Комплексные контрольные работы для учащихся 8-9 классов Учитель русского языка МОУ СОШ 51 г. Краснодар Янакова Надежда Леонтьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Назывные предложения. Односоставные предложения. 8 класс.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
1 УРОК – ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» Зуйкова Н. М.-учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ3.г.Чапаевск, класс
МБОУ « Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор : Белоус Дина.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
Урок-экскурсия. Как написать сухая трава четырьмя буквами?
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Простое осложнённое предложение Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А.
Есменеева Татьяна Савватеевна, учитель начальных классов МОУ «Сызганская ООШ»
Правописание гласных О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных Малявкина Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Учительница русского языка и литературы: А. Казыгулова.
Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Урок русского языка 3 класс Образовательная система «Школа 2100» Автор: Т.А. Азарова, учитель начальных классов МОУ гимназии 32 г. Калининград.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Русский язык 8 класс Типы односоставных предложений.
Транксрипт:

Комплексные контрольные работы для учащихся 8-9 классов Учитель русского языка МОУ СОШ 51 г. Краснодар Янакова Надежда Леонтьевна

1. Вставьте пропущенные буквы. Над вставленной буквой обозначьте звук, который произносится в данной позиции. Докла_ (д, т), балл_(в, ф)ство, разве_(д, т)ка, хлеб_(б, п), тира_(ж, ш), поста_(в, ф)ящик. 2. Подберите синоним к мнегозначному слову в каждом из его значении. Острое бкюдо, острый карандаш, острое зрение. 3. Найдите лишнее слово в ряду родственних слово. Прикованный, раскованный, подкова, рискованный, ковать. 4. Образуйте формы 2 лица единственнего числа повелительнего наклонения от данних глаголов. Быть, крыть, поставить, ехать, спрятаться. 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. В последнем предложении определите главные и второстепенные члены. Слово о полку Игореве наст_ящая ж_жемчужина (древне)русской литературы. Автор Слова был образован_нейшим человеком своего времен изучивш_м летоп_си и хорошо знавший_м историю. Он св_деталь страш­них бе_ствий пр_учиняемых нашествиями к_черников. П_персонажи произведения это русские люди жившие и действ_впавшие в один из периломних м_ментов истории русского государства. Ра_сказ о разгроме Игорева войска горький упрек самонадеян_ним князь_ям.

1. Обозначьте над выделенними буквами звуки, которые произно­ сятся в данной позиции. Как называется такое фонетическое явление? Сыроежка, повозка, лавка, подружка. 2. Подберите не менее трех синонимов к слову - иностранный. 3. Определите морфемный состав слова родившийся. Подберите к нему однокоренные слова и слова с такими же суффиксами и окончанием. 4. Подчеркните глагол, который явлияется видовой парой к данному за скобками глаголу. Бросать (забросить, выбросить, бросить, подбросить, сбросить, от­бросить). 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Все числительные запиши­те словами. Определите тип речи. Произведите синтаксический анализ 3-го предложжения. На Лазаревском взморье_ где по словам Лермонтова "судьба соеди-нила так чудесно" немую степь серебря_ные горы Кавказа и шумное море есть м_могучий дуб. Он пр_вольно р_скинул свои ветви бкиз руин вое_него укр_плиния сооруж_ннего под пулями врага натруже_ной рукою рус­ского солдата в I половине XIX века. Под сен_ю дуба возвышает_ся скромный пам__тник Александру Ивановичу Одоевскому. На пост_менте его веще_е слова Из искры во_горит_ся пламя.

1. Вставьте пропущенные буквы. Над вставленной буквой обозначь­те звук, который произносится в данной позиции. Бе_(г, к)ство, ястреб_(б, п), по_(д, т)ставка, снаряд_(д, т), тру_(б, п)ка, конее_(в, ф)ка. 2. Подберите синоним к мнегозначному слову в каждом из его значении. Острая боль, острый топор, острый ум. 3. Найдите лишнее слово в ряду родственних слов. Укажите прин­цип, по которому вы определили лишнее слово. Жалость, жалоба, ужаленный, жалобный, сожаление. 4. Образуйте формы 2 лица единственнего числа повелительнего на­ клонения от данних глаголов. Лечь, сесть, приготовиться, есть, сыпать. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаг­ лавьте текст. Найдите предложение с однородними сказуемыми, подчеркните однородные сказуемые. Нач_ноет св_тать. Перед нами высокий (темно)зеленый остров. Пе­ной кипит (во)круг него озеро-море. Ближе остров дробит_ся на остро­ва. Видно проливы камни леса. Древност_ю ве_т от темних лесов и кам­ней. (Из)за ск_листого мыса открылся М_настыр_ский пролив. Велик_лепной! (С)лев_ (со)всем на отлете каме_ный островок. На нем белая церковка крест гр_нотный (по)зади темный бор. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, бк_госл_влияет входящих в тихие воды монас­ тырские указывает путь.

