1 ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Молодёжный экстремизм в современном социокультурном пространстве. Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
Advertisements

Экстремизм (понятие, причины, способы борьбы)
Экстремизм - зло против человечества Удмуртская Республика МОУ «Чернушинская СОШ» Заместитель директора школы по воспитательной работе Попова Любовь Александровна.
«Экстремизм» происходит от латинского «extreme» – «крайний, выходящий за рамки». Экстремистом является тот, кто для достижения целей своей религии, отстаивания.
Тема 1. Терроризм – угроза личности, обществу, государству Ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет понятие терроризма: Терроризм – это.
Политическое поведение Что такое политическое поведение? Что такое политическое поведение? Каковы его мотивы? Каковы его мотивы? Какие формы политического.
Выполнили: Магамедов Гусен – Али Пашаева Захра 6 б класс.
Экстремизм - зло против человечества. В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным. Зарождается в условиях взаимной информационной.
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. ЭКСТРЕМИЗМ- это приверженность к крайним взглядам и мерам. это приверженность к крайним взглядам и мерам.
Лекция 27 Политические организации. Политическая идеология. Политический экстремизм.
Лекция для родителей: «ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»
Экстремизм в молодежной среде
Толерантность. Что это такое? - Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность - это люди света.
Экстремизм Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Экстремистские акты направлены на то, чтобы причинить вред не противнику, а обычным.
Стратегия и тактика формирования системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма 1.
Современные проблемы безопасности социального характера.
Организационные основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации Нормативные основы противодействия экстремизму и терроризму Определение.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Выполнил: Утенков И. 11 класс МОУ «СОШ5». Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Информационная.
Религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм - действия, преследующие своей целью «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с.
Транксрипт:

1 ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель – ознакомить участников семинара с основными современными отечественными и зарубежными подходами в противодействии идеологии терроризма и экстремизма, ориентированных на дерадикализацию различных групп населения Цель – ознакомить участников семинара с основными современными технологиями в противодействии идеологии терроризма и экстремизма (отечественный и зарубежный опыт).

В настоящее время очевидным является то, что для развития эффективной национальной антитеррористической системы противодействия идеологии терроризма необходима консолидация усилий властных и силовых структур, с одной стороны, и гражданского общества – с другой. В настоящее время очевидным является то, что для развития эффективной национальной антитеррористической системы противодействия идеологии терроризма необходима консолидация усилий властных и силовых структур, с одной стороны, и гражданского общества – с другой Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» понятие экстремистской деятельности (экстремизм) включает в себя: 1) Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных ор­ганизаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направлен­ных на: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации

Манипуляторные приемы Эффект ореола: «Рядом значит вместе». Вследствие этого феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих; «фиксация на авторитете». Эффект первичности: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Эффект присутствия, информационная блокада, информационное доминирование Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 114 – ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» содержит характеристики информации, разжигающей экстремизм и агрессию в обществе. Информация не должна содержать призывы или популяризацию: Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: - насильственное изменение основ конституционного строя и наруше­ние целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации - захват или присвоение властных полномочий - создание незаконных вооруженных формирований - осуществление террористической деятельности - возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также со­циальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию - унижение национального достоинства - осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов ван­дализма по мотивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы - пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности гра­ждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, националь­ной, религиозной или языковой принадлежности 2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибу­тикой или символикой до степени смешения 3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий

Технологии воздействия информационных контентов рассматриваются как совокупность приемов, методов и средств, которые оказывают влияние на психологическое состояние, сознание и подсознание потребителей этих контентов (СМИ, Интернет, телевидение), их эмоциональные, когнитивные и личностные особенности

Психологами установлено, что информация, поступающая с экрана, достаточно часто воспринимается человеком некритически и, следовательно, независимо от степени ее достоверности, может оказывать влияние на специфику ценностного восприятия информации. Особенно это касается молодого поколения и связано с такими их возрастными особенностями как несформированные смысложизненные стратегии, которые на этом возрастном этапе развития еще неустойчивы и могут деформироваться по отношению к нормативно-правовым приоритетам общества и государства.

Технологии могут быть направленными (прямыми, непосредственными). Такие технологии открыто ориентированы на оценку (позитивную или негативную) определенной информации. Применительно к проблеме формирования у различных групп населения антитеррористических ценностей, эти технологии содержат открытые методы убеждения в ценностях антитеррористического мышления и предоставляют полную достоверную информацию по вопросам, связанным с антитеррористической информацией, включая передовой мировой и отечественный опыт.

Технологии могут быть опосредованными (косвенными, завуалированными). Такие технологии напрямую не затрагивают определенною тему, но данные, которые представлены в информационном контенте, могут влиять на оценку интересующих событий или информации (например, техники сравнения информации и их оценка по разным критериям (конференция идей), косвенное подтверждение достоверности информации, апелляция к авторитетам и т.д.).

Эффективность воздействия технологии (как направленной, так и опосредованной) может быть усилена за счет привлечения так называемых манипулятивных технологий и манипулятивных техник (более частный случай использования технологии). Эти технологии усиливают психологический эффект воздействия на подсознание и сознание потребителя информации.

Проблема разработки диагностических методик для выявления психологической готовности к восприятию информации идеологической направленности: социальная дистанция по отношении к официальной идеологии государства; социальная дистанция с мигрантами; символизация (исторические понятия-символы; психосоматическая интерпретация символов)

11 Передачи, содержавшие информацию идеологической направленности (прямое воздействие, опосредованное воздействие, прочие) (усредненный показатель по всем каналам)

Проведенный анализ, позволил выявить передачи, которые в наибольшей степени влияют на идеологические установки с точки зрения экспертов. -1 канал: «Новости», «Другие новости», «Истина где-то рядом», «Слово пастыря»; -Россия 1: «Вести», «Честный детектив», «Прямой эфир»; -НТВ: «Сегодня», «Суд присяжных», «Обзор. Чрезвычайное происшествие», "Сегодня. Итоги", "Следствие вели... с Леонидом Каневским"; -РЕН ТВ: Новости 24, «Экстренный вызов», «Засуди меня», «Время истины», «Военная тайна», «Тайны мира»; -5 канал (Санкт-Петербург): «Сейчас», «Главное», «Открытая студия», «Момент истины».

13 Специфика проведения методики. Некоторые кадры визуального ряда из ТВ передач

Социальная дистанция с мигрантами:

Картинки символов

Уровень доверия к трансляторам идеологической информации

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТ Первый фактор: Идеологический плюрализм на уровне смысложизненных стратегий молодежи зачастую деформируется в: -экзистенциальный вакуум (отсутствие смысла жизни); -вульгаризацию смысложизненных ценностей (стереотипизация ценностей, направленность на коммерческие успехи любой ценой и т.д.); -альтернативное позиционирование (чтобы не предлагало общество и государство, это все заведомо, плохо). Именно эти деформации все чаще начинают говорить о себе в виде агрессии, экстремистских форм поведения и даже участия в террористических актах, и возникающие при этом проблемы требуют профессионального осмысления. Второй фактор: монографии по результатам комплексного исследования образа личности студентов (желание ВУЗов выглядеть позитивно в глазах общественности).

Выделено 7 групп студентов, разного уровня социальной активности, посредством 12 критериев

В исследуемой группе русских респондентов получена обратная высокая значимая корреляционная связь (-0,53, при уровне статистической значимости ρ=0,01) между уровнями этнической идентичности и этнической толерантности, обратная значимая корреляция (-0,34, при ρ=0,05) обнаружена между уровнями этнической идентичности и социальной толерантности, между уровнями этнической идентичности и толерантности как черты личности обнаружена также обратная высокая значимая корреляция (-0,44 при ρ=0,01).

Прямые технологии воздействия, которые имеют убеждающий эффект Наиболее часто в содержательном наполнении информационных контентов используются приемы и техники, содействующие формированию антитеррористических убеждений: - стратегии сотрудничества; - пропаганда ресурсов гражданского общества во взаимодействии с институтами власти; -на использование психологически эффективных программ «вовлечения», создающих у человека ощущение сопричастности и содействия (например, «Олимпиада – наша общая гордость» и т.д.). -Формирование позитивного образа «Обобщенный другой» - национальные, этнические, религиозные особенности не должны разъединять людей, необходимо находить зоны сопряжения - мы россияне, мы все хотим жить в гражданском обществе, объяснение общих механизмов социализации, а также усвоение общих социальных норм и ценностей; - актуализация стратегий «социальной памяти»

Приемы и техники, не подпадающие под действие Федерального закона от 25 июля 2002 г. 114 – ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», но способствующие распространению идеологии терроризма и экстремизма: Опосредованные технологии Сверхобобщения в информации, связанной с противодействием терроризму и идеологии терроризма как выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов; Соперничество открытое противопоставление разных групп ценностей, в первую очередь религиозных, когда получения групповой поддержки человек способен на куда более высокий уровень агрессии, чем в индивидуальной деятельности; Манипуляция, связанная с отчуждением государственных институтов от индивидуальных жизненных ценностей – противопоставление человека и государства; Катастрофизация информации, связанной с противодействием терроризму и идеологии терроризма резкое преувеличение негативного характера явлений и ситуаций, связанных с противодействием терроризму и идеологии терроризма, предсказание негативного будущего.

Достижение смыслового консонанса общества и молодежи. Наблюдается дефицит популяризации технологий, которые дадут инструментарий тому, кто является носителем общественных и государственных ценностей (официальный представитель власти, журналист, учитель, преподаватель) и которые будут адресно работать на формирование ценностно- смысловых установок студентов, культивируемых обществом и государством как позитивные.

24