1 Мастер-класс Приёмы создания обучающего пространства для формирования функциональной грамотности как важнейшего фактора успешности урока Подготовила учитель химии КГУ «Гимназия 1 г. Темиртау» Кулик Ирина Юрьевна
2 Цель работы Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования функциональной грамотности как важнейшего фактора успешности учебного занятия
3 Задачи мастер-класса Обучающая: создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации коллаборативной среды для профессионального общения и обмена опытом.
4 Задачи мастер-класса Развивающая: совместно с участниками семинара отработать методические приёмы создания обучающего пространства для формирования функциональной грамотности путём демонстрации форм и методов педагогической деятельности.
5 Принципы мастер-класса Я знаю, как это делать; я научу вас Наглядности всех действий Сознательности и активности Систематичности и последовательности Успешности
6 Актуальность темы мастер-класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также формирование такого направления функциональной естественнонаучной грамотности, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством применения учебных моделей для конкретной жизненной ситуации
7 «Казахстанский путь – 2050» «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» Президент Казахстана Н.А. Назарбаев
8 Личным кредо каждого должно стать образование в течение всей жизни Президент Казахстана Н.А.Назарбаев
Функциональная грамотность 9 - это тот индикатор образования, который дает возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества.
Ключевые компетенции – многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества. 10
Эмпирический базис учителя Что? Где? Как? Когда? Почему? Зачем? 11
Интерактивные задания Смоделировать эмпирический базис учителя для внедрения теории в практику по формированию функциональной грамотности в обучающем пространстве Уровневые показатели ФГ для учащихся Номенклатура учебных заданий Концептуальная карта «Компетентности учителя» Концептуальная карта «Инструментарий учителя» 12
13 Концептуальная карта технологии Интегративная технология Проблемная технология Кейс-технологии Технология модерации методы Исследовательский метод Подкастинг Упражнения Брукфельда Мобильный репортёр Мыслетехника рефлексия Концептуальные карты Кластер "Гроздь" Синквейн Карты понятий Функциональная грамотность элементы логической грамотности; соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности; требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность.
Базовая модель урока 14 вызовосмыслениерефлексия
Чем руководствуюсь? В образовательном процессе должны, прежде всего, функционировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и жизненных процессов. (Ю.Л. Ершов) 15
Упражнения по Брункфельду 16
Значимость контекста латексное молоко известковое молоко коровье молоко тростниковый сахар солодовый сахар свекловичный сахар свинцовый сахар 17
Что означает фраза ? Гашение извести 18
Из словаря Ожегова За вечер свеча угорает наполовину. Масла на палец угорело. Чем крепче спирт, тем ее больше угорает. Угар бывает от раннего закрытия трубы. Глухие печные дверки обеспечивают от угару. В черных банях часто угорают. Мечется, как угорелый. Угорелая трава 19
Исследование альтернатив 20 Как хорошие хозяева, мы должны заботится о своем доме, начиная от стадии строительства, и разумеется, во время эксплуатации. В эту заботу входит и устранение нежелательных явлений, которые образуются из-за химических реакций, протекающих в различных материалах. Ржавчина разрушительное явление, которое может превратить металлические элементы коммуникаций или сооружений в грязно-бурые хлопья.
Оцените «Свежие жирные пятна перед стиркой рекомендуется прогладить нагретым утюгом. После этого пятно дочищают бензином или пятновыводителем. Свежие пятна на светлых хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях посыпают сухим порошком мела, талька или жженой магнезии. Можно также удалить пятна, протерев их бензином, скипидаром, бензолом, эфиром, спиртом, ацетоном» 21
Мыслетехника О чём? Что?Я знаю Дополнение, уточнения Критика Коротко в тезисах отмечаю о чём идёт речь, выделяю главную мысль. В тезисах или инфо знаках демонстрирую свои знания. Глоссарий Я не согласен, предлагаю альтернативное мнение. 22
Культура коммуникации Сначала поверю, потом посомневаюсь, в итоге получится развитие. Гегель 23
Мини-исследования ЗОЖ «Влияние компонентов табачного дыма на гемоглобин крови» «Влияние агрессивных сред на состояние зубной ткани» 24
ЯВЛЯЕТСЯМОДЕЛИРУЕТСТРОИТСЯТРЕБУЕТИМЕЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ НА АКТУАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ СТРУКТУРУ Компетентностно- ориентированное задание
ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА СТИМУЛ ИСТОЧНИК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения задания содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания задаёт способы и критерии оценивания результата Компетентностно- ориентированное задание
27 Таксономия может быть представлена в виде перечня категорий учебных целей с примерами диагностируемых результатов Составление вопросов на основе таксономии Бенджамина Блума Составление вопросов на основе таксономии Бенджамина Блума знание понимание применение анализ синтез оценка
28 Мои мысли Проводить еженедельно словарную работу по изучению специальных терминов. Разнообразить структуру заданий через творческое осмысление. Вербальное восприятие письменной речи проводить через оформление презентаций, подкастов. Разрабатывать задания к текстам : аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения. Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.