Алтайский край Алейский район МОУ «Плотавская средняя общеобразовательная школа Учитель: Губарева О.В г.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ В СУДЬБЕ РОССИИ» Учащиеся делятся на 2 группы – красный, зелёный сектора; внутри группы участники сектора могут совещаться и помогать своему представителю. Мерилом оценки избрана «верста». За правильный ответ сектор получает 300 верст, за неполный – 200 верст; за выполнение групповых заданий в качестве поощрения от ведущего – 100 верст. В конце игры подсчитывается общий итог. Сектор, набравший большее количество верст, объявляется победителем, участники группы – «почётными гражданами».
«Государственные символы в судьбе России» Интеллектуальная игра
Вступительное слово учителя В новое тысячелетие Россия вошла с обновлённой государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орёл появился ещё в Московском царстве. Символы государства означают его независимость, подчеркивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Наша страна по-разному называлась на протяжении истории. В ст.1 Конституции РФ указано современное название нашего государства и определена форма правления: «1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
«Русский орёл с античным профилем» тур 1
УЧЕНИК 1: До Петра I на Руси существовали эмблемы – личные знаки князей. Особенно были распространены две: всадник, поражающий копьём дракона, и двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. Изображение орла встречается ещё у древних народов, им украшались ткани, расписывались стены. В XIII – XIV вв. двуглавая птица «долетела» до Европы, разместившись на монетах и печатях. -А когда же появился двуглавый орёл в России?
УЧЕНИК 2: Я тебе расскажу. С 1462 по 1505 г. на Руси правил великий князь Иван III. Вот с его именем и связывают появление нового символа Российского государства. Версия происхождения герба такова. Великий князь московский Иван III, женившись на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора, заимствовал герб некогда славной Византийской империи – двуглавого орла, соединив его с московским всадником. Правда, существуют и другие объяснения, о них ты можешь прочитать в книгах.
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ Не меньшее значение в российском гербе имеет всадник, поражающий копьём дракона. Кто этот всадник и какова его роль для Отечества? Выбери правильный ответ: 1) Дмитрий Донской, поражающий хана Мамая; 2) Иван III, поражающий хана Ахмата, сумевший прекратить выплату дани Большой Орде; 3) Святой Георгий, которого московские князья почитали как защитника и покровителя.
УЧЕНИК 1: Значит официальным символом двуглавый орёл стал на Руси в XVв. при Иване III?
УЧЕНИК 2: Да, но только в XVII в. эти изображения стали именовать государственным гербом. В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г. о толковании герба написано, что «орёл двуглавый есть герб державный великого государя». В современном законе РФ «О государственном гербе РФ» написано: «Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединёнными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь... дракона, также обращённого влево».
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ Что символизируют три короны на двуглавом орле современного герба?
ЗАДАНИЕ СЕКТОРАМ: Разработать проект герба школы и представить его, учитывая некоторые правила и значения. Основа герба – щит. Применяется ограниченное количество цветов: алый, пурпурный, голубой, зелёный, чёрный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику.
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА: Золото – богатство, сила, верность, чистота, постоянство. Серебро – невинность, чистота. Голубой – величие, красота, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – надежда, изобилие, свобода. Чёрный – скромность, образованность, печаль.
На щите могут быть изображены животные, птицы, растения. Кошка – символ независимости. Волк – злость, жадность. Медведь – сила, мощь. Собака – верность и преданность. Лиственница – национальный символ России. Берёза – постоянство, верность. Кедр – надёжность и могущество.
Второй тур ТРЁХЦВЕТНЫЙ ФЛАГ РОССИИ
«Смело мы в бой пойдём...»
Ученик 1, глядя на экран, напевает: «Смело мы в бой пойдём...» Ученик 2 выходит навстречу и задаёт вопрос: «А почему ты собрался в бой под красным знаменем. Ведь наш государственный флаг трёхцветный? Ученик 1: Потому, что в 2000 г. к государственному флагу России приравнено и красное знамя Победы. А ещё раньше, вероятно, у древних славян, флаги тоже были красными, самыми заметными и яркими. Красный цвет звал на битву.
Красное знамя Победы
В 2000 году к государственному флагу России приравнено Красное знамя Победы. А ещё раньше, вероятно у древних славян, флаги тоже были красными, самыми заметными и яркими. Красный цвет звал на битву. ЗНАМЯ ПОБЕДЫ
Ученик 1: А я знаю традицию трёхцветного флага. Пошла она со времён Северной войны, когда Пётр I дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. Расположение его полос отражало представления людей того времени об устройстве мира. Внизу – мир мифический – красный. Выше – небесный –голубой. Ещё выше мир божественный – белый. Современный трёхцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрёл после Указа Президента РФ. А ещё у нашего флага есть свой праздник.
Флаг Российской Федерации
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ Когда россияне отмечают День государственного флага Российской Федерации? Выбери правильный ответ: 1)12 июня; 2)22 августа; 3)12 декабря.
Вопрос участникам: Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным: 1. Белый – мир, чистота, правда, непорочность; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. 2. Белый – вера, верность; синий –мир, правда;, красный – красота, удаль. 3. Белый – богатство,,сила; синий – величие, ясность; красный – надежда, свобода?
Задание секторам: Герой книги Я.Корчака «Король Матияш I» имел свой флаг: «Король Матияш внёс предложение в детский парламент: всем детям – и белым, и чёрным, и жёлтым – объединиться и выбрать себе зелёное знамя...». Объясните смысл зелёного цвета как символа. Согласны ли вы с предложением короля? Ответ обоснуйте.
«Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою...» тур 3
УЧЕНИК 1: В истории нашего государства было немало «хвалебных гимнов». В. Жуковский. Из «Песни Русскому Царю»: Боже! Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю – Всё ниспошли!
Ф.Сологуб. Из «Гимнов Родине»: О, Русь, в тоске изнемогая, Тебе слагаю гимны я, Милее нет на свете края, О, Родина моя! Твоих равнин немые дали Полны томительной печали, Тоскою дышат небеса, Среди болот, в бессилье хилом Цветком поникшим и унылым Восходит бледная краса.
УЧЕНИК 2: Гимны ты знаешь. А что ты знаешь об истории создания государственного гимна России?
УЧЕНИК 1: Я знаю, что надобность в гимне появилась при Петре I. При Елизавете Петровне музыка стала непременной составной частью жизни двора. С 1816 г. официальным гимном России стал английский гимн – «Боже, храни короля ! ». Русский текст к нему написал Василий Жуковский в 1833 г., но музыкальная основа не отражала характера русского народа. Николай I дал поручение композитору А. Львову сочинить музыку. 11 декабря 1833 г. прозвучал российский государственный гимн «Боже, царя храни ! », который звучал до 1917 г. С февраля по октябрь 1917 г. звучало произведение Березовского на слова Ратгауза «Гимн свободной России ! ». После Октябрьской революции большевики утвердили в качестве гимна страны партийный гимн «Интернационал» ( Э. Потье ). В годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна. В ночь на 1 января 1944 г. прозвучал новый гимн СССР, музыку которого написал А. Александров, а слова – С. Михалков и Г. Эль - Регистан.
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ: КАКОМУ ГИМНУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА: «Мы наш, мы новый мир построим!»? Выберите правильный ответ: 1. « Народному гимну» В.Жуковского; 2. «Интернационалу» Э. Потье; 3. «Гимнам Родине» Ф.Сологуба
Задание секторам: Написать четверостишие, посвящённое России.
Конкурс четверостиший о России ИСПОЛНЕНИЕ УЧАСТНИКАМИ ИГРЫ ГИМНА РФ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.
Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твоё достоянье на все времена! ПРИПЕВ: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! ПРИПЕВ: Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! ПРИПЕВ:......
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ: 1. – 3) 2. – Раньше (с 1667 г.) три короны: 3 великие Казанское, Астраханское, Сибирское царства - Сейчас три короны: 3 ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная. 3. Составление гербов своей школы. 4. – 2) 22 августа. 5. – 1) 6. – Чьё обоснование интереснее (на усмотрение жюри). 7. – 2) 8. – Оценка составленных четверостиший.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕМА ИГРЫ (заголовок)
Тема игры (заголовок)