Тема 5. Современные зарубежные концепции национальной безопасности Учебные вопросы: 1.Зарождение и формирование концепции национальной безопасности за.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Угроза национальной безопасности РФ Жукова Анастасия, 9 В.
Advertisements

Лекция Тема 4 : Современные войны и вооруженные конфликты Доцент Жмакин И.А.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Цель: Узнать какие функции и основные задачи выполняют современные вооруженные силы России, их роль и место в системе обеспечения безопасности страны.
Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает.
Военная угроза национальной безопасности России В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного.
Понятие национального интереса теоретические и методологические аспекты.
Диссертация на соискание степени магистра исторических наук Соискатель: Коростик И.К. Научный руководитель: Розанов А.А. Доктор исторических наук, профессор.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Источники международных опасностей. Современные угрозы безопасности существуют почти в каждой сфере жизнедеятельности. Как предупреждал человечество еще.
Выполнили: Курсант 3 курса ФПС и СЭ Пихота А. С. Будажапова Ц. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Национальные интересы России в современном мире Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой» Савостин Г.П.
Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом Россия в мировом сообществе сообществе Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой»
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Типы и виды международных отношений Подготовили: Айтова Махаббат. Раисова Камила.
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность Урок ОБЖ 10класс Разработал учитель ОБЖ МОУ «КСОШ» п. Красная Горбатка Владимирской.
Международные отношения и внешняя политика государств 1. Понятие международных отношений и их специфика. 2. Структура и виды международных отношений.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
Доктрина информационной безопасности Прокопенко К.В. Гр
Транксрипт:

Тема 5. Современные зарубежные концепции национальной безопасности Учебные вопросы: 1. Зарождение и формирование концепции национальной безопасности за рубежом. 2. Особенности современных зарубежных концепций национальной безопасности.

Концепция - (от лат. conceptio - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки кого-либо предмета, явления, процесса, основанный на точке зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Доктрина – (лат. doctrina – учение) систематизированное учение, концепция, совокупность принципов. Часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком догматизма. Стратегия - (от греч. strategos войско веду) - наиболее общий план действия.

Под «национальной безопасностью» в США понимают состояние защищенности государства от враждебных актов или других видов вмешательства, в том числе от внутренних угроз. Понятие «национальная безопасность» включает как национальную оборону, так и внешние отношения государства в политической, экономической и других сферах. По мнению американских экспертов, национальная безопасность должна обеспечиваться: во-первых, военным преимуществом над любым иностранным государством или группой государств; во-вторых, благоприятными позициями США и их союзников на международной арене; в-третьих, поддержанием обороноспособности страны на уровне, позволяющем успешно противостоять любым враждебным и разрушительным действиям, проводимым открыто или тайно.

В основу американской теоретической модели национальной безопасности положены научные труда Г. Моргентау: содержание национальной безопасности и национальных интересов определяется политическими традициями и общим культурным контекстом, в рамках которых нация формулирует свою внешнюю политику. При этом есть некоторые вещи, которые «все государства не могут не делать: защищать свою физическую, политическую и культурную сущность против посягательств других государств».

В 50-е годы ХХ века безопасность в объективном смысле трактовалась отсутствием угрозы приобретенным государством ценностям, а в субъективном смысле, отсутствием страха за то, что эти ценности будут подвержены угрозе». Во второй половине 60-х годов ХХ века в основе лежал идеологический подход в его чистом виде - антикоммунистический подход холодной войны. В 70-е годы ХХ века, в период разрядки, верх взяли идеи школы политического реализма, в соответствие с которыми международные и внутренние дела государства, вообще существование государства должно базироваться на основе соблюдения законов. В 80-е годы ХХ века возврат к идеологизированной политике. «Для восьми американских администраций и двадцати конгрессов основы американских внешнеполитических принципов оставались непоколебимыми: противостояние тоталитаризму, защита демократических реформ и прав человека, содействие процветанию и свободе во всем мире, причем все это на основе мощной обороны и твердых обязательств перед союзниками и друзьями». – Р.Рейган.

Стратегия концепции национальной безопасности США 90-х годов ХХ века Состоит из «трех столпов», четырех принципов и пяти направлений. Столпы: усиление экономики США; распространение демократии в мире с помощью США; усиление военной мощи США для охраны существующих ценностей и достижения новых. Принципы: сохранить свое лидерство как единственная сверхдержава мира; установить эффективные политико-экономические отношения с наиболее сильными державами мира; создавать институты, содействующие экономическому сотрудничеству и решению проблем безопасности; поддерживать демократические процессы в мире в целях распространения американских идеалов и интересов в мире. Направления: развитие открытой глобальной торговой системы; развитие нового порядка безопасности в Европе; содействие в установлении многостороннего мира на Ближнем Востоке; препятствие распространению оружия массового поражения в мире; борьба с международной преступностью, наркобизнесом и терроризмом.