1. Подчеркните слова, в которых произносится звук [с]. Разъезд, колос, сделать, повозка, сшить, свить, сахар, расщелина. 2. Составьте словосочетания с каждым из слов так, чтобы в одном случае оно было термином, а в другом общеупотребительним словом. Корень, приложение, лицо. 3. Есть ли в данних парах родственные прилагательные? Обоснуйте свой ответ. Паровой двигатель - парные числа. Печная труба - печальная история. Почтовый перевод - почтительное отношение. Летательный аппарат - летнее время. 4. Определите падеж и тип склонения всех имен существительних. Прибкижаться к центру города. Мы с приятелем. Толковать об уро­жае. Тревожить мать. Представитель кавказских народов. Жить мечтой о счастье. Двадмать два года. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Произведите синтаксический анализ первого предложжения. Со_нее уже пряталось и на цветущей ржи р_ст_гнулись вечерние тени. Два ряда старых тесно посаже_них очень высоких ел_й стояли как две спл_ушные стены обр_зуя врач_ную красивую а_лею. Было тихо темно и только высоко на верш_нах (кое)где др_жал яркий золотой свет и перил_вал радугой в сетях паука. (На)дворе было тихо деревня по ту сторону пруда уже спала (не)было видно (н_)однего огонька и только на пруде едва св_тились бкедные отр_жжения звезд.

1. Назовите три жизненних ситуации, в которых нельзя обойтись без знания алфавита. 2. Приведите по два примера слов, содержащих интернациональные корни. Объясните значение однего из заимствованних корней (по выбору). Ауди-, -лог-, теле-. 3. Подчеркните слова, которые имеют приставку. Обозначьте приставки в тех словах, где они есть. Полоса, полевой, полено, поездка. 4. Подчеркните изменяемые слова. Такси, лежачий, двое, беж. такой, спасибо, усталый, стыдно. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Подчеркните обособкенные определиния, укажите способ их выражжения. Серебристый шпиль с красивой (пяти)конец_ной звездой на здании_ мор_ского вокзала явлияет_ся велик_лепним ор_интером для корабкей плывущих в порт города-курорта Сочи. Он подн_мает_ся на три_мать сем_(с) половиной метров. А вес_т шпиль (н_)смотря на кажущ_люся легкость и элегантность около (пяти)десяти то_н. Шпиль важнейшая арх_текстурная д_таль в про_кто мор_ского вок­зала созданном академиком арх_текстуры Каро Семенович_м Алабяном.

1. Замените в каждом слове первый мягкий согласный парним твердым и запишите образованвшиеся слова. Сёк, темный, ряд, мять, вял, вёз. 2. Подберите словосочетания или предложжения так, чтобы каждое слово имело в них два разних значения. Как называются такие слова? Мина, стекло. 3. Есть ли в данних парах родственные прилагательные ? Обоснуйте свой ответ. Горький перец - горный институт. Известковый раствор - известный писатель. Дорожная пыль - дорогое украшение. Отчаянное положение -чайный сервиз. 4. От данних глаголов образуйте формы 2-го лица единственнего числа настоящего или будущего времени. В образованнних формах поставьте ударение. Бродить, обсудить, наклеить, клонить, уронить, разъяснить, растворить, мешать. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Найдите предложение с однородними сказуемыми и произведите его синтаксический анализ. Запоздалая сова чиркнула крылом по снегу и пол_тела туда где (по)суше и (по)темнее. С в_рауш_к елок все ниже к сугробам спускает_ся утре_нии снег. Серебря_ная пудра р_ждает_ся где(то) прямо над головой. Лебяж_им пухом пов_саит она на суч_ях и к_лючках отсылает на шапке воротнике пр_осыпает заяч_и петли под елками. От удара палкой по сухой елке испуга_ная сойка р_няет ж_лудь и тишина как только умякает звук становится еще_ торжестве_нее.

