«Современное образование- вызовы времени» О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 30 марта 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Advertisements

Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
Цыганова О.С., методист кафедры педагогики, психологии и управления образованием.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

«Современное образование- вызовы времени» О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 30 марта 2015 г

1 класс 2015 года Станет экономически и политически активен к 2030 г. Будет определять мир середины 21 века. ВОПРОС: Чему нужно начинать учить первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо»?

Экономика 2030 года Глобальная конкуренция рабочей силы и производителей Снижение роли традиционных природных ресурсов в пользу устойчивых (sustainable) технологий Дальнейший рост значимости интеллектуального и творческого труда, гибкости и способности переобучаться Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны

Информационная среда 2025 года Оцифровка интеллектуального / культурного наследия человечества Непрерывно пополняемые коллективные библиотеки знаний (wiki-технологии) Развитие сред виртуального общения Распределенная работа с виртуальным присутствием Интегрированная система «компьютер-человек» (исчезновение компьютеров) Тенденции в образовании «модульное» обучение непрерывное обучение в течение жизни он-лайн обучение (eLearning) как одна из основных форм обучения: виртуальная среда обучения (виртуальные доски, классы, экспонаты…) виртуальные группы учеников «распределенные» школы Источник: материалы Форсайт 2007

5 … включают : Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении Навыки 21 го века … классы задач : Освоение системы знаний Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Разрешение проблем и проблемных ситуаций Использование ИКТ в целях обучения и развития Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : ФГОС Технологии Личностно- центрированное обучение Создание учебных ситуаций Дифференциция требований, Индивидуализация обучения Интеграция содержания Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ – инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса Планируемые результаты

Менять педагогические ориентиры – самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня. В.А. Караковский

Зачем менять педагогические ориентиры? РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС Изменение профессиональной педагогической позиции педагогов Формирование новой педагогической и дидактической культуры Изменение стиля традиционного педагогического мышления Принятие педагогами новых смыслов деятельности в современных условиях

Четыре революции 1 Появление профессии «учитель» 2 Замена устного слова письменным 3 В обучение введено печатное слово 4 Новые цифровые технологии

Что меняется? Традиция Учитель Учебный материал Ученик Инновация Ученик Новый тип образовательного пространства Учитель

ВЫЗОВЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА XXI века Ключевые ресурсы цивилизационного развития не капитал, и сырье, а человек Культуры, его жизненные смыслы, культурные образцы, способы самореализации, стремление к самосовершенствованию. Новая культура = Этика + Истина Новая дидактическая культура.

Новая дидактическая культура Определение Формула Дидактическая культура – форма методологии процесса познания. Потребность в постоянном обновлении базовой матрицы знаний, владение современными способами познания, способность трансформирования информации в содержание образования, способность к продуктивной коммуникации Изменение педагогической стратегии + Изменение педагогической тактики + Творчество

Педагогическая стратегия учение как коммуникация учение как проектирование учение как понимание учение как рефлексия

Условные обозначения : 1- Информационно- образовательная среда 2-Содержание, в т.ч. метапредметное 3-Способы познания и деятельности: УУД 4-Субъекты взаимодействия – сотрудничество СРЕДА СОДЕРЖАНИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ СОТРУД- НИЧЕСТВО Педагогическая тактика: конструирование (культурных-образовательных-учебных) ситуаций для развития субъекта учения

Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные УУД – способы субъекта учения

Компоненты Традиция - было Инновация - ФГОС Роль педагога Транслятор информации Организатор среды координатор Инф. ресурс, время, пространство Ограничены Нет ограничений Цели, задачи Предметные Предметные, личностные Содержание Представлено в учебниках и учебных программах Трансформируется, дополняется, интегрируется Среда ГотоваяКонструируется Коммуникация- сотрудничество Ограничена составом класса Не ограничена - конструируется РезультатЗУН Способы деятельности, личность

ФГОС ОО приоритет личностно-смысловой сферы школьника и учителя в образовательном процессе включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс признание ценности совместного опыта переориентация процесса обучения на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.) новые критерии и средства оценивания результатов изменение позиции педагога-информатора на позицию координатора проектирование информационно-образовательной среды

Дидактика ФГОС Образовательное пространство - образовательные ресурсы – образовательная среда – образовательные средства Дидактическое проектирование- учебное проектирование- учебно-познавательная деятельность – учебная задача Культурная ситуация – образовательная ситуация – образовательное событие- коммуникативные стратегии Индивидуальные образовательные программы – индивидуальные траектории – индивидуальные учебные маршруты.

ФГОС - шанс изменения основной школы Понимание необходимости изменений. Преодоление рисков и ограничений педагогической деятельности в условиях перехода на новые стандарты. Направленность всего профессионального сообщества на изменения в образовании. Педагогическая солидарность.