XIX век XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В начале XIX века значительно возрос интерес к литературе и искусству. Стали широко распространены домашние спектакли, музыкальные вечера, собирание книг,
Advertisements

Художественная культура Культура область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности.
Художники - передвижники Над слайдом работали: Деминова Е, Алымова Т, Ржаницина А..
Вариант 1 1. Ученый в области биологии А) И.А. ДвигубскийБ) Н.И. Пирогов В) М.В. ОстроградскийГ) В.В. Петров 2. Направление искусства, обращённое не к.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Русские писатели первой половины XIX в.: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Михайлов Евгений 8 А Учитель Баннова Е.В.
Культура России 19 века. Живопись. Антипова М. А., преподаватель истории ПЛ 12 г. Пскова.
Т класс. План урока. 1. Особенности развития. 2. Русская литература. 3. Театр. 4. Музыка. 5. Живопись. 6. Архитектура.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
Литература второй половины XIX века была единственной возможностью для многих писателей высказать своё мнение. Основным художественным направлением того.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
Художественная культура XIX века в России Презентацию подготовили учащиеся 8 класса МБОУ «СОШ с. Большая Чечуйка» Фёдорова Олеся, Былинкин Никита Караваева.
Изобразительное искусство реализма. Что такое РЕАЛИЗМ? Реализм – направление в культуре и искусстве середины XIX века, выразившееся в стремлении к более.
КУЛЬТУРА ЗОЛОТОГО ВЕКА. Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма. Причины: Рост национального самосознания, ускорен Отечественной войной.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Работа по истории ученицы 8»Г» класса МОУ-лицея 4 Васильевой Юлии.
II половина XIX века I половина XIX века I половина XIX века До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ.
Транксрипт:

XIX век

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела всеобщую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли Пушкин и Чайковский, А. Иванов и Репин, Л. Толстой и Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX века поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.

Развитие общественной мысли России первой половины XIX века прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 года и другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 году осуществляется публикация "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина ( ). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX века возникает более 40 новых журналов, в т. ч. "Русский вестник", "Вестник Европы" и другие), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге - салон Оленина, в Москве - княгини 3. Волконской и другие).

В литературе начала XIX века сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм; Н. И. Карамзин, молодой В. А. Жуковский ( ), И. И. Дмитриев ( ) воплощают идеи сентиментализма, но все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившаяся сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А. С. Шишков ( ) - основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.

В 30-е-40-е годы в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А. С. Пушкин. В трагедии "Борис Годунов", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях. Традиции Пушкина развивает М. Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н. В. Гоголь ( ). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В. Стасов).

Вяземский БатюшковБаратынский В литературе к романтизму приходят К. Батюшков ( ), Е. Баратынский ( ), П. Вяземский ( ) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А. С. Пушкина ( ): цикл "Южные поэмы" - "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и другие; М. Ю. Лермонтова ( ): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другие.

Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д. Давыдов ( ), А. Дельвиг ( ), В. Кюхельбекер ( ) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К. Рылеева ( ), А. Одоевского ( ), А. Бестужева- Марлинского ( ) и других поэтов- декабристов. Давыдов Дельвиг КюхельбекерРылеев

Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И. С. Тургенева ( ). "Записки охотника" обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали его романы: "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Новь", "Дым". Тонкий психолог, певец любви, живо писатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи. Создателем сатирического романа был М. Е. Салтыков- Щедрин ( ): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Головлевы".

Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф. М. Достоевский и Л. И. Толстой. Ф. М. Достоевский ( ), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание"), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы"), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот"; Алеша Карамазов, роман "Братья Карамазовы"). В центре его внимания - социальные противоречия и противоречия человеческой души - "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.

Л. Н. Толстой ( ) - трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир", романов "Анна Каренина" и "Воскресение". Творчество Л. Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" - вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.

Русская литература второй половины XIX века дала и великую поэзию: Н. А. Некрасов ( ) с глубокой болью писал о тяжелой доле русского народа, его духовной красоте, воспевал русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф. И. Тютчев ( ), А. А. Фет ( ) и другие. Создателем русского национального театра явился А. Н. Островский ( ).

Пластические искусства первой половины XIX века обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.

С наибольшей силой характерные черты архитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А. Н. Воронихин ( ) - создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен.

А. Д. Захаров ( ) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик и архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова.

В Москве работают архитекторы О. И. Бове ( ), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д. И. Жилярди ( ), А. Г. Григорьев ( ) и другие.

Замечательна была деятельность К. И. Росси ( ), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец - ныне Русский музей, Михайловская площадь - ныне площадь Искусств, новый общественный театр - ныне театр драмы им. А. С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и другие).

Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX века - Исаакиевский собор, строителем которого был А. А. Монферран ( ), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.

К. А. Тон ( ) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание - храм Христа Спасителя в Москве ( ).

В этот период работают крупнейшие ваятели. И. П. Мартос ( ) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений - надгробие М. П. Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание - памятник Минину и Пожарскому в Москве ( ), отразивший возвышенные патриотические идеалы.

Памятники героям Отечественной войны 1812 года - М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б. И. Орловский ( ). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И. П. Витали ( ) - скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и другие.

Больших успехов в первой половине XIX века достигла графика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н. И. Уткин ( ). Наиболее известные его работы - галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А. Г. Ухтомский ( ), С. Ф. Галактионов ( ), А. О. Орловский ( ) и другие.

Живопись первой трети XIX века представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А. И. Иванов ( ) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и другие.

Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII века уступила место интимности и задушевности. О. Кипренский ( ) - представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е. В. Давыдова, одухотворенные портреты Е. П. Растопчиной и Д. Н. Хвостовой, возвышенный облик А. С. Пушкина - "питомца чистых муз" и другие.

В. А. Тропинин ( ) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания - "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен - портреты композитора Булахова и А. С. Пушкина.

Мастером пейзажной живописи был С. Ф. Щедрин ( ), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество К. И. Брюллова ( ). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно- пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833 году он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи":("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" И стал "Последний день Помпеи" для русской кисти первым днем. А. С. Пушкин

"Итальянский полдень" "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя"

Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра - А. Г. Венецианов ( ). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и другие. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.

Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П. А. Федотов ), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н. Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора", ссылаясь на которую Т. Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное - не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".

Реализм, демократизм, народность - основные черты русского изобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов - В. Г. Перов ( ), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие. Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и других деятелей русской культуры.).

Талантливым художником и теоретиком искусства был И. Н. Крамской ( ). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них - "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.

К бытовой живописи обратились художники В. М. Максимов ( ; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г. Г. Мясоедов ( ; "Земство обедает"), А. И. Корзухин ( ; "В монастырской гостинице"), В. Е. Маковский ( ; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н. А. Ярошенко ( ): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова- Щедрина, П. А. Стрепетовой и других.

Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И. Е. Репина ( ). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров- народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты Мусоргского, Л. Толстого, хирурга Пирогова и других).

"Крестный ход в Курской губернии"

Великим историческим живописцем России был В. И. Суриков ( ). Народ - главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.

С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В. М. Васнецов ( ): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В. В. Верещагина ( ) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).

Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А. К. Саврасова ( ; "Грачи прилетели"), Ф. А. Васильева ( ; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И. И. Шишкина ( ; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А. И. Куинджи ( ; "Ночь на Днепре"), И. И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).

На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.