1. Замените в каждом слове первый твердый согласный парним мягким и запишите образованвшиеся слова. Томный, лук, саду, ваза. 2. Определите, оттенки каких цветов обозначают данные прилагательные. Лазурный, лазоревый, янтарный, бордовый. 3. Подчеркните слова, в которых есть суффикс -ок. Обозначьте суффикс. Листок, оброк, утюжок, поводок, замок, песок. 4. Выпишите имена существительные, которые имеют форму только единственнего числа. Ягода, картофель, сестра, малина, дорога, май, аппаратура, муж. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Опре­делите стиль. Произведите синтаксический анализ 2-го предложжения. Сколько бы (н_)смотреть на море - оно (н_)когда (н_)надоест. Оно всегда разное новое (н_)вида_ное. Оно меняет_ся на глазах каждый час. То оно тихое (светло)голубое в (не)скольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)синее пламя_ное св_ркающее. То оно игра_т б_рашками. То под свежим ветром становиться вдруг (темно)индиговым шерстя_ним точно его гладят против ворса. То нал_тает буря и оно грозно пр_отражает_ся.

1. Подчеркните слова, в которых произносится звук [и]. Якорь, лаять, мята, легкость, ёж, уют, май, пюре. 2. Определите значение слова позор в строках из стихотворения Е.Баратынского: Величествен и грустен был позор Пустынних вод, лесов, долин и гор. 3. Подчеркните слова, которые имеют приставку. Обозначьте приставки. Ворваться, воевать, предсказать, охватить, олово, соловей, сотрудник, предки. 4. Определите падеж и тип склонения всех имен существительних. Дня через два. Десятое октября. На обратном пути. Слова клятвы. Играть на балалайке. Вернуться через неделю. Присвоение звания лауреата. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите тему. Найдите предложение с однородними членами и обобщающим словом при них; подчеркните однородные члены. Из к_заков складывались на окраинах России целые пос_линия. Одним из них была Запоро_ская Сеч_. Запоро_цы соединили в себе все что было н_ только в русском но и во все сл_венском характ_ре. В основе их широкой натуры находились пр_верже_ность к мирной жизни трудолюбие и без_удержанное веселье ле_ко переходящ_е в р_згул. (Н_)сущ_ствовало таких р_масел которыми (н_)вл_дел бы запорожье_ц. Пр_вр_тить ли дикий пустырь в бк_городную ниву накурить ли вина поставить ли кузн_цу и уд_вить своим м_стерством намолоть ли пороху выр_стить и снар_дить боевого коня все выполнялось им с выдумкой.

1. Определите, сколько раз произносится звук [в] в пословице: "Всяк кулик свое болото хвалит". 2. Подберите антонимы к данним словам. Эпилог, фронт, правило, запрещеать. 3. Подчеркните слова, которые не имеют окончания. Вырез, наперерез, позарез, перилесок, грабки. 4. От данних существительних образуйте прилагательные суффиксальним способом. Обозначьте суффиксы прилагательних. Жизнь, глина, дерево, длина, традиция, журавль. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите тип речи. Подчеркните в тексте неполное предложение. В пор_девш_м саду далеко видна дорога к большому шалашу усыпа_ная соломкой и самый шалаш_ около которого мещеане обзав_лись за лето целым х_зяйством. Всюду сильно пахн_т ябк_ками, тут особе_-но. В шалаше устрое_ны постели стоит одноствольное руж_е позеле­невши самовар в уголке посуда. Около шалаша валяют_ся рогожи ящ_ки всякие истрепа_ные пожитки вырыта земля_ная печ_ка.

1. Подчеркните слова, в которых произносится звук [т] Отчизна, плотный, отцовский, отгул, отрада, Точный, переплетчик, труд. 2. Выпишите из даннего списка только фразеологические словосочетания. Русская песня, железная дорога, чай с лимоном, брать на заметку, вечер отдыха. 3. Выпишите слова, в которых лексическое значение определено пра- вильно. Премилый - очень милый. Предобрый - очень добрый. Прекрасный - очень красный. Презрение - очень сильное зрение. Прелестный - очень лестный. Предельный - очень дельный. Престарелый - очень старый. Пребольно - очень больно. 4. Поставьте данные существительные в форме родительнего падежа множественнего числа. Ясли, аллея, имя, музей, сотня, сад. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль. Найдите сложносочиненное предложение и подчеркните главные члены его составних частей. (По)среди поляны огромный и в__личестве_ный стоял дуб. К_залось дерев_я поч_тительно расступились что(бы) дать старш_му собрату разв_рнут_ся (во)всей силе. Его нижние ветви шатром р_скигнулись над поляной. Снег набился в глубокие м_рщины коры и толстый ствол к_зался прош_тым серебря_ними нитями. Л_ства почти (н_)обкетела. Дуб до самой в_ршины был покрыт лист_ями в снежних ч_хольчиках.

