Презентация на тему: «Лексические нормы и культура речи»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Advertisements

Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
П а р о н и м ы. Паронимы (то греч. para – «около» и onyma – имя) – это слова, сходные по строению, но имеющие разный смысл, образованные от одного корня.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ АНТОНИМИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Преподаватель – к.ф.н., доцент Крапотина Т.Г.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Выпускная работа слушателя курсов «Информационные технологии» учителя русского языка и литературы БОУ «Вохтожской средней общеобразовательной школы 2»
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Синонимы и антонимы в речи Чжу Хайцзин (Аня). 1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Тема урока: Повторение изученного во 2 классе.. Подготовила учитель начальных классов Рузаевской средней школы: Розе Наталья Владимировна.
Антонимы- это слова одной части речи различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Лексика Лексика. Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Транксрипт:

Презентация на тему: «Лексические нормы и культура речи»

Лексические нормы Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Речевая культура Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме

Лексические нормы, или как еще их можно назвать, нормы словоупотребления, в литературном русском языке заключаются в следующем: 1)слово должно употребляться с учетом его лексического значения; 2)слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности); 3)слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.

Слово Слово – основная единица языка, самая многообразная и сложная. Именно слово в первую очередь отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную и эстетическую функции. Значение слова Значение слова – его предметно- логическая соотнесенность с каким-либо классом явлений внешнего или внутреннего мира.

Укажите значение слова ТЩЕСЛАВНЫЙ из следующего предложения. Укажите значение слова ТЩЕСЛАВНЫЙ из следующего предложения. Вольтер говорил о французском языке, что он тщеславный нищий, которому нужно подавать милостыню против его воли. 1) любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства 2) старательный 3) бесполезный 4) непосредственный = детский

Определите лексическое значение выделенных слов: прямое –переносное; мотивированное (структурно, семантически) – немотивированное; свободное – несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное). 1. Ты – как отзвук забытого гимна В моей чёрной и дикой судьбе. (А. Блок) 2. Улыбнусь – непроворная, жёсткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! (Н. А. Некрасов) 3. Не выпито всласть родниковой воды, не куплено впрок обручальных колец… (В. Высоцкий) 4. В России дамы приглашали кавалеров Во все века на белый вальс… (В. Высоцкий)

Определите контекстуальное значение выделенных слов;укажите, к какому типу лексических значений их можно отнести. 1. Несравненно труднее было усадить Зизи и Пафа, которые, толкая друг друга, нетерпеливо осаждали Верочку то с одного бока, то с другого(Д. В. Григорович). 2. Кусты раздвинулись, и два мальчугана, настороженные, как любопытные синички, готовые каждую минуту сорваться и дать стрекача, осторожно, держась за руки, стали подходить к нему (Б. Полевой).3. Задача проводника состояла в том, чтобы встретить отряд у перевала и провести по малохоженым горным тропам. 5. Почти все офицеры облегчённо вздохнули, когда адмирал уехал. – Ну, и пила этот адмирал! Тоже новые порядки наводит. А капитану-то как попало!.. – говорили в кают-компании сконфуженные мичмана. 6. Степанида внесла на чугунной сковородке большие лепешки – скороспелки, и они шипели маслом, стоя на столе, – объедение! (А. Н. Толстой).

Логическое определение Описательное определение Синонимический способ Антонимический способ Этимологический способ

Логическое определение предполагает две операции: а) соотнесение определяемого слова с более широким по смыслу, родовым понятием, например, сосна – это дерево, стул – это предмет мебели; б) соотнесение определяемого слова внутри найденного родового с другими видовыми понятиями и выявление суммы признаков (или одного признака), который отличает определяемое понятие от всех остальных внутри родового, например, сосна – хвойное вечнозеленое дерево с округлой кроной, а стул – предмет мебели для сидения на одно место со спинкой, без подлокотников. Определения, сформулированные таким способом, соответствуют требованиям научно-учебного стиля, они наиболее точные и исчерпывающие, не требующие дальнейшей конкретизации.

Описательное определение обычно сочетает первую операцию логического определения (соотнесение с родовым понятием) и перечисление признаков предмета, важных с точки зрения говорящего, например, сосна – дерево с высоким стволом, длинной пушистой хвоей и ветвями, расположенными высоко от земли; стул – одноместный предмет мебели для сидения, с четырьмя ножками, с жестким или полумягким сиденьем и т. д

Синонимический способ определяет значение слова через указание на самый полный, точный синоним (если таковой имеется у данного слова и является языковым, а не контекстуальным, как, скажем, трость – палка), например, смелый – храбрый, гиппопотам – бегемот. Этот способ толкования экономичен, не требует обучения по специальной методике; особенно широко используется при характеристике оценочных слов, когда объем понятия невозможно определить точно

Антонимический способ использует устойчивость связей слов по признаку лексической противоположности: горячий – ант. холодный, верх – ант. низ.

Этимологический способ носит вспомогательный характер и применяется дополнительно к логическому или описательному, если этимологическое значение хотя бы частично совпадает с современным значением слова: корноухий – от древнерус. горный короткий и ухо;гастроль – от нем. Gast – гость, приезжий и Rolle – роль.

Точность и выразительность слова также необходимое условие для соблюдения лексических норм. Точность слова Точность слова – обязательное условие для его адекватного и полного понимания, следовательно, и для эффективности всей речи в целом. Точным называют такое слово, значение которого полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами контекста. Точность слова призвана помогать говорящему или пишущему верно выражать свои мысли, связывать их с действительностью

Выразительным же считается такое слово Выразительным же считается такое слово, в котором выражение отношения к предмету соответствует коммуникативной ситуации. Главное условие выразительности Главное условие выразительности – наличие у человека своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Под выразительностью, как правило, подразумевается оригинальность, неповторимость, неожиданность. Именно в этом плане выразительное слово способно вызвать интерес и одобрение тех, кому предназначается вся речь.

Лексическая сочетаемость слов Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических грамматических закономерностей сочетания слов. тесно связана с Лексическая сочетаемость тесно связана с обусловленной языком возможностью сочетания слов в пределах словосочетания или соединения подлежащего со сказуемым.

Культура речи Культура речи – это сложное и многоаспектное понятие, в содержании которого отражены соотношения языка и речи, речи и мышления, речи и сознания, речи и действительности. Культура речи предполагает Культура речи предполагает знание законов общения, его функций, видов и форм, средств реализации.

Правильной называется речь Правильной называется речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Для того, чтобы соблюдать это требование, необходимо пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями.

Синонимы Синонимы – это слова с одинаковой предметной направленностью, близкие по своему значению. В основе синонимичности слов лежит называние одного и того же предмета разными словами. При этом синонимами являются только такие слова, которые отражают близкие аспекты предмета, указывают на предмет с одной и той же стороны

В основе близости лексических значений лежит одинаковая предметная и понятийная направленность, то есть обозначение одних и тех же предметов и понятий. Понятие является логической формой мысли, позволяющей называть предметы. Понятие выделяет существенные или отличительные признаки предметов. Понятие имеет содержание и объём. Содержание понятия – это совокупность признаков предмета или явления, которые мыслятся в понятии. Объём понятия – это совокупность предметов или явлений, которые охватывают понятие.

Понятия, объёмы которых частично или полностью совпадают, называют совместимыми. Между совместимыми понятиями бывают три вида отношений: - тождество, или полное совпадение (например, «язык» и «средство человеческого общения»); - подчинение («дуб» и «дерево»); - частичное совпадение («школьники» и «подростки»).

ветка – сук мороз – стужа зараза – инфекция мужчина – дядя кавалерия конница смелый храбрый сырой – мокрый худой – тощий прыгать – скакать шалить – баловаться легко – просто специально – нарочно надо – нужно да – ага

Подберите синонимы ко всем значениям данных слов, Проанализируйте синонимический ряд: установите различительные признаки каждого синонима; укажите, к каким разновидностям синонимов они относятся. Волнение, воспитанник, большой, быстрый, бранить, жечь, преимущественно, удачно; Добродушие, клевета, препятствие; грустный, густой, даровитый; Захолустье, пропасть, сияние, узы; безобидный, дымчатый, знойный; невпопад, раздельно, сжато.

Определите, в чем различия между приведенными ниже синонимами; укажите, к каким разновидностям синонимов они относятся. 1. смотреть, глядеть, взирать, пялиться 2. лицо, лик, физиономия, фейс 3. здравствуй! здравствуйте! добрый день! привет! салют! 4. дочь, дочка, дочурка, доченька 5. зачётная книжка, зачётка 6. надежда, упование 7. лошадь, кляча 8. умница, умник 9. мэр, градоначальник 10. архитектор, зодчий 11. этот, сей 12. серый, свинцовый (о цвете) 15. жёлтый, золотой (лист дерева) 16. хороший, золотой (характер) 17. свойственный, характерный

Составьте с приводимыми синонимами словосочетания, выбирая из скобок наиболее семантически близкие к ним слова. Объясните свой выбор 1. Взгляд, воззрение, убеждение, мнение, суждение, точка зрения (экономические, политические, философские, эстетические, нравственные; иметь, изложить, высказать, придерживаться; глубокий, поверхностный; обоснованный; личный, чужой; одинаковый, разный; широта, узость). 2. Грозный, угрожающий, зловещий (предзнаменование, намёк, крик, слух, разговор; жест, взгляд, вид, фигура). 3. Выразить, сформулировать (мысль, чувство, впечатление, суждение, положение, мнение, вывод, задачу).

Найдите в предложениях синонимичные слова, определите их тип (общеязыковые или окказиональные) и прокомментируйте их употребление (их функции в тексте, приемы их использования). 1. Коробочка вышла, и Чичиков тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также со своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи (Н. В. Гоголь). 2. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щёлканье соловьев. Любят они луну-кокетку, которая бы наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая – все называли её месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поля и очень походила на медный вычищенный таз (И. А. Гончаров). 3. Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А. П. Чехов). 4. Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом (пословица). 5. А у Ули глаза были большие, тёмно-карие, – неглаза, а очи (А. Фадеев).

Определите стилистические функции синонимов. 1. Эта степь, это десятый век, это не свобода, это – воля! (Л. Н. Толстой). 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (А. П. Чехов). 3. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (К. Г. Паустовский). 4. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь – до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (А. Т. Твардовский). 5. Далеко, товарищ, уезжаешь, – до свиданья… Может быть, прощай! (В. А. Луговской) 6. И тут на губах Моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Ю. М. Нагибин). 7. Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим… – глубокие тарелки (А. Я. Марков).

Антонимы Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

В антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку: Качественному Количественному Временному Пространственному Принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия

худойпожилой эвфемизмами антонимах-эвфемизмах Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой, чем тощий; пожилой, чем старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.

далвзял принимает В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору.

энантиосемия отходить'приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше 'умирать, прощаться с жизнью просмотрелпрослушал Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать 'приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше', но он же может означать 'умирать, прощаться с жизнью'. Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.

По структуре антонимы делятся на: разнокорневые разнокорневые (день - ночь) составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико- грамматических однокорневые однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция). У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: вложить - выложить, приставить - отставить, закрыть - открыть. Следовательно, противопоставление таких слов обязано словообразованию. К антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.

Каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. синонимические единицы антонимические Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические. Например: умный - глупый грустить - радоваться разумный - бестолковый печалиться - веселиться мудрый - безмозглый тосковать - ликовать головастый - безголовый толковый - тупой

Беречь транжирить, Работа безделье, Абсолютный относительный, Являться исчезать, В глаза за глаза, Да нет, Безвинный виновный, Хитрый простой, Жадность бескорыстие, Сближать отдалять.

Выделите из примеров слова-антонимы, определите их структуру и семантическую основу противоположностей. 1. Вопрос же о том, кто на земле полезен и бесполезен, не Буренину решать и не нам (А. П. Чехов). 2. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную (А. П. Чехов). 3. – Ну, чего ж жалеть? Волга дала, Волга и взяла (М. Горький). 4. Говорить «просто» и говорить «понятно» – не синонимы. Для неспециалиста может быть «непонятно» и то, что сказано очень просто (В. Брюсов). 5. Мир стоит, а война разрушает (пословица). 6. Недруг поддакивает, а друг спорит (пословица). 7. Пабло Неруда был человеком прочных взглядов на прошлое, настоящее и будущее человечества, на людей труда и людей наживы, на мир и на войну, на друзей и врагов (К. Симонов). 8. Я друзьям моим сказала: – Горя много, счастья мало. – И ушла, закрыв лицо; потеряла я кольцо (А. Ахматова). 9. Безумствует распад. Но – все-таки – виват! – Профессия рождать древней, чем убивать (А. Вознесенский). 10. Что обычно началось, кончается необычайно! (Л. Мартынов). 11. Детали! Они верные помощники автора научно-художественной книги, они дают возможность в частном и конкретном показать общее, отвлеченное (А. Ивич).

Найдите в текстах языковые и контекстуальные антонимы. Укажите, к какому типу (семантическому и структурному) они относятся. 1. Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнёт и нет…(А.С. Пушкин). 2. Таит молодое чело По воле – и радость, и горе. В глазах, как на небе, светло. В душе её тёмно, как в море (М. Ю. Лермонтов). 3. Мошки вьются столбом, светятся в тени, темнея на солнце (И. С. Тургенев). 4. Публика всегда и везде одинакова: умна и глупа, сердечна и безжалостна – смотря по настроению (А. П. Чехов). 5. Точно чьи-то тени прошлись с плачем и смехом (М. Горький). 6. Первой она встречает меня, последней меня провожает (Р. Рождественский).

Найдите в приведенных ниже примерах слова, обозначающие противоположные понятия; определите стилистический приём, построенный на использовании антонимических значений. 1. «Старые проблемы нового сезона» (о подготовке спортивных клубов к новому сезону). 2. «Жаркая мерзлота» (о работе шахтёров в Заполярье). 3. «Аппетит уходит во время еды» (о некачественном питании). 4. «Сухим из душевой» (о неисправностях в душевой). 5. «Похвала скромности» (о манерах поведения). 6. «Это публичная частная жизнь» (о нездоровом интересе к жизни звезд кино и эстрады). 7. «Молчальный звон» (А. Вознесенский 8. Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен (А. С. Пушкин). 9. Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль (М. Ю. Лермонтов). 10. В толпе друг друга мы узнали, сошлись и разойдемся вновь. Была без радости любовь – разлука будет без печали (М. Ю. Лермонтов).

Паронимы (от греч. para рядом, возле и onoma имя) это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный прогрессирующий, злой злостный, водный водяной и т. д.

Паронимия Паронимия объясняется нетвёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих, некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности, откуда взято слово, а также парапраксисом (напр. оговорки). Особенно важно обращать внимание на паронимы при изучении иностранных языков, так как многие паронимы могут не различаться изучающими иностранный язык вследствие расхождений в артикуляционной базе: англ. live и leave различаются только по долготе гласного оппозиция, отсутствующая в русском языке.

Корневые паронимы Корневые паронимы- имеют разные корни, внешнее сходство которых является чисто случайным: экскаватор эскалатор;. Общей мотивацией и общей семантической связью такие паронимы не объединены. Аффиксальные паронимы Аффиксальные паронимы- объединены общей мотивацией и общей семантической связью. Они имеют общий корень, но разные, хотя и сходные деривационные аффиксы: абонемент абонент, экономический экономичный экономный; Этимологические паронимы Этимологические паронимы- это одно и то же слово, заимствованное языком разными путями несколько раз (через посредничество разных языков) и в разных значениях: проект (усвоено непосредственно из латинского) прожект (усвоено через посредничество французского языка); Заимствования из близкородственных языков (русский польский церковнославянский) либо из языков-предков (французский латинский, хинди санскрит) могут вызвать этимологическую паронимию, если заимствованное слово похоже на уже имеющееся исконное слово в данном языке: рус. порох (исконно русское слово с восточнославянским полногласием) прах (церковнославянское слово, южнославянское по происхождению).

Среди паронимов значительное место занимают имена существительные: абонемент абонент; орудие оружие; жар жара; гарант гарантия. Есть и прилагательные: горячий горячительный; дефектный дефективный; жестокий жёсткий. скрытый (о вещи) - скрытный (о человеке) эффектный - эффективный А также наречия: жёстко жестоко; сыто сытно; безответно безответственно. Паронимы могут быть однокоренными: одеть надеть; человеческий человечный; оплатить уплатить заплатить.Глаголами: приспать-поспать-переспать; уснуть-приснуть.

Если смешение паронимов грубая лексическая ошибка, то преднамеренное употребление двух слов-паронимов в одном предложении представляет собой стилистическую фигуру, называемую «парономазия» (от греч. возле, около + называю). Парономазию называют бинарной фигурой стилистики, поскольку в ней принимают участие оба паронима. Эта фигура распространена широко, а сокращённо её можно назвать бинарной.

«И без того жёсткий порядок… стал жестоким». «Отец её был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой И не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой» (A. C. Пушкин, «Евгений Онегин») Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». (Грибоедов, «Горе от ума»)

Выберите подходящие по значению слова. Объясните свой выбор. 1. В (соседнем, соседском) доме слышались весёлые голоса. 2. У билетных касс было немало (командировочных, командированных). 3. Успешно (провести, произвести) раскопки древнего городища. 4. Коротко изложить (существо, сущность) произведения. 5. При переиздании писатель внёс в книгу несколько чисто (стилевых, стилистических) исправлений. 6. В развитии русской лексики немаловажную роль играют внеязыковые (факты, факторы). 7. Большую часть комнаты занимал (кабинетский, кабинетный) рояль. 8. В стране длительное время наблюдается (кабинетный, кабинетский) кризис. 9. Он был круглый (невежда, невежа), ничем не интересовался. 10. В начале конференции трибуна была (предоставлена, представлена) гостям для приветствий.

Составьте словосочетания, используя паронимы и слова, данные в скобках. 1. Усложнить – осложнить (задание, упражнение, проект, вопрос, доставку чего-либо). 2. Короткий – краткий (рассказ, отчёт, рукав, данные, ночь, ответ, биография, разговор, прилагательные, месяц, платье, расстояние, день, весна, сведения, радиоволны, визит, гласные, пребывание, лето). 3. Ближний – близкий (дом, взгляды, отношения, дорога, родственники, путь, село, приятель, объезд, связи, лес, весна, озеро). 4. Бродяжий – бродячий (нрав, характер, жизнь, труппа, мастер, обычай, собака, существование, посох, охотник, вид, настроение, облик, счастье). 5. Мелкий – мелочный (обида, интересы, бусинка, побуждения, подробности, счёты, буржуазия, обувь, деньги, черты лица, песок, дрожь, тарелка, почерк, предприятие, человек, служащий, камешки, картофель).

Объясните, правильно или ошибочно употреблены в предложениях выделенные слова. В случае необходимости предложите исправленный вариант. 1. Сад был старинный, наполовину высохший и почти пустынный. 2. Инженер-конструктор предложил такие дополнения к проекту, которые хотя и осложнили, но значительно улучшили его. 3. Мой друг отдавал любимому предмету все свои физические и духовные силы. 4. С особенным удовольствием профессор назвал лучшие курсовые работы. 5. К заседанию редколлегии газеты были подготовлены короткие отчёты о выполнении поручений редакции. 6. В работах большого художника непременно чувствуется нечто свое, особенное. 7. Профессия накладывает на человека свой особенный отпечаток. 8. Просторное помещение, в которое мы наконец попали, оказалось полутёмным, заброшенным, полупустынным. 9. Огромную территорию этого края занимала выжженная солнцем степь, почти всегда безлюдная, пустынная. 10. Экономическая эффективность только от применения новейшей технологии составит миллионы рублей.