благо и антиблаго 7) нейтральное благо 8) несовместимые товары 9) предпочтения в случае насыщения

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 1) общий график КБ и определения MRS MRS измеряет наклон КБ Рис. 1

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 2 ) товарный набор со стандартными предпочтениями (хлеб и вода, стол и диван, и т.д.). В качестве типичного примера рассматривается функция полезности Кобба-Дугласа U(x 1, x 2 ) = Ах 1 x 2, где x 1, x 2 – количества товаров; А,, – положительные параметры, описывающие предпочтения потребителя Предположим, что в одном случае = 1/2 и = 1/2, в другом случае = 1/5 и = 4/5 Вид кривых безразличия на рис. 2

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 2 ) товарный набор со стандартными предпочтениями на основе функции полезности Кобба-Дугласа 2. а 2. б Рис. 2 Кривые безразличия Кобба-Дугласа Рис. 2. а – случай = 1/2 и = 1/2 Рис. 2. б – случай = 1/5 и = 4/5

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 3) совершенные субституты Функция полезности, описывающая такие предпочтения линейна: U(x 1, x 2 ) = ax 1 + bx 2, где x 1, x 2 – количества товаров; a и b положительные параметры, MU благ x 1 и x 2. Кривые безразличия для совершенных субститутов характеризуются постоянной, т.е. одинаковой во всех точках предельной нормой замещения MRSx 1, x 2 = a/b. Вид кривых безразличия на рис. 3

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 3) совершенные субституты Рис. 3 Кривые безразличия совершенных субститутов

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 4) совершенные комплементы (взаимодополняемые товары) – потребляемые вместе и в постоянной пропорции. Случай левого и правого ботинка: потребителя заботит только число имеющихся у него пар обуви, поэтому естественно выбрать число пар обуви в качестве функции полезности. Число имеющихся у вас полных пар обуви есть минимум числа имеющихся у вас правых x 1 и левых x 2 башмаков. Функция полезности таких предпочтений записывается в виде: U(x 1, x 2 ) = min (ax 1 ;bx 2 ), где x 1, x 2 – количества товаров; a и b - положительные величины, обратные долям x 1, x 2 в потребляемом наборе товаров. Вид кривых безразличия на рис. 4

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 4) совершенные комплементы Рис. 4 Кривые безразличия совершенных комплементов

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 5) квазилинейные предпочтения. Каждая КБ есть вертикально смещенный вариант одной КБ. U(x 1, x 2 ) = k = v(x 1 ) + х 2, где x 1, x 2 – количества товаров k – константа, имеющая для каждой КБ свои значения. Чем больше значения k, тем выше располагаются КБ. По данной ситуации функция полезности линейна по товару x 2, но нелинейна по x 1 Примеры: мясо и соль (линейный товар); карандаш (нелинейный товар) и бумага; книга и закладка (нелинейный товар). Вид кривых безразличия на рис. 5

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 5) квазилинейные предпочтения Рис. 5 Кривые безразличия квазилинейных предпочтений

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 6) благо и антиблаго. С точки зрения своих субъективных предпочтений индивид может считать вредным или неприятным для себя потребление, даже в малых количествах, какого-либо товара. Функция полезности линейна и имеет вид: U(x 1, x 2 ) = ax 1 – bx 2, где x 1, x 2 – количества товаров x 1 (благо) и x 2 – антиблага; a и b – параметры благ x 1 и x 2 соответственно. MRS в данном случае положительна. Примеры: промышленное производство и его отходы; свежие и гнилые помидоры; творог и шоколад, если шоколад вызывает аллергию. Вид кривых безразличия на рис. 6

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 6) благо и антиблаго Рис. 6 Кривые безразличия блага и антиблага Для этого потребителя анчоусы являются «антиблагом», а стручковый перец – «благом». Поэтому КБ имеют положительный наклон

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 7) нейтральное благо. Нейтральность товара определяется его относительной ненужностью в товарном наборе при сопоставлении с другим товаром. U(x 1, x 2 ) = x 2, где x 1, x 2 – количества товаров и x 1 является нейтральным благом, а x 2 – предпочтительным. Пример: яблоки и груши, если потребитель предпочитает яблоки и равнодушен к грушам; набор из шариковой ручки и чернильницы; женские духи и билет на футбол, который предпочитает мужчина и не любит женщина Каково значение MRS в данном случае? Вид кривых безразличия на рис. 7

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 7) нейтральное благо Рис. 7 Кривые безразличия нейтральных благ Потребитель любит стручковый перец, но равнодушен к анчоусам, поэтому КБ представляют собой вертикальные линии

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 8) несовместимые товары. Аналитическое представление данного вида предпочтений может иметь вид: U(x 1, x 2 )= x x 2 2, где x 1, x 2 – потребляемые товары. Пример: мороженное и кислая капуста; шоколадные конфеты и соленые огурцы и т.д. Каково значение MRS в данном случае? Каков вид кривых безразличия в данном случае? Рис. 8 – самостоятельно.

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 9) предпочтения в случае насыщения. Иногда возникает необходимость рассмотреть ситуацию, предполагающую насыщение, в которой для потребителя существует некий самый наилучший набор, и чем «ближе» потребитель находится к этому набору, тем выше его благосостояние с позиций его предпочтений. Наклон КБ отрицателен, когда у потребителя имеется «слишком мало» или «слишком много» обоих товаров, и положителен, когда у него «слишком много» одного из товаров. В последнем случае этот товар становится антиблагом (сокращение потребления такого товара перемещает потребителя ближе к «точке блаженства»). Если у него слишком много обоих товаров, они оба являются антиблагами, и поэтому сокращение потребления каждого из них перемещает потребителя ближе к точке блаженства.

Примеры наиболее часто применяемых функций полезности и виды их кривых безразличия 9) предпочтения в случае насыщения Рис. 9 Предпочтения в случае насыщения Набор (x 1, x 2 ) есть точка насыщения, или точка блаженства, кривые безразличия «окружают» данную точку