1. Определите, сколько раз произносится звук [т] в пословице - "Труд кормит, а лень портит". 2. Подберите антонимы к данним словам. Ответ, низменность, комедия, можно. 3. Подчеркните слова, которые не имеют окончания. Надрез, наотрез, искренне, навсегда, кимоно. 4. От данних существительних образуйте прилагательные суффик­ сальним способом. Обозначьте суффиксы прилагательних. Сокол,серебро,песок, напутствие, коллекция.туман. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль. Подчеркните в тексте обособкенные члены предложжения. Весна была жаркая грозила засухой. Со_нее было мутно знойно и лиш_нное лучей к_залось ум_рающим как увя_ший цветок подсолнеч_ника. Ночи (н_)дышали осв_жающим дыханием а плотно точно трауром одевали город жаркими тенями. Луна всходила огромная словно к_лесо б_гровая и злая она подн_малась над городом медле_но и тоже изл_вала тя_кую духоту.

1. Запишите слова, заменив первый звонкий согласный парним глухим. Борт, ваза, жарить, гора, день, граб. 2. Выпишите словосочетания, в которых выделенные слова употребкены в переносном значении. Жить в поселке. Кормить обещеаниями. Серые глаза. Недалекий человек. Сладкий сахар. Гвоздь программы. 3. Определите корень в исторически родственних словах. Подчеркните чередующиеся согласные и их сочетания. Неведомый, сведения, невежа, невежда, известие, извещеение. 4. Подчеркните глаголы 2-го спряжжения. Видеть, борешься, принесут, зависят, вернешься, являться, молчу, молоть. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Произведите синтаксический анализ первого предложжения. Владимир Иванович Даль писатель пушк_нского пок_линия друг Пушкина. Именно Даль находился у п_стели ум_рающего поэта име_но ему достался прострел_нный сюртук Пушкина. И если Даль (н_)ген_й как Пушкин то дело его ген_ально. Даль явлияет_ся пр_емником и наследником Александра Сергеевича Пушкина. Ознакомление с обр_зца-ми народной мудрости это пр_общение к ген_альному делу Владимира Ивановича Даля.

1. Разделите слова на слоги для переноса, где это возможно. Подчеркните слово, состоящее из трех слогов. Скользить, алоэ, вскользь, сельдь, знойный. 2. Подберите определение, общее для всех слов, входящих в ряд. Голова, комната, личность, будущее. 3. Определите морфемный состав слов, обозначьте все морфемы (значимые части слов). Безболезненный, произрастать, корабкекрушение. 4. Составьте предложжения или словосочетания с каждым словом так, чтобы оно выступало в роли двух разних частей речи. Пасть, печь. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль. Найдите сложносочиненное предложение и подчеркните главные члены его составних частей. Спута_ная трава в саду пол_гла и все доцв_тал и (н_)как (н_)мог доц- весть и осыпался один только маленький подсолнеч_ник у забора. Над лугами т_щились (из)за реки ц_плялись за обк_тевш_е ветлы рыхлые тучи. Ветер свистел за окнами в голых в_твях _бивая последние листья. Рас_вет все больше медл_л все запазд_вал и (не)хотя сочился в (н_)мытые окна где между рам ещее с прошлого года лежали (по)верх ваты когда(то) ж_лтые осе_ние а теперь и_тлевшие и ч_рные листья.

1. Разделите слова на слоги для переноса, где это возможно. Подчеркните слово, состоящее из трех слогов. Скользить, алоэ, вскользь, сельдь, знойный. 2. Подберите определение, общее для всех слов, входящих в ряд. Голова, комната, личность, будущее. 3. Определите морфемный состав слов, обозначьте все морфемы (значимые части слов). Безболезненный, произрастать, корабкекрушение. 4. Составьте предложжения или словосочетания с каждым словом так, чтобы оно выступало в роли двух разних частей речи. Пасть, печь. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль. Найдите сложносочиненное предложение и подчеркните главные члены его составних частей. Спута_ная трава в саду пол_гла и все доцв_тал и (н_)как (н_)мог доц- весть и осыпался один только маленький подсолнеч_ник у забора. Над лугами т_щились (из)за реки ц_плялись за обк_тевш_е ветлы рыхлые тучи. Ветер свистел за окнами в голых в_твях _бивая последние листья. Рас_вет все больше медл_л все запазд_вал и (не)хотя сочился в (н_)мытые окна где между рам ещее с прошлого года лежали (по)верх ваты когда(то) ж_лтые осе_ние а теперь и_тлевшие и ч_рные листья.

1. Запишите слова, заменив, где возможно, глухие согласные парними звонкими. Точка, шаль, колос, коса, палка, том. 2. Выпишите словосочетания, в которых выделенные слова употребкены в переносном значении. Ячменное зерно. Влипнуть в историю. Ровная дорога. Глубокий ответ. Ранняя осень. Фонарь под глазом. 3. Определите корень в исторически родственних словах. Выпишите чередующиеся гласные и согласные. Посадка, насаждения, сажать, сидеть, сяду, оседлый. 4. Подчеркните глаголы 1-го спряжжения. Сказать, помогаю, находишься, говорить, идем, боишься, оставаться. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Найдите безличное предложение и произведите его синтаксический анализ. 3_ря быва_т (н_)только утре_няя но и вечерняя. Вечерняя з_ря на- ч_ноет_ся когда со_нее уже зайдет (за)край земли. Она р_зл_вает по небу множ_ство красок и медле_но переходит в сум_рки и ноч_. Но вот быстро св_тает. В этот з_ревой утре_нии час воздух чист как родн_ковая вода. Трава омыта росой. Бр_вен_чатые стены заг_рают_ся как слоистый янтарь. Восход_т со_нее.

1. Подчеркните слова, в которых произносится звук [ж]. Ложка, нож, жизнь, жатва, перебежчик, ажиотаж, разжечь, морж. 2. Выпишите из даннего списка только фразеологические словосочетания. Бить баклуши. Последнии сеанс. Пальма первенства. Бить посуду. Домик на окраине. 3. Выпишите слова, в которых лексическое значение определено правильно. Преимущество - очень большое имущество. Превращать - сильно вращать. Превыше - выше всего. Премнего - очень мнего. Преобка­ дающий - обкадающий всем. Преобразованние - очень хорошее обра­ зование. Прескверный - очень скверный. Преувеличение - сильное уве­личение. 4. Поставьте данные существительные в родительном падеже множественнего числа. Цыпленок, пастбище, мачта, роща, раздумье, башня. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите тип речи. Подчеркните все обособкенные члены предложжения. Через (н_)видимые щели светило со_нее пахло сеном. Но оглушающий зап_х сена сперва только поражал. Он ведь то(же) был стар как мир. Пря_ный с ле_ким дурманом напоминающий о солнечном тихом дне. О спокойстви_. От него пр_ятно кружилась голова и погружало в забытьё в котором чу_ствовалось и ощущалось всё что прои_ходило вокруг игра света по чердаку спор вороб_ев на крыш_ скрип открываемой двери и шлепан_е ног по деревя_ному полу (в)низу кто(то) босой входил в избу.

1. Замените словосочетание одним словом так, чтобы в слове оказался непроизносимый согласный. Испытывать беду. Сопровождать в пути. Издать хруст. 2. Вставьте в каждое словосочетание недостающее числительное, чтобы словосочетание стало фразеологическим. Лить слезы в... ручья. Как телеге... колесо.... пятниц на неделе. Меж... огней. 3. Подберите нужные приставки к глаголам....деть ребенка....платить проезд....прекать в трусости....своить учеб­ ный материал. 4. Определите, какой частью речи явлияется каждое слово. Неужели, горящий, горячий, к, двойка, четверо. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Произведите синтаксический анализ последнего предложжения. Где только (н_)встрет_шь одуванч_к на лугах и опушках на огородах и на обоч_не дорог в плодовых садах и особе_но часто возле человеческого жил_я... Одуванчик устойчив к вытапт_ванию. Р_зетку его листьев словно якорь надежно и крепко удерж_вает сильный уходящ_й в поч_ву корень. Семена у одуванч_ка созревают быстро. Случайный (н_)сильный порыв ветра обыч_но (не)_дувает ажурних шариков.

