Наблюдения – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наблюдение – метод чувственного познания природы Преподаватель методики экологического образования Кукарина Ольга Сафоновна.
Advertisements

Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства с использованием экспериментально – исследовательской деятельности Воспитатель:
Времена года Автор проекта: воспитатель Кузьменко С.А. и дети средней группы 1 МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида 78» уч.г.
Презентация на тему: « Удивительный мир вокруг нас». образовательная область «Познание»
Составитель : Мананникова Ю. А. воспитатель первой младшей группы МБДОУ – детский сад « Колосок » с. Сорочий Лог.
Автор: Суфиева Надежда Александровна Педагог 1 квалификационной категории МКДОУ 10.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Воспитатель Лиман И. Т.
Организация и проведение прогулок в старшей группе 3 «Почемучки»
Первая младшая группа 8 «Капельки» МАДОУ 113 «Капитошка» Воспитатель: Недорезова Валентина Игоревна Октябрь 2017.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Русскополянский детский сад 4 комбинированного вида» Муниципальное бюджетное дошкольное.
МДОУ «Суксунский детский сад «Колокольчик» Автор: Чугина Ю.В. воспитатель.
Ваш заголовок Ииииииииииииии. Prezentacii.com Актуальность темы:
Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей. МДОУ «Детский сад 15 «Ручеек» г. Ртищево Саратовской.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 373 комбинированного вида «Скворушка» Воспитатели подготовительной.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
Проект «Осень, осень, в гости просим» Выполнила: воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад 2» Есина Я.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 212 «Солнышко» общеразвивающего вида Барнаул 2019 Подготовила: И.В. Евстегнеева.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 164» г.Барнаул. Проект во второй младшей группе 6 тема: «Осень золотая» Автор.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения развивает их мышление, способность видеть.
Транксрипт:

Наблюдения – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цель наблюдения - усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Психолог С. Л. Рубинштейн говорил: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение».

«Наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах».

«Уроки наблюдения, понимаемые в смысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха».

*Рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. *Физическое развитие. *Выработка самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. *Восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг.

1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: -кратковременные -длительные или циклические; 2. По месту в цикле: -первичные; -повторные; -заключительные и итоговые.

3. По характеру мыслительных операций : - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями). - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

1. Индивидуальные 2. Групповые (4-6 человек) 3. Фронтальные (вся группа)

I этап: Подготовительный. II этап: Начало наблюдения. III этап: Основной. IV этап: Заключительный.

Цель и задачи - поставлены четко и конкретно. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Системность наблюдений. Для активизации умственной деятельности использовать разнообразные приемы: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим. Наблюдение должно быть интересным для детей. Знания должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. В результате – должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Использование специальных приемов: задать вопрос, предложить обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Регулировать наблюдение по времени, объему и содержанию. Определение места наблюдения, выбор объекта и подготовка его к наблюдению, размещение детей, чтобы они чувствовали себя свободно. Подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдают растения, то понадобится лупа, если птицы – корм. Использование художественного слова: стихи, загадки, песни, потешки, пословицы, поговорки, народные приметы, дедактические упражнения, подвижные игры.

1.Подготовка: предварительная беседа, чтение или рассматривание иллюстраций о наблюдаемом объекте. 2. По времени 7-10 минут. 3. Начало наблюдения: Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Постановка вопросов – привлекать к активным высказываниям. 4.Основной: Высказывания детей, ответы на поставленные вопросы. 5.Заключительный: выводы детей.

1. Объекты неживой природы: ветер, иней, дождь, гроза, снег, облака, сосульки, ручьи, солнышко, снежинки. 2.Растения: деревья, кустарники, травы, цветы, листопад, овощи, цветущие комнатные растения, цветущие растения на клумбе, цветущие фруктовые деревья. 3. Оъекты живой природы: сорока, синичка, птицы на кормушке, галка, собака, грачи, божья коровка, муравьи, пчелы. 4.Люди: одежда в разные сезоны, труд людей,

«Белый снег пушистый…» Наблюдение за снегопадом – развивать у детей общие представления о снеге (холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят, тают на ладошке). Активизировать словарный запас (снег, снежинка, кружится), расширять его (снегопад, замело). Учить восхищаться красотой снегопада, запорошенных снегом аллей. Можно прочитать строки стихотворения: « Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится…» Предложить детям полетать, покружиться, как снежинки.

«Красный сарафанчик, черные горошки…» Наблюдение за божьей коровкой. –развивать у детей элементарные представления о насекомых (жучок ползает, летает, красный с черными горошками, на голове усики). Воспитывать гуманное отношение к маленькому живому существу. После наблюдения детям читается стихотворение о божьей коровке. Ее можно понаблюдать на листочке, на ладошке, посмотреть как она улетает, раскрыв крылышки. Можно использовать лупу.

«Дождик, дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком. – Развивать представления о дожде (дождик может быть мелкий, тихий; дождик может быть сильный, частый; дождик льется из тучки). Обогащать и активизировать словарь прилагательных. Побуждать детей замечать связь между погодой и одеждой. Помогать детям выражать свои впечатления в игре, рисунке. Можно предложить детям игру «Солнышко и дождик». В группе отметить на большом календаре дождь соответствующим символом (тучка с капельками).

«Стало холоднее». Наблюдение за прохожими в осенней одежде. – Развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают более теплую одежду (куртки, головные уборы); увеличивается количество предметов одежды (перчатки, шарфы). Почему мы так одеваемся? При рассматривании активизировать в речи детей названия предметов одежды; закреплять знание основных цветов. Воспитывать навыки взаимопомощи при сборе на прогулку, во время наблюдений. Подобное наблюдение планируется второй раз в дождливую погоду. Обратить внимание на зонтики, непромокаемую обувь, поднятые капюшоны. Рассмотреть одежду детей. Провести дед.игру «Оденем Таню на прогулку». На видное место поместить кукол девочку и мальчика с различным набором одежды для самостоятельных игр.