Из опыта работы учителя русского языка и литературы Крылова Валерия Владимировича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Advertisements

Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
«Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского». 10 класс, монографическая тема.
Известный немецкий педагог, психолог, философ И. Ф. Гербарт был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с.
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна.
Достоевский Федор Михайлович ( ) великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич ( ), врач ( штаб - лекарь.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Урок литературы в 10 классе, Копейкина Анна.. До: 1 урок - Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. 2 урок - Замысел автора и история создания романа Ф.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Методическая разработка урока: «Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс» Л.П.Вытовтова МОУ СОШ 4 им. И.С.Черных.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
«Зачем на земле этой вечной живем». «Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?» А.С. Пушкин.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5-8 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Транксрипт:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Крылова Валерия Владимировича

Образование высшее педагогическое ( литературный факультет Орехово - Зуевского педагогического института ; 1981 год ) Стаж педагогической работы – 28 лет Количество выпусков ( полная средняя школа ) -14 Медалисты : « золото » -6 учащихся, « серебро » -11 учащихся Звания и награды Звание « Старший учитель » (1991 год ) Значок « Отличник народного просвещения » (1994) Победитель Приоритетного национального проекта « Образование » в номинации « Лучший учитель » муниципального уровня (2008 год ) Участие в Едином Государственном Экзамене ( русский язык ) учебный год -35 учащихся ( уровень обученности - 100%, качество знаний 54,8%) учебный год -14 учащихся ( уровень обученности - 100%, качество знаний -53,6%) Учитель высшей квалификационной категории ( с 1995 года )

Русский язык Литература Изучение предметов в соответствии с государственной программой Русский язык Литература Изучение предметов в соответствии с государственной программой Этическая и философская мысль в курсе « История русской литературы » (9- 11 класс ) Этическая и философская мысль в курсе « История русской литературы » (9- 11 класс ) Вопросы истории и теории русской и мировой литературы (9 – 11 классы ) Вопросы истории и теории русской и мировой литературы (9 – 11 классы ) Литературное образование в начальных классах РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ ( с элементами интегрированного обучения ) РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ ( с элементами интегрированного обучения ) Речь и культура общения 5 – 7 класс ( ф / к ) Речь и культура общения 5 – 7 класс ( ф / к ) Стилистика и культура речи (10 – 11 классы ) ( ф / к ) Стилистика и культура речи (10 – 11 классы ) ( ф / к ) Риторика ( Текст, Стили, Жанры ) 8 – 9 классы ( ф / к ) Риторика ( Текст, Стили, Жанры ) 8 – 9 классы ( ф / к )

элементы стилистики современного русского языка на уроках словесности в средней школе вопросы истории и философии на уроках литературы в старших классах типология ошибок при анализе творческих работ по русскому языку и литературе место и роль вопросов теории литературы при изучении художественных произведений в среднем звене комплексный анализ текста как основной методический прием на уроках русского языка обобщающего характера зачетная неделя как ведущая форма промежуточного контроля за уровнем ЗУН учащихся по русскому языку и литературе

« Философия есть та ж е поэзия, только высший градус е ё !» Ф. М. Д остоевский. « Дневник писателя »

ЦЕЛИЗАДАЧИ Всестороннее знакомство с мировоззренческой позицией писателя. ( Как формировались эстетические и философские взгляды и идейные убеждения автора ). Глубоко научное изучение идейно - художественного содержания произведения. Более подробное знакомство с эпохой, отображенной в данном произведении, ее общественными, нравственными и философскими проблемами. Формировать у учащихся представление о глубокой внутренней взаимосвязи мировоззренческой позиции писателя и идейных убеждений, нравственных исканий, философских взглядов героев его произведений. Дать школьникам самое общее представление о некоторых направлениях ( концепциях ) философской ( или этической ) мысли. Продолжить работу над обогащением словаря учащихся ( общественно - политическая, философская терминология ).

НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ЭТИКА И ЭСТЕТИКА « РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА » И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ « НОВОГО ЧЕЛОВЕКА » ( ПО РОМАНУ « ЧТО ДЕЛАТЬ ?») ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ МИФ О « СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ » В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ И В РОМАНЕ Ф. ДОСТОЕВСКОГО « ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ »

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ ИДЕАЛИЗМА В СТАНОВЛЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПИСАТЕЛЯ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ ИДЕЯ « НЕПРОТИВЛЕНИЯ » В РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ И В ТВОРЧЕСТВЕ ТОЛСТОГО

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЛОВЬЕВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕОРИЮ И ПОЭЗИЮ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК « СОФИЙСКИЙ ЦИКЛ » ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА И « СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ » АЛЕКСАНДРА БЛОКА

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН РАССКАЗ « ИОАНН РЫДАЛЕЦ » И ИДЕЯ СПАСЕНИЯ ДУШИ В РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ « ЦАРСТВО ИСТИНЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ » : БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ « МАСТЕР И МАРГАРИТА »

УЧИТЫВАТЬ УСЛОВИЯ : СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА : уровень подготовки по данным вопросам педагога уровень « гуманитарной » подготовленности класса содержание изучаемого материала ( личность автора и проблематика его произведений ) время ( часы - уроки ), отведенное ( при планировании ) на изучение данного произведения вопросы философии ( этики или эстетики ) не должны доминировать над литературной составляющей урока « философский материал »( научность и доступность ) должен быть максимально адаптирован к конкретному классу рассматриваемые философские и этические проблемы должны преследовать, помимо образовательных, и воспитательные цели

Тема урока «Миф о «сверхчеловеке» в философии Ф. Ницше и романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2 часа)

продолжить работу над нравственными и философскими истоками теории Родиона Раскольникова показать тесную взаимосвязь воззрений героя с некоторыми философскими концепциями второй половины XIX столетия « сверхчеловек » в философии Ф. Ницше и « властелин судьбы » в теории Раскольникова : принципиальные отличия

ХОД УРОКА I. Вопросы классу ( материал домашнего задания ) 1. В чем заключается своеобразие жанра и стиля романа ? Каковы особенности повествовательной манеры писателя ? 2. Назовите социальные, философские и психологические истоки теории Родиона Раскольникова. 3. Какая из названных выше « составных частей » доминирует в теории главного героя романа ? ( идея « сильной личности ») ( Индивидуальный опрос учащихся )

1 Философские концепции середины и второй половины 19 столетия о « праве сильной личности » А ) идеи бонапартизма Б ) « воля к жизни » Артура Шопенгауэра В ) учение « о воле к власти » Фридриха Ницше 2 Ницше и « ницшеанство ». Основные труды философа. ( Запись плана на доске и в тетрадях ) Ход урока

Основные тезисы сообщения Ф ридрих Ницше ( )- немецкий философ, представитель волюнтаризма. Волюнтаризм рассматривает волю как высший принцип человеческого существования, как главное условие развития общества. Начинает Ницше как филолог и поэт. В течение 10 лет, являясь профессором, преподает классическую филологию в Базельском университете. Как философ Ницше на протяжении ряда лет свое знаменитое учение « о воле к власти », где и развивает идею « сверхчеловека », который « должен преодолевать и преобразовывать окружающий мир вне всяких моральных норм » Наиболее отчетливо эти взгляды философа выражены в следующих работах : « Несвоевременные размышления » (1873 год ) « По ту сторону добра и зла » (1886 год ) « Сумерки кумиров » (1889 год ) ( Конспективные записи учащихся в ходе сообщения ) Ход урока

Основные тезисы сообщения ( продолжение ) Проповедуя в названных выше работах « естественный, ничем не сдерживаемый поток жизни », Ницше выступает против прежних ценностей, в том числе и христианства. Работы Ницше появились спустя два десятилетия после романа Достоевского. Речь не идет о прямой взаимосвязи между ними : поражает общность отдельных положений теории Раскольникова и основных составляющих учения Ницше о « сверхчеловеке ». По - видимому, именно это обстоятельство позволило ряду идеологов на Западе в начале 20 века, затем в 30- е годы ( теоретики нацизма ) и даже после Второй мировой войны рассматривать и русского классика, и немецкого философа как проповедников « высшей расы ». Ход урока Конспективные записи учащихся в ходе сообщения

« В нашем обществе, кротком, умеренном, кастрированном, человек, выросший на лоне природы, среди гор или на море, где жизнь богата всевозможными приключениями, неминуемо вырождается в преступника ; или почти неминуемо, так как бывают случаи, когда такой человек оказывается сильнее общества, примером может служить корсиканец Наполеон » « Для разрешения намеченного здесь вопроса весьма важно свидетельство Достоевского - единственного психолога, у которого я кое - чему научился. Знакомство с Достоевским принадлежит к числу самых счастливых случайностей в моей жизни, оно для меня важнее, чем открытие Стендаля » Ход урока