По мнению американских экспертов, национальная безопасность должна обеспечиваться: во-первых, военным преимуществом над любым иностранным государством или группой государств; во-вторых, благоприятными позициями США и их союзников на международной арене; в-третьих, поддержанием обороноспособности страны на уровне, позволяющем успешно противостоять любым враждебным и разрушительным действиям, проводимым открыто или тайно.

Стратегия национальной безопасности США «США обладают беспрецедентными и непревзойденными – силой и влиянием в мире. Подкрепленная верой в принципы свободы и ценность свободного общества, эта позиция сопряжена с беспрецедентными обязанностями, обязательствами и возможностями. Великая мощь нашей страны должна использоваться для содействия балансу сил, который благоприятствует свободе»

В «Стратегии национальной безопасности США» (2010) военной мощи отводилась ключевая роль в обеспечении глобального лидерства, национальной безопасности, защиты и продвижения национальных интересов Соединенных Штатов. заявлялось о намерении Соединенных Штатов создать условия, исключающие возможность соперничества с ними в военной области. под предлогом непредсказуемости развития военно-политической обстановки и стремления потенциальных противников нивелировать американское военное превосходство, используя новые (асимметричные) способы и средства ведения вооруженной борьбы, планировалось значительно расширить возможности вооруженных сил США в таких областях как борьба с террористическими организациями и партизанскими формированиями, предотвращение приобретения и применения потенциальными противниками оружия массового поражения и иных средств вооруженной борьбы, обладание которыми может подорвать безусловное военное превосходство США.

Стратегия национальной безопасности США 2015 г. Проведенный аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации анализ Стратегии показывает, что в отличие от предыдущей (2010 г.) редакции она имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик нашей страны. Стратегия разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе активный антироссийский заряд.

Подчеркивается необходимость сдерживания «агрессии России», прежде всего в отношении Украины. Отмечается, что США будут сохранять бдительность относительно стратегических возможностей России, а также помогать союзникам и партнерам противостоять российской политике. Сделан особый акцент на продолжении взаимодействия США с европейскими союзниками с целью политической и экономической изоляции России «за ее вмешательство в дела Украины». Возможность возобновления американо-российского сотрудничества ставится в зависимость от изменения Россией своего внешнеполитического курса в направлении «уважения суверенитета и демократических процессов» в соседних государствах.

В Стратегии подчеркивается стремление США приступить к формированию нового глобального экономического порядка. Особое место в этом порядке должны занять Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, которые позволят обеспечить США центральные позиции в зонах свободной торговли, охватывающих две трети мировой экономики. Вооруженные силы рассматриваются как основа национальной безопасности США, а военное превосходство считается главным фактором обеспечения американского мирового лидерства. При этом сохраняется преемственность в установках на применение военной силы в одностороннем порядке и в любой точке мира, а также на сохранение военного присутствия за рубежом.

Продекларирован отказ от проведения затратных масштабных операций за рубежом (по типу Ирака и Афганистана) в пользу «адресных» военных акций во взаимодействии с союзниками. Внешнеполитическими приоритетами на ближайшую перспективу определены: комплексное обеспечение безопасности США и их союзников, стремление к полной ликвидации ядерного оружия, обеспечение беспрепятственного доступа американских товаров на мировые рынки, продвижение в мире американских ценностей, формирование «более эффективного и справедливого» миропорядка при ведущей роли США.

К угрозам национальной безопасности отнесены: нападение на территорию США и объекты критической инфраструктуры, на американских граждан и представителей стран-союзниц за пределами страны; глобальный экономический кризис; применение и распространение оружия массового поражения; эпидемии инфекционных заболеваний; негативные последствия изменений климата; нарушение функционирования мирового энергетического рынка; распространение насилия и преступности с территорий нестабильных стран.

Провозглашен «стратегический поворот» в сторону Азиатско- Тихоокеанского региона. США планируют укреплять союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, развивать сотрудничество с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией. К категории партнеров США отнесена Индия. США впервые заявили о намерении соперничать с Китаем с позиции силы, добиваясь соблюдения им норм международного права по широкому кругу вопросов - от обеспечения безопасности морского пространства до торговли и соблюдения прав человека. Под пристальным контролем остается военная деятельность Китая. Среди международных организаций роль ведущих партнеров США отведена НАТО и Европейскому союзу.

При реализации положений Стратегии, по мнению аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, возможно формирование следующих угроз для России. В долгосрочной перспективе США во взаимодействии со своими союзниками продолжат курс на политическую и экономическую изоляцию России, в том числе на ограничение ее возможностей по экспорту энергоресурсов и вытеснение со всех рынков сбыта продукции военного назначения, одновременно создавая сложности для производства высокотехнологичной продукции в России. Значительные усилия США и их союзниками будут направлены на формирование антироссийского политического курса государств, с которыми у России сложились партнерские отношения, а также на снижение российского влияния на постсоветском пространстве.

Продолжится курс на сохранение мирового доминирования США, наращивание боевых возможностей НАТО, а также на усиление военного присутствия США в Азиатско-Тихокеанском регионе. Военная сила и впредь будет рассматриваться в качестве основного средства обеспечения национальной безопасности и интересов США. Все более широкое распространение для устранения неугодных США политических режимов приобретут усовершенствованные технологии «цветных революций» с высокой вероятностью применения их в отношении России.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАТО - В основе установки военно-политического руководства США. Страны, входящие в НАТО, вносят изменения в свои национальные стратегии с тем, чтобы они соответствовали общей стратегии блока. - Оценка обстановки: современная обстановка в мире характеризуется неопределенностью и угрозами интересам альянса, связанными с распространением ОМП, усилением международного терроризма, нарушением потоков жизненно важных ресурсов и другими негативными факторами. - В вероятной войне ОВС НАТО будут действовать как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. - В целом сохраняет свою экспансионистскую сущность и направлена на защиту и продвижение интересов Запада с использованием силовых методов. - Руководство НАТО не скрывает свое стремление контролировать «политическое состояние мирового сообщества, военно-стратегическую обстановку, а также запасы и распределение ресурсов на глобальном уровне». - Задача НАТО закрепиться в регионах существующих и перспективных месторождений энергоресурсов и путей их транспортировки.

БЕЛАЯ КНИГА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ - В своей внешнеполитической деятельности Великобритания опирается на постоянное укрепление своих позиций в НАТО на основе особых партнерских отношений с США, активно участвует в формировании европейской политики в области обороны и безопасности и создании общеевропейского механизма разрешения конфликтов и кризисных ситуаций, в том числе, возникающих в удаленных от Европы регионах. - Во внешней и оборонной политике упор делается на борьбу с международным терроризмом и распространением ОМП, а также нейтрализацию транснациональных угроз, исходящих с территории так называемых «проблемных» государств. - Великобритания активнее других стран НАТО поддерживает все мероприятия администрации США и активно реформирует свои вооруженные силы с учетом изменения их задач. - Во внутриполитической деятельности основными приоритетами являются ужесточение национального законодательства в сфере борьбы с международным терроризмом, усиление финансового контроля над организациями, подозреваемыми в причастности к террористической деятельности.

КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФРАНЦИИ - Официальные подходы к обеспечению национальной безопасности напрямую зависят от складывающейся обстановки и тесно связаны с конкретной официальной линией французского президента. - Среди основных приоритетов стратегии национальной безопасности Франции следует отметить: утверждение собственного независимого статуса за счет обладания ядерным потенциалом и значительной военной мощью; участие в формировании политики НАТО; дальнейшее укрепление ЕС через валютный союз (евро) и франко- германское взаимодействие; укрепление двусторонних отношений с США.

БЕЛАЯ КНИГА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ ФРГ - Понимание проблем национальной безопасности тесно увязывается с необходимостью изменения задач и предназначения бундесвера. - Считается, что угрозы и риски Германии приобретают комплексный характер и могут возникнуть в любое время в любой точке мира. При этом - «ни одно государство в современных условиях не может собственными силами обеспечить для себя мир, безопасность и благополучие». - Предусматривается тесное взаимодействие по вопросам международной и национальной безопасности с союзниками и партнерами, использование комплексного подхода к обеспечению всех аспектов безопасности (внутренних и внешних, политических, экономических, экологических, социальных и др.), а также реализация принципа превентивности, предполагающего раннее выявление кризисов и заблаговременное предотвращение их опасных последствий. - Введено положение о стирании границ между внутренней и внешней безопасностью. - Вооруженные силы - универсальный инструмент государственной политики, направленной на гарантированное обеспечение безопасности граждан и предназначенной для парирования любых угроз, с какими только может столкнуться страна уже в ближайшем будущем.

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР - Основным принципом является опора на собственные силы, что трактуется как «использование всех имеющихся у государства возможностей для защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие в военно-политических блоках и отказ от вступления в союз с великими державами, а также противодействие гегемонизму США». - Считается, что национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главные ее компоненты: экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. Доминирующим фактором является экономический потенциал государства. - В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект). - Одной из важных задач является «предотвращение локальной войны в регионе». Главным средством этого являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности».

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР - Основным принципом является опора на собственные силы, что трактуется как «использование всех имеющихся у государства возможностей для защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие в военно-политических блоках и отказ от вступления в союз с великими державами, а также противодействие гегемонизму США». - Считается, что национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главные ее компоненты: экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. Доминирующим фактором является экономический потенциал государства. - В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект). - Одной из важных задач является «предотвращение локальной войны в регионе». Главным средством этого являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности».