ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ «Детский сад 11»
Цель образовательной программы ДО Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение воспитанником целевых ориентиров ФГОС ДО. 2
Возрастные особенности детей, посещающих МБДОУ «Детский сад 11»: В ДОУ функционирует 11 возрастных групп, из них: 9 групп общеразвивающей направленности: -3 первых младших группы (от 2 до 3 лет); -2 вторых младших группы (от 3 до 4 лет); -2 средних группы (от 4 до 5 лет); -1 старшая группа (от 5 до 6 лет); -1 подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет); 2 группы компенсирующей направленности: - 1 старшая группа (от 5 до 6 лет); - 1 подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) 3
Психолого-педагогические условия: 1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7. защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 5
Программное обеспечение образовательного процесса ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ для групп общеразвивающей направленности разработана с учетом «Примерной общеобразовательной программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. для групп компенсирующей направленности разработана с учетом «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой. 6
Программное обеспечение части, формируемой участниками образовательных отношений (по образовательным областям) Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие: Группы общеразвивающей и компенсирующей направленности: Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, (реализуется в средних, старшей и подготовительной к школе группах - со всеми детьми); Группы общеразвивающей направленности Программа экологического воспитания «Юный эколог». С.Н. Николаева, «Мозаика-Синтез», 2010 г. (реализуется в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах – со всеми детьми). 7
Программное обеспечение части, формируемой участниками образовательных отношений (по образовательным областям) Художественно-эстетической развитие: Группы общеразвивающей и компенсирующей направленности: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти», под редакцией А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова, «Музыкальная Палитра» Санкт-Петербург, 2012 г. (реализуется в средней, старшей и подготовительной к школе группах – со всеми детьми); Физическое развитие: Группы общеразвивающей и компенсирующей направленности: Парциальная программа «Школа здорового человека», под редакцией Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, ООО «ТЦ Сфера», 2006 г. (реализуется в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах – со всеми детьми) 8
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 9
Портрет выпускника ДОУ группы общеразвивающей направленности (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования): ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; 10
Портрет выпускника ДОУ группы общеразвивающей направленности (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования): у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 11
2. Содержательный раздел программы СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способность детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие; региональный компонент. 12
Содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 13
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 14
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 15
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.). 16
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 17
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ предполагает воспитывать интерес к художественной литературе родного края как части русской литературы, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; формировать первоначальные представления о специфических особенностях элементов образности и своеобразия колорита языка кубанского народа (реализуя принцип этнокультурного подхода); воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, развивать поэтический слух на основе лучших произведений кубанских поэтов и прозаиков; прививать любовь и гордость за свою малую Родину, воспитывать чувство патриотизма; формировать интерес к историческому прошлому родного края, народным традициям. 18
Формы, способы, методы и средства реализации ОП ДО Распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. в раннем возрасте (1 - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность. для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка. 19
Способы поддержки детской инициативы Условия, созданные в ДОУ, для развития детей дошкольного возраста предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установления правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 20
Способы поддержки детской инициативы 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения его в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; 6) организация различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, жизненного опыта и умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях; 7) приобщение детей к творчеству: самостоятельно сочинять мелодии, импровизировать на заданный текст. 21
Взаимодействие с семьями воспитанников 1. Взаимопонимание и взаимоинформирование: - собрания-встречи; - конференции; - знакомство педагогов с семьями воспитанников; - непосредственное общение (беседы, консультации); - дни открытых дверей; - индивидуальное консультирование по проблемам, касающимся конкретного ребенка; - тренинги, - мастер-классы, - конференции, в том числе, онлайн-конференции. 2. Стендовая информация: - информационные листы, - буклеты, газеты, - информация сайте детского сада. 3. Совместная деятельность педагогов, родителей, воспитанников: - совместные праздники, - развлечения, - проектная деятельность, - семейный календарь, - семейные встречи, - гостиные, - творческие выставки, - конкурсы 22
3. Организационный раздел программы Материально-техническое обеспечение программы и организация предметно- пространственной среды 23 Оснащение методического кабинета - библиотека педагогической, методической и детской художественной литературы; - педагогический опыт работы педагогов; - демонстрационный материал для занятий с детьми: серии картин «Дикие животные», «Кем быть?», и др. -раздаточный материал для занятий с детьми: предметные и сюжетные картинки; -лаборатория. Оснащение кабинета учителя-логопеда - большое настенное зеркало; - дополнительное освещение у зеркала; - методическая литература; - шкаф для методической литературы, пособий; - магнитная доска; - индивидуальные зеркала для детей и др.
Материально-техническое обеспечение программы и организация предметно- пространственной среды Оснащение кабинета педагога-психолога - методическая литература; - шкаф для методической литературы, пособий; - магнитная доска; - игры и пособия. Оснащение физкультурного зала -шведская стенка; -гимнастические скамейки разной высоты; -обручи; -мячи и др. Оснащение музыкального зала -мультимедийная система; -музыкальный центр; -пособия; -костюмы. 24
Периоды образовательной деятельности УЧЕБНЫЙ ГОД: 25 I период (диагностический) – II период (учебный) – III период (каникулярный) – IV период (учебный) – V период (диагностический) – VI период (летне- оздоровительный) –
26 Модель воспитательно-образовательного процесса Организованная образовательная деятельность: -фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия; - опытно- экспериментальная деятельность; - проектная деятельность. Совместная деятельность взрослого и детей: - ситуативные беседы; - опыты, наблюдения; - чтение художественной литературы; - труд; - режимные моменты; - закаливающие и гигиенические процедуры; - игры Самостоятельная деятельность детей: - игры; - трудовые поручения; - конструктивно- модельная деятельность; - гигиенические процедуры; - творческая деятельность; - двигательная активность
4. Дополнительный раздел КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООП ДО: выставлена на сайте учреждения; размещена на общем информационном стенде; в родительских уголках каждой возрастной группы; разработана мультимедийная презентация Образовательной программы ДО, демонстрируемая на общих и групповых родительских собраниях. 27