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых правописание вставленних вами букв проверяется ударением. Б_дон, пр_фессор, п_мощник, к_стюм, к_ллега, в_сна, р_скошный, приг_диться. 2. Замените фразеологические обороты синонимами-словами. Как рыба в воде. Сбить с толку. Рукой подать. 3. Подчеркните слова, в которых есть две приставки. Привлекать, приумножить, беспроигрышный, перевыполнение, переустройство, прицепиться. 4. Употребите имена существительные в предложном падеже единственнего числа с предлогом. Песня, аллея, территория, Софья, песнь, София, Наталья, Василий. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Найдите сложносочиненное предложение и подчеркните главные члены его составних частей. В воздухе р_злит крепкий и нежный похож_й на запах хорош_го вина ар_мат ув_дающих кленов. Под ногами шуршат ж_лтые мертвые листья покрывающее густым слоем дорожку. Дерев_я убрались пестро и ярко точ_но для предсмертнего пира. Еще оставш_еся (кое)где местами зеле­ные ветки пр_чудливо перемеш_ны с осе_ними тонами то (светло)л_монними то палевыми то оранж_выми то розовыми и кр_вавыми переходящими изредк_ в цвета л_ловый и пурпуровый. Небо пустое холодное но его без_обк_чная син_ва пр_ятно ласкает взор.

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых есть корни с чередующимися гласними. М_ролюбивый, зам_рать, разл_гать, прим_рение, прик_снуться, за- п_ртый, п_рочинный, к_совица. 2. Определите значение выделеннего слова в словосочетаниях. Крестьянский двор, царский двор. 3. Подберите не менее 6 однокоренних слов к слову белизна. 4. Поставьте данные существительные в творительном падеже единственнего числа. Бородино, юноша, счастье, время, Василий Петрович, мать, камыш, улица. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Произведите синтаксический анализ последнего предложжения. Земля под сапогом скр_пела и пружинила. Это лежали лист_я. Теплые ле_кие хрупкие отличные один от другого. Воздух в лесу был застывший густой. Нагретое дерево пахло серой свежест_ю др_весины. Осина пахла приторно сладко горько дышала ольха. Лес жил отдельно от ост_льнего мира. И зап_хи и свет и звуки (по)иному р_здавались _лесь. И каким странним кажет_ся мох в каплях росы гаснущих в сумр_ке леснего дня!

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых правописание вставленних вами букв проверяется ударением. Р__шетка, с_лфетка, с_довник, в_ртеть, д_рога, к_лонна, м_трац, м_лоток. 2. Замените фразеологические обороты синонимами-словами. Мнего воды утекло. Из рук валится. Попасть пальцем в небо. 3. Выпишите слова, в которых есть две приставки. Прилуниться, прижимать, привскочить, придвигаться, приуныть, присоединить. 4. Выпишите имена существительные, которые употребкяются только в форме множественнего числа. Росы, погоны, ботинки, мощи, рога, проводы, провода, тетради. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите главную мысль текста. Найдите предложение с однородними членами и обобщающим словом при них; подчеркните в нем главные члены. Какое русское какое оч_ровательное дерево - береза! (Н_)одно из дерев_ев (н_)вм_щает столько образов и ср_внении. Береза это (во)ист_ну кр_ст_янское дерево. В ней есть все и бабий ситц_вый платок и побеле_ная хата и русская печь и половик и холщ_вая рубашка. Смотр_шь на березу и слыш_шь деревен_ские хороводные песни периливч_тые звуки г_рмоники б_лалаечные вриации об_зательно вспомн_шь юность и дет__тво и в душе обним_шь это дерево самое тебе бкизкое и дорогое.