Задание классу : Ницше называл героев романа людьми, стоящими « по ту сторону добра и зла », « Наполеонами каторги » В чем заключается субъективность точки зрения философа и главная его ошибка ? « Этот человек глубокого ума и души, который десять раз был прав в своем невысоком мнении о поверхностных немцах, пришел к совершенно неожиданному для него взгляду на сибирских каторжников, среди которых он долгое время жил » « Все это были такие тяжкие преступники, для которых уже не было более возврата в общество, но которые, по мнению Достоевского, были как бы вырублены из самого лучшего, самого крепкого и ценного дерева, какое только может произрастать на русской почве » Ход урока ( Демонстрация и запись тезисов )

Задание классу : найти в тексте эпизоды, содержание которых подтверждало бы, что именно « идея сильной личности » является доминирующей в теории Раскольникова. 3 Раскольников и Соня Мармеладова ( вторая встреча ) ( Ч.5, гл.4) « Это их закон … Закон, Соня !» « И не деньги, главное, нужны мне были …» 2 Размышления Раскольникова после встречи с мещанином ( Ч.3, гл.6) « Нет, те люди не так сделаны …» « О, как я понимаю « пророка », с саблей, на коне » 1 Разговор с Порфирием Петровичем ( первая встреча ) ( Ч.3, гл.5) « Все дело в том, что в ихней статье …» « Что же касается до моего деления людей …» Ход урока ( Чтение и анализ данных эпизодов )

Задание классу : « сверхчеловек » Ницше и « властелин судьбы » Родиона Раскольникова : общее и отличия. 1 Разговор с Порфирием Петровичем ( первая встреча ) « Я просто - запросто намекнул …» ( Ч.3, гл.5) 2 Раскольников и Соня ( первая встреча ) «… из всех вшей выбрал самую наибесполезнейшую …» ( Ч.3, гл.6) 3 Мнение Разумихина о статье Раскольникова « Ну, брат, если действительно это серьезно …» ( Ч.3, гл.5) Ход урока ( Самостоятельное чтение учащихся и последующая беседа с классом )

( Предварительно записаны на доске ) Чем принципиально отличается « сверхчеловек » в философии Ницше от « властелина судьбы » в теории Раскольникова ? В чем трагизм положен ия главного героя романа ? Что, по утвержде нию Ницше, правит миром ? Ход урока « Воля к власти », которая не ограничена никакими моральными нормами и нравственными устоями Даже « крохотное преступление » нельзя загладить « тысячью добрых дел » Письмо Достоевского к издателю о замысле будущего романа (« Он решил разом покончить …») ( Фронтальная беседа с классом )

Ход урока 1 « Идея сильной личности », бесспорно, была важнейшей составной частью теории Раскольникова. Однако она полностью отвергнута всем ходом повествования, осуждена и автором, и его героями. 2 В отличие от основных положений учения Ницше о « сверхчеловеке », где « воля к власти » призвана « править миром », теория Раскольникова представлена Достоевским, чтобы показать ее полную несостоятельность и очевидную опасность для общества. 3 Следовательно, гуманизм Достоевского противостоит философии Ницше, в которой « сильная личность » призвана « преобразовывать окружающий мир вне всяких моральных норм » ( Запись тезисов на доске и в тетрадях )

1 ЗАКОНЧИТЬ КОНСПЕКТИВНЫЕ ЗАПИСИ ПО ДАННОМУ УРОКУ 2 ДАТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ОДИН ИЗ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ 3 ПЕРЕЧИТАТЬ ЭПИЛОГ РОМАНА ( ВОПРОС : « ИХ ВОСКРЕСИЛА ЛЮБОВЬ …»- ПИШЕТ АВТОР. О КАКОМ ВОСКРЕШЕНИИ ГОВОРИТ ДОСТОЕВСКИЙ ?) Ход урока

1 Бахтин М. М. « Проблемы поэтики Достоевского » 2 Дороватовская - Любимова В. С. « Достоевский и шестидесятники » 3 Кирпотин В. Я. « Мир Достоевского » 4 Кирпотин В. Я. « Достоевский в шестидесятые годы » 5 Кулешов В. И. « Жизнь и творчество Достоевского » 6 Туниманов В. А. « Творчество Достоевского » 7 Фридлендер Г. М. « Достоевский и мировая литература » 8 Шестов Л. « Достоевский и Ницше » 9 Ницше Ф. « Несвоевременные размышления », « По ту сторону добра и зла », « Сумерки кумиров » 10 Манн Т. « Философия Ницше в свете нашего опыта »