Персонологические подходы к изучению личности Генри Александр Мюррей (Murray)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема 3. Строение мотивационно- потребностной сферы человека Лекция 4.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Проблема определения и классификации психических явлений.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Семья как условие формирования личности Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Деятельность - способ существования людей Деятельность - единственный путь к знаниям Б.Шоу.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Тема 7 Лекция 3 Психологическая регуляция поведения и деятельности.
Выполнила: Студентка 1 го курса 13 ГМУ Кучаева Рамиля.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Транксрипт:

Персонологические подходы к изучению личности Генри Александр Мюррей (Murray)

Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью- Йорке в зажиточной семье, где помимо него воспитывалась старшая дочь и младший сын. В 1915 году Мюррей окончил Гарвардский университет, получив степень бакалавра, а затем продолжил обучение в Колумбийском университете, где в 1919 году получил степень магистра, а в 1920 году доктора медицины. В 1927 году Мюррей защитил докторскую диссертацию по биохимии в Кембридже.

Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррея в области теории диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия "Я", "Оно", "Сверх-Я", нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальным потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку.

Сверх-Я в теории Мюррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение культуры. Сверх-Я формируется не только на основе требований со стороны родителей, как считал Фрейд, но и под влиянием других представителей социума (ровесники, учителя, общественные деятели, воображаемые персонажи). Со Сверх-Я тесно связано идеальное Я – идеализированный образ самого себя. Идеальное Я может не совпадать со Сверх-Я. Например, для какого-нибудь подростка идеальное Я может быть представлено образом главаря банды. Но, как правило, идеальное Я совпадает с социальными нормами.

Генри Мюррей предложил термин «персонология», под которым он понимал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть причины индивидуальных различий в поведении людей.

Структура личности Значительное внимание Мюррея привлекает сущность личности, ее приобретения и достижения. На его взгляды относительно структуры личности серьезно повлияла психоаналитическая теория, хотя во многих отношениях они решительно отличаются от ортодоксального психоанализа. По отношению к слову "структура" Мюррей проявляет осторожность, так как оно предполагает постоянство, регулярность, закономерность. Он же считает, что личность постоянно изменяется.

Определение личности Хотя Мюррей предложил много определений личности, в основе своей они могут быть сведены к следующему. Личность индивида – абстракция, сформулированная теоретиком, а не просто описание поведения индивида. Личность индивида соотносится с серией событий, охватывающих всю его жизнь. "История личности есть личность". В определении личности должны отражаться стабильные и повторяющиеся элементы поведения, равно как новые и уникальные. Личность – организующая и управляющая сила индивида. Ее функции – интегрировать конфликты и понуждения, которым подвержена личность, удовлетворять потребности индивида и строить планы на будущее. Личность локализована в мозге. "Нет мозга – нет личности".

Широко известна его книга "Исследование личности", в которой Мюррей выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации, а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюрреем несколько позже, включал в себя такие потребности, как: потребности в достижении уважении общении порядке в привлечении к себе внимания независимости защите содействии внутреннем анализе помощи доминировании унижении заботе изменении терпении в индивиде другого пола агрессии игре

Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции.

Потребность Г.Мюррей определял как теоретический конструкт, который используется для обозначения силы, организующей восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению.

Наряду с понятием потребности, Г.Мюррей ввел понятие пресса, под которым он понимал характеристику или свойство объекта, среды или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. Он выделял два вида прессов: альфа-пресс– объективное влияние со стороны других людей или среды; бета- пресс– интерпретация субъектом чьего-то поведения или чувств. Прессы вносят свой вклад в принятие решений человеком. Например, молодой человек имеет потребность жениться на определенной девушке. В качестве позитивного альфа-пресса может выступать одобрение его поступка со стороны ее родителей, в качестве негативного альфа-пресса – неодобрение со стороны его родителей. В качестве негативного бета-пресса может быть сомнение юноши в искренности чувств невесты. Таким образом, его окончательное решение будет принято под влиянием всех этих воздействий.

Г.Мюррей даже составил перечень негативных прессов, которые могут влиять на поведение человека. К ним он отнес следующие факторы: отсутствие семейной поддержки, отсутствие или болезнь кого-нибудь из родителей, их смерть, бедность, бытовая неустроенность и т.п.. Он создал самую развернутую классификацию потребностей, основанную на нескольких критериях.

По происхождению потребности делятся на: первичные (висцерогенные) – они проистекают из внутренних, телесных процессов; к ним относятся все витальные потребности; вторичные (психогенные) – возникают позже на основе социальных отношений. По числу объектов, могущих удовлетворить данную потребность, они делятся на фокальные– потребности, которые могут быть удовлетворены одним или несколькими объектами (например, потребность в любви) и диффузные - потребности, которые могут быть удовлетворены многими объектами (например, потребность в познании). По источнику, инициирующему потребность, они делятся на реактивные – возникающие в связи со специфическим воздействием со стороны среды (например, потребность в безопасности возникает в связи с появлением угрожающего фактора) и проактивные - возникающие под влиянием внутренних факторов (целей, планов и пр).

По степени проявленности в поведении человека потребности можно разделить на проявляющиеся (о наличии которых человек может открыто говорить или открыто их удовлетворять) и скрытые (их человек скрывает, они проявляются в его снах, символах, мечтах). Одна и та же потребность может в разных обществах скрываться или демонстрироваться, в зависимости от социальных норм. Например, в США приветствуется потребность в достижении, поэтому там является нормой такое поведение, при котором человек заявляет, что он лучший в своей профессии. В нашей стране такое поведение встретит непонимание со стороны коллег. По характеру удовлетворения потребности делятся на эффект-потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает по завершении действия); процесс- потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает в самом процессе удовлетворения, например, при чтении книги или при просмотре фильма) и модальные потребности (удовольствие человек получает от выполнения деятельности на высоком уровне качества). Например, потребность в достижении удовлетворяется, если человек сделал что-то лучше, чем другие люди.