1. Замените словосочетание одним словом так, чтобы в слове был непроизносимый согласный. Принимать участие. Оказывать шефскую помощь. Издать свист. 2. Восстановите в каждом словосочетании недостающее числительное так, чтобы словосочетание стало фразеологическим. Забкудиться в... соснах. На все... стороны. Знать как свои... пальцев. Согнуться в... погибели. 3. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых приставка обозначает неполноту действия. Пр_винчивать, пр_возной, пр_вокзальный, пр_вскочить, пр_гнуться, пр_готовить. пр_лорожный, пр_землиться. 4. Определите, какой частью речи явлияется каждое слово. Чернота, этот, ау, но, узкий, разве. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль. Произведите синтаксический анализ последнего предложжения. На улице (по)прежнему было темно как вечером в грозовой туче уже без_остановочно и бе_шумно м_тались молнии вспышка след_вала за вспышкой но (н_)одна из них (н_)вызывала громовых р_скатов слышалось только как в туче что(то) басовито урчало точно без_успешно заводили мотор ре_ктивнего самолета. В темном тр_вожном мире (не)ожида_но светлой голубой и яркой к_залась река.

1. Подчеркните слова, которые начинаются со звука [и]. Яма, южный, утюг, астра, ежик, озимь, этот, якорь. 2. Подчеркните в фразеологических оборотах слова-антонимы. Дополните ряд двумя фразеологическими оборотами, в состав которых входят антонимы. Между небом и землей. Стар и млад. Вдоль и поперек. Сверху донизу. Ни к селу ни к городу. Ни мнего ни мало. 3. Выпишите слова, в которых есть приставки пре-, при-. Обозначьте приставки. Неприступный, запретить, непреклонный, пригород, премиальный, премилый, президиум. 4. Поставьте в неопределенной форме данные глаголы. Обжегся, нахожусь, убережемся, наведаемся, заведую, испечется, борешься, прилягу. 5. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите тему. Произведите синтаксический анализ последнего предложжения. Между тем ночь пр_бкижалась и р_сла как грозовая туча к_залось (в)месте с вечерними парами отовсюду подн_малась и даже с выш_ны л_лась темнота. Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало, одни п_репела изредк_ кричали. (Н_)большая ноч_ная птица (н_)слышно и низко мчавшаяся на своих мя_ких крыльях почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я выш_л на опушку кустов и побрел по полю меж_й.

1. К каждому слову подберите пару с таким же произношением, но другим написанием. Плод, съезд, валы. 2. Выпишите из даннего списка заимствованные несклоняемые слова. Купе, модель, бюро, рагу, джентльмен, шпион, такси, харчо. 3. Объедините в группы родственные слова. Поднос, переносить, переносица, носовой, носильящик, нос, обноски. 4. Вставьте пропущенные буквы. Рядом с каждым глаголом запишите сначала его форму 3-го лица множественнего числа, а затем его видовую пару. Созн_вать,уст_вать, нагр_вать,создавать. 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Определите главную мысль текста. Выпишите простое односоставное предложение; определите его тип. Если в разговоре тебя переб_ют (н_)пытайся заглушить перебивш_го повышая голос а лу_ше замолчи и выслушай его возр_жжения. Ведь если вы оба буд_те говорить одновреме_но (все)р_вно (н_)он тебя (н_)услыш_т (н_)ты его. Учись вн_мательно слушать собеседника. (Н_)переб_вай его пока он (п_)законч_т свой ра_сказ. Дослушай то что он хотел сказать до конца а потом уж возр_жай если (н_)согласен. Чем вн_мательнееты буд_шь слушать тем пр_ятнее буд_т людям с тобой разговар_вать.

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых есть корни с чередующимися гласними. Загар, г_рбуша, р_стение, раст_рание, г_релка, г_рнист, ст_листика, ст_лить. 2. Составьте с каждым словом словосочетания или предложжения так, чтобы оно выступало в роли двух разних частей речи. Дали, пила. 3. Подберите нужные приставки к глаголам....деть шапку....платить за проезд....прекать куском хлебба...хвоить целинные земли. 4. В каком падеже одни и те же существительные могут принимать разные окончания в зависимости от предлогов? Приведите по 2 примера. 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недоста­ ющие знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Найдите сложносочиненное предложение; подчеркните главные члены в каждой из его частей. А день тихо ум_рал истл_вал в теплой сырост_. Темней и темней ст_но-вилось. Огоньки в огородах забк_стели ярче. И все острее пахло дымом. Долго ещее будут жечь ботву и переговар_ват_ся. И голоса будут звучать отч_тливо а шум и возня в деревне будут ст_хать. И (со)всем уже темно стан_т. (На)сколько тихо спокойно и грус_но уход_т прожитый день (на )столько звонко св_тло и г_рласто приход_т новый.