Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: от теории к практике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Транксрипт:

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: от теории к практике

Начальная школа Осуществление последовательной, качественной преемственности в воспитании, обучении и развитии обучающихся (от дошкольного, ко младшему школьному и далее) Развитие у детей младшего школьного возраста учебной и познавательной мотивации, без которой невозможно успешное обучение, раскрытие способностей учеников и пр.

Преемственность как один из принципов образования: предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно- методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом. предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно- методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом. Преемственность может рассматриваться как важное условие повышения эффективности воспитательной работы

ДОУ Кризис 7 лет Начальная школа Кризис подросткового возраста Основная школа Кризис самоопределения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ОРКСЭ ФГОС ? ? ? ООП Программа духовно- нравственного развития и воспитания Программа ОУ (Программа обучения и воспитания)

Серия «Стандарты второго поколения» Серия «Стандарты второго поколения» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г., рег ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Основные характеристики стандарта новый формат стандарта («рамочный» документ) новое содержание стандарта (совокупность требований: к результатам освоения ООП начального общего образования; к структуре ООП, включающей требования к соотношению (объемам) частей, ее составляющих; к условиям реализации ООП : кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ) расширение функций и пользователей стандарта имеет новое методологическое основание

77 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т. п.); нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т. п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

Введение в действие Стандарта Основная образовательная программа начального общего образования ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУ Основа: Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ

Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения В соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» настоящая Программа является основой для разработки основной образовательной программы образовательного учреждения

ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО и с учетом потребностей и запросов детей, их родителей (законных представителей) на основе примерной ООП НОО (п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО и с учетом потребностей и запросов детей, их родителей (законных представителей) на основе примерной ООП НОО (п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Перед началом разработки программы ОУ должно: определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных результатов). конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных результатов).

СТРУКТУРА основной образовательной программы ОУ Учебный план Программа формирования УУД Программы по предметам Программа коррекционной работы Программа духовно- нравственного развития и воспитания Система оценки достижения планируемых результатов Программа здорового образа жизни Планируемые результаты Пояснительная записка Основная образовательная программа – целостный документ (согласно пункту 16 ФГОС НОО)

12 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС (продолжение) o oразработана оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); o oопределен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; o oразработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ; o oосуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); o oобеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Примерные программы по учебным предметам Начальная школа В сборниках: публикуется измененное содержание образования по предметам; впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов; впервые публикуются примеры планируемых результатов освоения программ по предметам; впервые в программах даются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. п.

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Содержание учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса Рабочие программы

Серия «Стандарты второго поколения»

Риски Проблемы финансирования нового учебного плана Недостаточная укомплектованность педагогической литературой и учебно-методическими пособиями Отсутствие системного подхода, отсутствие единства у участников процесса реализации ФГОС в понимании его целей, задач и пр. Подмена инновационных идей, технологий, УМК имитацией деятельности в идеологии ФГОС Неприятие/непонимание концепции духовно-нравственного воспитания Сопротивление учителя/руководителя от «мы это уже давно делаем» до «переживем и эти изменения» Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения и воспитания родителями и учредителями Отсутствие разработанной системы оценки декларируемых во ФГОС результатов

Серия «Стандарты второго поколения» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Серия «Стандарты второго поколения» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание Базовые национальные ценности Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания

Задачи разработки Концепции Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи с учетом особенностей российского общества и потребностей его инновационного развития (ФГОС общего образования – общественный договор) Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов в целостном социально- педагогическом пространстве духовно-нравственного развития гражданина России

Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образование Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, творчества и образования Усиление миграционных процессов Снижение ценностей семейной жизни Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации

Воспитание и социокультурная модернизация России Технологическая модернизация - техническое переоснащение экономики Социокультурная модернизация – создание инновационного общества, формирование инновационного уклада жизни, поддержка становления и развития человека, способного к совершенствованию социальных, экономических, культурных отношений во благо себе и обществу. Формирование способности человека к саморазвитию – важнейший фактор модернизации общества

