1 Приглашаем на онлайн-курс 16 ноября – 7 декабря 2015 «Структура и контент результативного электронного курса» Тематика курса Структура курса, его основные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В программе курса: 1. Инженерия знаний методология извлечения, представления, обработки, систематизации и применения знаний в обучении 2. Представление.
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Образовательные и программные решения для m- и e-learning Владимир Наумов, Группа «Новое электронное образование» ЦПК «Верная линия» 1.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Прикладной педагогический дизайн. Процессы и алгоритмы проектирования электронного курса (тренинг) Практика разработки и апробации электронного курса (тренинг)
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Литература 1. Андрейчиков А.В, Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, – 424 с. 2. Гаврилова.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
От знания к познанию Иванцова Я.И., учитель химии ГБОУ СОШ 1360.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
Транксрипт:

1 Приглашаем на онлайн-курс 16 ноября – 7 декабря 2015 «Структура и контент результативного электронного курса» Тематика курса Структура курса, его основные и дополнительные элементы. Структура курса в условиях смешанного обучения. Вводные элементы структуры курса. Цель и задачи. Привлечение внимания. Актуализация знаний. Содержание учебной дисциплины и структура курса. Ведущие элементы курса. Типы учебного знания в структуре курса. Зависимость результативности курса от его структуры. Место обучающих интеракций в структуре курса. Обратная связь в электронном обучении. Дистанционные контроль и оценка слушателей групповой и проектной работы обучаемых. Простейшие способы проверки эффективности курса. Правила оформления контрольных тестовых вопросов Подробности: k/ELearning.html

Знание, умение, навык: что первично в обучении Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер- консультант руководитель Группы НЭО главный специалист НП ООО «ИНИС-СОФТ» 2

3 Мы рассмотрим: Практическое доказательство первичности навыка в обучении Классификация учебных умений и навыков Общеучебные умения и навыки (ОУН) и таксономия Б.Блума Содержание учебной дисциплины это система умений ©, В.В.Наумов, 2015

4 Девиз вебинара: Нет такого умственного действия – «знать»! ©, В.В.Наумов, 2015 Данное высказывание 1. верно 2.неверно

5 Основной вопрос вебинара Основой для усвоения новых сведений и решения новых задач в формальном обучении выступают прежние 1. знания 2. умения 3. навыки ©, В.В.Наумов, 2015

Умственное действие это всегда преобразованное знание, а усвоенное знание это не то, которое просто запомнилось, а то, что превратилось в умственное действие, в умение практически действовать, умение решать задачи. 1 1 Г. Атанов 6 ©, В.В.Наумов, 2015

7 Знаете ли вы, что такое перелом? На фото представлены: А. три разных объекта В. без перелома(ов) Б. два разных объекта Г. перелом(ы) выражен на фото … Д. не умею ответить ни на один из предыдущих вариантов ©, В.В.Наумов,

8 123 Для решения этой задачи мне недостает прежде всего 1. Знаний анатомии 2. Навыка (умения) читать снимки ©, В.В.Наумов, 2015

9 Задачка ©, В.В.Наумов, 2015 Разделите геометрическую фигуру прямой линией так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат

10 ©, В.В.Наумов, 2015 Разделите геометрическую фигуру прямой линией так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат. Без каких навыков или умений невозможно решить эту задачу? Ответ: 2 13 или 12

11 Задачка 2 ©, В.В.Наумов, 2015 Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

12 Ответ: $4,80 Какие навыки необходимо использовать для решения этой задачи? ©, В.В.Наумов, 2015

13 Что бы это значило? или Переведите без словаря Кад наш брод плови, … Под jарболима певамо ми ©, В.В.Наумов, 2015 Это высказывание 1. истинно 2.ложно

14 Знать не значит понимать Б Уровень таксономии Когнитивные действия Знание Узнавание, запоминание и воспроизведение материала Понимание 1)передача информации на другом языке, в других терминах или в другой форме 2)фиксация главной идеи какой-либо работы как целого 3)расширение смысла или определение значения, последствий или следствий чего- либо в будущем на основе представленной информации Кад наш брод плови, … Под jарболима певамо ми ©, В.В.Наумов, 2015

Инженерия знаний различает: Данныеизолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы Информацияданные об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают и хранят в памяти информационные системы (живые организмы, управляющие машины ) в процессе жизнедеятельности и работы. Знанияа) Информация, которая может быть использована при решении задач б) формализованная информация, которую используют в процессе логического вывода. в) основные закономерности изучаемой области, позволяющие решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области 15 ©, В.В.Наумов, 2015

16 Таксономия для ID-3 Целевая категория Значение категории Знание запоминание и воспроизведение изученного материала Понимание преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую Применение самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Оценка вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств ©, В.В.Наумов, 2015

17 Таксономия ID-3 и знания ID-4 Целевая категория Значение категории Знание Декларативные (фактические) знания (вещи, свойства, отношения, правила) Понимание Декларативные и семантические (значения, содержания, смыслы, формы их выражения) Применение Процедурные знания (порядок и способы манипулирования объектами предметной области учебной дисциплины) Анализ Операционные знания (оперирование декларативными и процедурными знаниями для решения каких-либо задач) Синтез Оценка Поведенческие знания вынесение суждений относительно адекватности и ценности идей, решений, деятельности (поведения), объектов, свойств ©, В.В.Наумов, 2015

Современный ID Дизайн системы (среды) обучения: 4 модели (уровня) дизайна Модель знаний методы и средства извлечения, представления, структурирования и использования содержания обучения, текущие и целевые умения и компетентности (инженерия знаний); Модель обучения структура средства обучения, учебные деятельности (включая преподавание), человеческие ресурсы, инструменты и других ресурсы для обучения (пед дизайн средств обучения) Медийная модель дизайн веб-сайта и другого ПО, а так же всех учебных материалов, независимо от их формата (разработка программного обеспечения, жестких пособий, поведения преподавателя (тьютора) (разработка ПО и визуальный дизайн) Модель реализации обучения описывает роль акторов в момент поставки и осуществления учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения (менеджмент обучения) 18 D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD ©, В.В.Наумов, 2015

Типы знаний в ИИ и ИЗ 19 ©, В.В.Наумов, 2015

20 Классификации умений и навыков 1. Таксономия Блума 2. Общепсихологическая 3.Трех- и более мерная 4. Дидактические (общеучебные) … ©, В.В.Наумов, 2015

21 Общепсихологическая ©, В.В.Наумов, 2015 Перцептивные Автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.. Двигательные (психомоторные) Двигательная активность организма, его органов; последовательность движений с целью выполнения задачи. Некоторые из них служат механизмами интеллектуальной деятельности (глазо- и речедвигательная активность и др.) Познавательные Действия, связанные с поиском, восприятием, запоминанием, хранением и воспроизведением информации. Они соотносятся с основными психическими процессами (ощущение, восприятие, внимание, память и др.). Предполагают формирование знаний в традиционном их понимании Теоретические Связаны с абстрактным мышлением. Выражаются в способности конструировать и пополнять арсенал понятий, анализировать, обобщать данные, строить гипотезы, теории, производить новые и получать идеальные мыслительные конструкты. Практические Специфичные умения при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. В контексте конкретной предметной области интерпретируются как профессиональные.

22 Запоминание, воспроизведение и мышление Память – не более чем свойство нервной системы, она не является мыслительным процессом, не принадлежит к сфере умственной деятельности, мышления. Обучение же – это механизмы познания, мышления: приобретения, структурирования и фиксации информации, правил логического вывода и принятия решения на ее основе (этим же занимается наука искусственного интеллекта) ©, В.В.Наумов, 2015 Основные процессы памяти Основные операции мышления Запечатление (запоминание) Сохранение Узнавание Воспроизведение Сравнение Анализ Синтез Абстракция Конкретизация Индукция Дедукция Классификация Обобщение

23 Самое базовое в инженерии знаний ©, В.В.Наумов, 2015 Основные базовые умения Ощущать Мыслить логически Воспринимать Использовать индукцию Концентрировать внимание Использовать дедукцию Наблюдать Структурировать Запоминать Систематизировать Помнить Классифицировать Вспоминать (воспроизводить) Экстраполировать Отличать новое от известного Интраполировать Сравнивать новое с ранее известным Синтезировать Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

24 ОУН Общеучебные навыки и умения – универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для определенных учебных дисциплин. ©, В.В.Наумов, 2015

25 Куда не плюнь – везде Блум ©, В.В.Наумов, 2015 БлумОУН запоминание и воспроизведение изученного материала преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств 1. Организационные - планирование, организация, контроль, регулирование и самоанализ учебной деятельности; 2. Работа с текстом; 3. Исследовательские - выбор и построение модели, планирование эксперимента, выбор средств и организация научно-исследовательской работы, фиксация данных, анализ, представление результатов; 4. Информационные - получение, нахождение, переработка, передача информации; 5. Интеллектуальные (сравнение, анализ, обобщение и т.д.); 6. Коммуникативные (умение обратиться к человеку, организовать совместное действие, вести беседу, подчиняться и руководить в соответствии с договором).

Аффективный домен 26 Категория домена Значения категорий Восприятие Готовность и способность воспринимать те или иные явления, поступающие извне стимулы Реагирование (отклик)Активное проявление интереса к предмету, явлению, событию или деятельности; добровольный отклик и удовлетворение от реагирования Усвоение ценностной ориентации Предпочтения, мнения, приверженность, убежденность Организация ценностных ориентаций Осмысление собственного отношения к предметам, явлениям, событиям, деятельности и формирование собственной системы ценностей Распространение ценностей на деятельность Ценности или их комплексы определяют поведение, входят в привычки и определяют жизненный стиль ©, В.В.Наумов, 2015

27 Наш курс Структура курса, его основные и дополнительные элементы. Структура курса в условиях смешанного обучения. Вводные элементы структуры курса. Цель и задачи. Привлечение внимания. Актуализация знаний. Содержание учебной дисциплины и структура курса. Ведущие элементы курса. Типы учебного знания в структуре курса. Зависимость результативности курса от его структуры. Место обучающих интеракций в структуре курса. Обратная связь в электронном обучении. Дистанционные контроль и оценка слушателей групповой и проектной работы обучаемых. Простейшие способы проверки эффективности курса. Правила оформления контрольных тестовых вопросов Блум запоминание и воспроизведение изученного материала преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств

28 Что предстоит слушателю 1. Структура курса, его основные и дополнительные элементы. Структура курса в условиях смешанного обучения. 2. Вводные элементы структуры курса. Цель и задачи. Привлечение внимания. Актуализация знаний. 3. Содержание учебной дисциплины и структура курса. Ведущие элементы курса. Типы учебного знания в структуре курса. 4. Зависимость результативности курса от его структуры. Место обучающих интеракций в структуре курса. Обратная связь в электронном обучении. 5. Дистанционные контроль и оценка слушателей групповой и проектной работы обучаемых. 6. Простейшие способы проверки эффективности курса. Правила оформления контрольных тестовых вопросов Основные базовые умения Ощущать Мыслить логически Воспринимать Использовать индукцию Концентрировать внимание Использовать дедукцию Наблюдать Структурировать Запоминать Систематизировать Помнить Классифицировать Вспоминать (воспроизводить) Экстраполировать Отличать новое от известного Интраполировать Сравнивать новое с ранее известным Синтезировать

29 Что делать? Составить поведенческую модель курса 1. Составить систему базовых, промежуточных и конечных навыков и умений в изучаемом курсе (дисциплине) в соответствии с ее тематической моделью (тематическим планом) 2. Создать условия для применения базовых и формирования новых умений. 3.Контролировать, оценивать и корректировать процесс их применения и/или формирования. ©, В.В.Наумов, 2015

Умеет – значит знает ©, В.В.Наумов,

©, В.В.Наумов,

©, В.В.Наумов, Что будет предметом изучения в этом курсе?

Правильный, т.к. слушательский, ответ ©, В.В.Наумов,

Узнавать невозможно действовать 34 Атанов Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002, с. 168.

Изучение той или иной учебной дисциплины – это цепочка переходов от навыков к знаниям, от них к умениям. А от последних к новым навыкам. И не столь уж важно, какое из звеньев в этой цепочке станет формально первым после того, как учащиеся достигли семилетнего возраста и у них началось формирование абстрактно-логического мышления. Никакое новое знание не может быть усвоено без опоры на те или иные комбинации базовых навыков, «встроенных в голову» учащегося. Так увеличим же число таких навыков! Что первично, то и конечно 35 ©, В.В.Наумов, 2015

СПАСИБО! Вопросы? Пожелания? Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО главный специалист НП ООО «ИНИС-СОФТ» 36

37 Приглашаем на онлайн-курс 16 ноября – 7 декабря 2015 «Структура и контент результативного электронного курса» Тематика курса Структура курса, его основные и дополнительные элементы. Структура курса в условиях смешанного обучения. Вводные элементы структуры курса. Цель и задачи. Привлечение внимания. Актуализация знаний. Содержание учебной дисциплины и структура курса. Ведущие элементы курса. Типы учебного знания в структуре курса. Зависимость результативности курса от его структуры. Место обучающих интеракций в структуре курса. Обратная связь в электронном обучении. Дистанционные контроль и оценка слушателей групповой и проектной работы обучаемых. Простейшие способы проверки эффективности курса. Правила оформления контрольных тестовых вопросов Подробности: k/ELearning.html