Консультация для воспитателей: «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Подготовила и провела- воспитатель 1-ой квалификационной категории ПЕРОВА З.А.
ПРОЕКТ – СЛОВО ИНОЯЗЫЧНОЕ, ПРОИСХОДИТ ОНО ОТ ЛАТИНСКОГО «БРОШЕННЫЙ ВПЕРЁД», «ВЫСТУПАЮЩИЙ», «БРОСАЮЩИЙСЯ В ГЛАЗА». СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА С.И.ОЖЕГОВА ПОНИМАЕТСЯ: 1) РАЗРАБОТАННЫЙ ПЛАН СООРУЖЕНИЯ, КАКОГО- НИБУДЬ МЕХАНИЗМА, УСТРОЙСТВА; 2) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАКОГО-НИБУДЬ ДОКУМЕНТА; 3) ЗАМЫСЕЛ, ПЛАН; 4) ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ И ДЕТАЛЬНО ОПИСАННЫЙ ПРООБРАЗ БУДУЩЕГО ОБЪЕКТА ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕГО СОЗДАНИЮ. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно» (А. Дистервег)
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШЕСТОЕ «П» ПРОЕКТА - ЭТО ЕГО ПОРТФОЛИО, Т.Е. ПАПКА, В КОТОРОЙ СОБРАНЫ ВСЕ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРНОВИКИ, ДНЕВНЫЕ ПЛАНЫ, ОТЧЕТЫ И ДР. Проект - это «пять П»:
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ И ИХ ЗДОРОВЬЯ; РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ; РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ Цель применения проектного метода: развития свободной творческой личности
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Целеполагание Деятельность педагога Деятельность детей формирует проблему (цель); вводит в игровую (сюжетную) ситуацию; формирует задачу вхождение в проблему; вхождение в игровую ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта 2. Разработка совместного плана Деятельность педагога Деятельность детей помогает в решение задач; помогает спланировать деятельность; организует деятельность объединение детей в рабочие группы; распределение амплуа
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. Практический Деятельность педагога Деятельность детей практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта формирование специфических знаний, умений и навыков 4. Заключительный Деятельность педагога Деятельность детей подготовка к презентации; презентация продукт деятельности готовят к презентации; Представляют продукт деятельности
ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ; ПО ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКЕ; ПО ТЕМАТИКЕ; ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
ТИПЫ ПРОЕКТОВ Автор – Евдокимова Елена Сергеевна По доминирующему методу исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико- ориентированные По характеру содержания включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру
По характеру участия ребенка в проекте заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
По количеству участников индивидуальный, парный, групповой фронтальный По продолжительности краткосрочный, средней продолжительности долгосрочный
ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Исследовательско -творческие РЕЗУЛЬТАТ ГАЗЕТЫ, ДРАМАТИЗАЦИЯ КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК
Ролево-игровые РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЕ В ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА Информационно-практико- ориентированные ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППЫ СБОР ИНФОРМАЦИИ
Творческие не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
ДЕЛОВАЯ ИГРА, ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОДУКТА, ВЫПОЛНЕННОГО НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИНСЦЕНИРОВКА-ДИАЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, ИГРА С ЗАЛОМ, НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ДОКЛАД, ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ЭКСКУРСИЯ, РЕКЛАМА, РОЛЕВАЯ ИГРА, СПЕКТАКЛЬ, СОРЕВНОВАНИЕ, ТЕЛЕПЕРЕДАЧА И Т.Д. Виды презентаций проектов
Советы воспитателю по работе над проектом глубоко изучите тематику проекта; при составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу; заинтересуйте каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме; создайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик. Вводите в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский опыт; практично рассматривайте все предложение детьми варианты решения проблемы: ребёнок имеет право на ошибку; в ходе работы над проектом создайте атмосферу сотрудничества с ребёнком, используя индивидуальный подход; вовлекайте родителей в совместную работу над проектом
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.