Особенности современного воспитания 1. Воспитание – взаимная поддержка процессов личностного развития 2. Воспитание - переход личности к более совершенному состоянию в системе социальных отношений 3. Воспитание – передача и приобретение личностно и социально значимых качеств 4. Личностные качества-отношения - нравственные ценности (доброта, милосердие, гражданственность и т.д.) 5. Передача личностных качеств не происходит непосредственно от человека к человеку, но через создание педагогом, родителями соответствующей среды, уклада жизни в семье, на уроке, в школе и т.д. 6. Воспитание – важнейший ресурс социокультурной модернизации России

Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Статус. Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования. Он представляет собой нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ Важнейший принцип современного воспитания. Воспитание личности в национальных культурных и духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире. Историческая особенность. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России

Воспитательные идеалы в истории России Средневековая Русь Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства Императорский период (XVIII в. – 1917 г.) Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов) Советский период (1917 – 1991 гг.) Воспитание советского человека - строителя коммунизма Воспитание советского человека - строителя коммунизма Постсоветский период (1991 – 2000 гг.) Свободная в самоопределении и развитии личность

Цель и основные задачи воспитания и социализации школьников целью Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. задачи Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитание в сферах: Личностного развития Общественных отношений Государственных отношений

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах Развитие совести – нравственного самосознания личности Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить Осознание себя гражданином России Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам Развитость патриотизма и гражданской солидарности Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны Укрепление национальной безопасности. Укрепление национальной безопасности.

Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей: семейной жизни; классного и школьного коллектива; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России; российской гражданской нации; мирового сообщества Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации

Базовые национальные ценности являются основным содержанием духовно- нравственного развития гражданина России Базовые национальные ценности: сохраняются в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России; передаются от поколения к поколению; поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности определяют: отбор учебного содержания по инвариантным и вариативным общеобразовательным дисциплинам; основное содержание программ воспитания и социализации; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и иных социальных субъектов

Система базовых национальных ценностей Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Особенности разработки и реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ООП НОО разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. ООП НОО должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников (Ч.III, п. 16, 18). Программа ДНРиВ определяет уклад школьной жизни в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности обучающихся, поэтому должна разрабатываться и осуществляться всем педагогическим коллективом образовательного учреждения с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), что обеспечивает государственно-общественный характер управления образовательным учреждением Программа ДНРиВ разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения при активном участии обучающихся и их родителей. К разработке и реализации Программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться квалифицированные представители общественных институтов

Уклад школьной жизни Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность) Социально-педагогического партнерства (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей) Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов) Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса) Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)

Данилюк А.Я., Кондаков А.М.

Требования к программе духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО Программа должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (Ч.III, п.19.6).

Требования к предметной области «Основы ДНК народов России» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках обязательной части ООП) и может включать другие учебные курсы, обеспечивающие реализацию его задач (в рамках части ООП, формируемой участниками образовательного процесса) Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках обязательной части ООП) и может включать другие учебные курсы, обеспечивающие реализацию его задач (в рамках части ООП, формируемой участниками образовательного процесса) Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечивать: Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечивать: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Содержание ПО «ДНК народов России» – часть программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Содержание ПО «ДНК народов России» – часть программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

1. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания). 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся). 3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 4. Принципы и особенности организации воспитания на ступени НОО (концептуальная основа уклада школьной жизни) 5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе) 6. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования (по каждому из направлений духовно- нравственного развития и воспитания) 7. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 8. Оценка результатов. Структура программы

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ТРЕМ УРОВНЯМ: Первый уровень Первый уровень – первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Третий уровень Третий уровень – получение опыта самостоятельн ого общественного действия.

Диагностируется: Индивидуальная работа Работа с детским коллективом Саморазвитие педагога Процессы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества). воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике). воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие).

Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве).

Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ); совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ); сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания опора на положительный опыт семейного воспитания

Проблемное поле Нет общей позиции в вопросах воспитания Процесс воспитания в воспитательной работе представлен не целостно. Воспитательный процесс отделен от учебного. Нет преемственности в вопросах воспитания на различных ступенях образования.

Цель и задачи Результат Основные виды деятельности, содержание, средства, формы и методы SS Уклад школьной жизни Концепция Характер современного национального воспитательного идеала Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания Система базовых национальных ценностей Основные социально- педагогические условия Программа - Цель и задачи - Основные направления - Принципы и особенности организации на ступени НОО -Основное содержание - Основные виды деятельности и формы занятий - Условия совместной деятельности ОУ с семьей - Принципы и основные формы повышения педагогической культуры - Планируемые результаты Принципы

Серия «Работаем по новым стандартам»

Авторский коллектив : Белоусова Т.Л. Бостанжиева Н.И. Казаченок Н.В. Одинцова В.П. Чозгиян О.П. Шмелева Н.В. Под редакцией А.Я. Данилюка

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников Методические рекомендации

СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения примерной программы духовно- нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 2. Особенности духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 3. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 4. Духовно-нравственное воспитание в 1, 2, 3, 4 классах. 5. Рекомендации по разработке рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. 6. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Гражданское и патриотическое воспитание Нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Эстетическое воспитаниеОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ – ТЕМАТИЧЕСКИЕБЛОКИ

Пути осуществления: -Учебный процесс, - Правовое и политическое просвещение, - Самообразование, - Использование потенциала СМИ, - Внеучебная воспитательная работа, - Участие в общественных делах школы, - Семейное воспитание, - Участие в деятельности общественных объединений, - Выполнение общественных поручений и др.

Азбука Русский язык

Содержание учебников как средство воспитания

Виды и формы воспитывающей деятельности

Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности 1. Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции 2. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека Учебный труд на уроках, учебно-производственный труд на предприятии, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы 3. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности Пресс-центр, встречи с политическими деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссия

4. Ценностно-ориентировочная Направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии Практикум по самоанализу и взаимоанализу. Диспут на нравственные темы. Уроки культуры поведения. 5. Художественная Развивает чувствительное мироощущение потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует задатки и способности Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки. Посещение театра, экскурсии в музеи. Школьные балы, фестивали и праздники 6. Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как с ценностью Классные праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, вечера отдыха. Посещение концертов, театров. Встречи друзей, поездки и т.д.

ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Преемственность в обучении установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения,т.е. последовательность, систематичность расположения материала, последовательность, систематичность расположения материала, опора на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, опора на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, перспективность изучения материала, перспективность изучения материала, согласованность ступеней и этапов учебно- воспитательной работы. согласованность ступеней и этапов учебно- воспитательной работы.

П РЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ И РАСШИРЯЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ВОСПИТАННЫЕ НА ПРЕДЫДУЩЕМ ЭТАПЕ ; НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ И РАСШИРЯЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ВОСПИТАННЫЕ НА ПРЕДЫДУЩЕМ ЭТАПЕ ; ОДНОВРЕМЕННО ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НОВОГО ЭТАПА И ГОТОВИТСЯ БАЗА ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО. ОДНОВРЕМЕННО ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НОВОГО ЭТАПА И ГОТОВИТСЯ БАЗА ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО. С ОЕДИНЕНИЕ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

Уровни преемственности образовательного процесса Цели и задачи Содержание Личность (психологический) Управленческий и структурно- организационный Технологии (процессуальный) Ценности (аксиологический)

ДОУ Кризис 7 лет Начальная школа Кризис подросткового возраста Основная школа Кризис самоопределения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ОРКСЭ ФГОС ? ? ? ООП Программа духовно- нравственного развития и воспитания Программа ОУ (Программа обучения и воспитания)

Причины и некоторые проявления кризиса Переход из одной социальной ситуации в другую. - результативность у многих снижается, - интерес снижается, - отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, - повышается тревожность

Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью низкой организованностью отвлекаемостью, рассеянностью и недисциплинированностью отвлекаемостью, рассеянностью и недисциплинированностью снижением интереса (например, к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников). снижением интереса (например, к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников). С психологической: снижением самооценки снижением самооценки высоким уровнем ситуативной тревожности высоким уровнем ситуативной тревожности

Проблемное поле Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; Недостаточное знание учителями особенностей работы с детьми разных возрастных групп; Недостаточное знание учителями особенностей работы с детьми разных возрастных групп; Резкий переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Резкий переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Недостаточное соответствие методики преподавания возможностям конкретных обучающихся; Недостаточное соответствие методики преподавания возможностям конкретных обучающихся;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; Рассогласование в сложности содержания образовательных программ; Рассогласование в сложности содержания образовательных программ; Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Проблемное поле

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся; Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся; Отсутствие навыка использования методики активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; Отсутствие навыка использования методики активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся; Отсутствие должного объёма самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Отсутствие должного объёма самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы. Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Проблемы школы: На фоне кризиса семьи и кризиса детства наблюдается: увеличение количества детей с хроническими заболеваниями: увеличение количества детей с хроническими заболеваниями: приход в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - предметное натаскивание; приход в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - предметное натаскивание; ее все дети имеют необходимые условия для полноценного развития; ее все дети имеют необходимые условия для полноценного развития; рост числа малообеспеченных семей; рост числа малообеспеченных семей; существенные изменения в отношения родителей к школе: от откровенно агрессивного до пренебрежительного и равнодушного. существенные изменения в отношения родителей к школе: от откровенно агрессивного до пренебрежительного и равнодушного.

Мероприятия (из опыта работы школ) Посещение уроков учителями–предметниками. Посещение уроков учителями–предметниками. Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир). Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир). Согласование учебных программ с учителями- предметниками. Согласование учебных программ с учителями- предметниками. Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний. Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний. Передача диагностических материалов учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса. Передача диагностических материалов учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков. Психологические игры (например, «Вместе, дружно в 5-ый класс») для учащихся. Психологические игры (например, «Вместе, дружно в 5-ый класс») для учащихся. Тематические родительские собрания Тематические родительские собрания ? ? ?

Система образования Образовательные учреждения Изменения в структуре Особое внимание к учреждениям и кадрам Научные исследования …? Уклад Среда ОУ Командная работа Классный руководитель (1-11 класс) …? Преемственность

ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Из опыта работы школ России

Родители Администр ативная Социально- психологич еская Психолого- педагогиче ская Педагогиче ская Дети Преемственность

Административная направленность: Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе Посещение уроков. Посещение уроков. Составление плана и организация проведения методических декад по преемственности (апрель- май) и адаптации (октябрь-ноябрь) Составление плана и организация проведения методических декад по преемственности (апрель- май) и адаптации (октябрь-ноябрь) Планирование и проведение диагностических мероприятий. Планирование и проведение диагностических мероприятий.

Социально- психологическая Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов Проведение развивающей психологической игры «Вместе, дружно в 5-ый класс» Проведение развивающей психологической игры «Вместе, дружно в 5-ый класс» Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков учащихся в течении всего периода обучения в школе(«Я и Мы») Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков учащихся в течении всего периода обучения в школе(«Я и Мы»)

Психолого-педагогическая направленность: Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года). Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года).

Педагогическая направленность Взаимопосещения уроков учителями с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах ступеней Взаимопосещения уроков учителями с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах ступеней Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников Выработка единых педагогических требований к обучению и поведению пятиклассников. Выработка единых педагогических требований к обучению и поведению пятиклассников. Неукоснительное соблюдение выработанным требованиям Неукоснительное соблюдение выработанным требованиям Активная работа классного руководителя Активная работа классного руководителя Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе

Родители Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя «Впереди пятый класс» (деловая игра) Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя «Впереди пятый класс» (деловая игра) Поддержка родителями требований школы Поддержка родителями требований школы Тесная связь с учителями-предметниками и классным руководителем Тесная связь с учителями-предметниками и классным руководителем Проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки» Проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»

Учащиеся Выполнение требований учителей Выполнение требований учителей Участие в проекте «Профессия-школьник» Участие в проекте «Профессия-школьник» Соблюдение правил для учащихся Соблюдение правил для учащихся Участие в тренинговой программе «Я и Мы» Участие в тренинговой программе «Я и Мы»

Основные условия реалистичности и продуктивности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Кадры Програм мы Ресурсы

Современный педагог Носитель личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.

обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования принятие идеологии ФГОС общего образования принятие идеологии ФГОС общего образования освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС