Кексель Ольга Сергеевна доцент кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Advertisements

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
Методика социологического исследования.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Основы маркетинга в сфере сервиса Г.Л.Овсянникова - доцент, к.э.н. кафедра СТЭА ВГУЭС.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Общая теория статистики Выборочный метод в статистике. Статистическая гипотеза.
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Методы сбора социологической информации
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Транксрипт:

Кексель Ольга Сергеевна доцент кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского политехнического университета

Тема: Разработка программы исследования 1. Смысл и назначение программы социологического/маркетингового исследования 2. Структура программы исследования 3. Типы выборочной совокупности

Основная литература: Колодий Н.А., Иванова В.С. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, с. Ядов В.А. Социологическое исследование; методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Самарский университет, с. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования : учебное пособие / И. А. Бутенко. М.: Тривола, с.

Смысл и назначение программы социологического исследования Программа – это изложение теоретико-методологических предпосылок исследования

Функции программы: Методологическая МетодическаяОрганизационная

Структура программы исследования I. Методологический раздел: а) определение проблемной ситуации, формулировка проблемы, объекта и предмета исследования б) предварительный системный анализ объектов) формулировка цели и задач исследования г) интерпретация или уточнение понятий, используемых в исследовании д) выдвижение гипотез исследования

Структура программы исследования II. Процедурный раздел: а) рабочий план исследованияб) описание методов сборав) описание методов анализа данных

1. Проблема = вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании и требует определенных действий для его решения, отличных от имеющихся

Проблемная ситуация При существующем на рынке банковских услуг широкого спектра рекламы потребительских кредитов, уровень информированности клиентов о данном продукте Сбербанка России остается низким, т.е. клиенты о кредитовании слышали, но о процентных ставках, об условиях и видах кредитов не знают. Сформулируйте проблему исследования Какие информационные каналы наиболее эффективны?

2. Актуальность проблемы обосновывается: статистическими данными результатами экспертного опроса и включенного наблюдения

3. Объект и предмет исследования Объект – это то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию

Предмет – это наиболее существенные свойства и характеристики изучаемого объекта

О ПРЕДЕЛИТЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Объект: Посетители крупных торговых центров города Томска. Предмет: Отношение к рекламно-информационным изданиям. Предмет: Корпоративная культура ЗАО КБ «Движение». Объект: Сотрудники банка «Движение».

4. С ИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА Это гипотетическое развернутое описание объекта исследования

5. Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель = конкретное представление планируемого конечного результата деятельности

Виды целей: Поисковая цель = сбор предварительны х данных, позволяющих более четко сформулировать проблему Описательная цель = описание проблем, ситуаций, получение количественных данных Экспериментал ьная цель = проверка гипотез о причинно- следственных связях

З АДАЧИ = СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ ; ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ Задачи Основные Неосновные

О ПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ : Выявить место газеты «Томская неделя» на рынке рекламно-информационных изданий в г. Томске. Цель Определить социально-демографические характеристики читателей местных газет. Задача Изучить требования читателей к рекламно- информационной газете. Задача Рассмотреть отношение читателей к рекламе в местных газетах. Задача

О ПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ : Задача : Определить уровень сплоченности коллектива. Цель : Проанализировать состояние корпоративной культуры в томском филиале ЗАО КБ «Движение». Задача : Определить уровень информированности сотрудников об истории, миссии, целях банка. Задача : Выяснить, требуется ли улучшение рабочего места сотрудников.

6. Интерпретация понятий: теоретическая эмпирическая операционализация

Лояльность - это корректное, благонадежное отношение к кому-либо или чему-либо, в данном случае к деятельности Сбербанка Частота совершения покупок; Длительность взаимодействия; «Верность» конкретному банку; Готовность порекомендовать банк знакомым Несколько раз в месяц; 1 раз в месяц; 1 раз в полгода; 1 раз в год; 1 раз в несколько лет. Меньше года; От года до 3 лет; От 3 до 5 лет; От 5 до 7 лет; От 7 до 10 лет; Свыше 10 лет. Не пользовались услугами других банков; Пользовались услугами других банков Готовы; Не готовы; Затрудняются ответить.

Студент Пол МЖ Форма обучения Дн. Веч. Заочн. Место проживания Общ. Дома Сн. кв. Осн. ист. инф. Лекции Уч. пос. Интернет

7. Гипотезы исследования Гипотеза = логически обоснованное предположение, справедливость которого принимается за основу для дальнейшего изучения Гипотеза – основание Гипотезы – следствия

Правила построения гипотез: 1. Гипотеза не должна : содержать не уточненных понятий допускать ценностных, оценочных суждений противоречить ранее установленным фактам включать большое количество допущений и ограничений 2. Гипотеза должна быть проверяема

Задачи Выяснить, от чего зависит выбор СМИ Определить, узнается ли клиентами реклама Сбербанка России. Выявить насколько эффективна форма подачи рекламных сообщений о преимуществах кредитования в Сбербанке России. Гипотезы Предположим, что выбор СМИ, зависит от демографических показателей клиентов. Из всего потока рекламной информации клиенты не всегда могут узнать рекламу Сбербанка России. Форма подачи рекламных сообщений не дает клиенту полного представления о преимуществах кредитования в Сбербанке России.

8. Тип выборки Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, = выборочная совокупность или выборка

Объем выборки зависит от ряда факторов : от цели и задач исследования от степени однородности генеральной совокупности от уровня допустимой точности результатов

С ООТНОШЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ И ОБЪЕМА ВЫБОРКИ : Генеральная совокупность (количество человек) Объем выборки (минимальное количество респондентов) более

Выборка может быть : Вероятностной (случайная, гнездовая, районированная) Целенаправленной (стихийная, основного массива, квотная, доступных случаев)

Ч ИСТО СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА Механическая «Лотерейная»

Г НЕЗДОВАЯ ВЫБОРКА Гнездовая – серийная – кластерная «Гнездо» – серия – кластер = промежуточный объект. Должны быть однородными

Р АЙОНИРОВАННАЯ ВЫБОРКА Типическая Стратифицированная

С ТИХИЙНАЯ ВЫБОРКА Отбор «первого встречного» 1f0f5114d767f/ 1f0f5114d767f/ Отбор себе подобных

М ЕТОД ОСНОВНОГО МАССИВА Опрашивается 60 – 70% генеральной совокупности

К ВОТНАЯ ВЫБОРКА

Выборка доступных случаев Отбор типичных случаев Метод «снежного кома»

9. Описание методов сбора данных Выбор метода сбора информации зависит от цели и задач исследования, и в большей степени от гипотез исследования

Методы получения первичной информации Опрос Наблюдение Анализ документов

Ф ОКУС - ГРУППА А НКЕТИРОВАНИЕ И НТЕРВЬЮ Н АБЛЮДЕНИЕ

Социологическое и маркетинговое исследования: общее и особенное Общее : программа исследования, методы получения информации Отличия : проблема, сроки, источники финансирования

Э КСПРЕСС - ОПРОС 1. Укажите понятие, которому соответствует следующее определение: Это наиболее существенные свойства и характеристики изучаемого объекта А. Предмет Б. Объект В. Субъект

Э КСПРЕСС - ОПРОС 2. Укажите тип цели социологического исследования, достижение которой предполагает сбор предварительных данных, позволяющих более четко сформулировать проблему (например, анализ вторичной информации, изучение опыта) А. Поисковая цель Б. Описательная цель В. Экспериментальная цель

Э КСПРЕСС - ОПРОС 3. Заполните пробел: Множество социальных объектов, явлений, процессов, которые являются объектом изучения социологического исследования, образуют _____________ совокупность А. Выборочную совокупность Б. Генеральную совокупность В. Социальную совокупность

Э КСПРЕСС - ОПРОС 4. Назовите существующие типы выборочных совокупностей: А. Случайные Б. Целенаправленные В. Достоверные Г. Необходимые

Э КСПРЕСС - ОПРОС 5. Назовите основные виды социологических исследований: А. Разведывательное Б. Описательное В. Синтетическое Г. Аналитическое

П РАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1. А2. А3. Б4. А, Б5. А, Б, Г