Тема 3. Российская цивилизация и национальный интерес как объекты национальной безопасности Учебные вопросы: 1. Российская цивилизация как объект национальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Advertisements

Национальные интересы России в современном мире Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой» Савостин Г.П.
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
Понятие национального интереса теоретические и методологические аспекты.
{ Угроза национальной безопасности РФ Жукова Анастасия, 9 В.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. «Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Понятие безопасности личности, общества и государства.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Транксрипт:

Тема 3. Российская цивилизация и национальный интерес как объекты национальной безопасности Учебные вопросы: 1. Российская цивилизация как объект национальной безопасности. 2. Национальный интерес как категория национальной безопасности. 3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты 4. Диалог цивилизаций.

СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИИ 2 Наука, культура, образование, этика, религия Формы и способы объединения и дифференциации людей Формы собственности, обмена, способы распределения произведенного продукта, развитие рынка, динамика структуры экономики, формы и методы управления экономикой Средства, предметы и разделение труда, источники энергии, технологии и организация производства Численность, темпы динамики развития, состав, потребности и т.д.

3 «Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любови ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. Быть русским - значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любови принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским - значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Без веры в Россию нам не возродить ее.» Иван Ильин русский философ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4 Западники и марксисты Развиваясь по однолинейному пути развития русская цивилизация должна идти по пути развития Запада. Сегодня русская цивилизация отстает от Запада из-за отсталости России, в первую очередь в экономическом развитии. Славянофилы Развиваясь по многолинейному пути развития русская (славянская) цивилизация сохраняет свою самобытность. Эта цивилизация являясь «объединительной» развивает свои собственные начала (культура, политика, религия и т.д.). П.Н.Милюков и др. Русская цивилизация развивается под воздействием внутренней тенденции развития (по сходному пути развития разных стран), особенностей своей материальной среды (разнообразия) и исходя из влияния отдельных личностей (случайность). «В России сложилась самобытная цивилизация, высокие духовно-нравственные ценности которой все больше открываются для нас в православной этике и добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели - в общем, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души. (Олег Платонов, русский ученый и писатель)

5 Природно- климатические географические просторы; разнообразие природных зон; короткий цикл сельхозработ способность к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всех физических и духовных сил приложение колоссальных усилий, материальных затрат людских ресурсов по обеспечению безопасности Геополитические слабозаселенная обширная территория; граница, незащищенная естественными преградами; оторванность от морей и морской торговли; большая речная сеть; серединное положение между Европой и Азией Конфессиональный и культурный язычество и православие; отсутствие воздействия эпохи Возрождения и Просвещения; государство выше Церкви; русская душа открытие перед русским человеком политического пути «спасения», с сильной коллективной составляющей; поиски «настоящего царя в России государство – становой хребет, создатель гражданского общества; государство, общество и личность целостны, неразделимы, соборный Социальный первичная хозяйственно- социальная ячейка- корпорация

ГЕНЕЗИС РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Первый этап – зарождение (примерно со II тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия н.э. Второй этап – становление с середины I тысячелетия до 2-ой половины XIV в. Третий этап – расцвет с 2-ой половины XIV в. до последней трети XVII в. Четвертый этап – упадок с последней трети XVII в. до наших дней Русская цивилизация - целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание 6

7 Своеобразие цивилизационного развития России в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того ни другого», «мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах» (Петр Чаадаев, русский философ, публицист) РАЗЛИЧИЕ РОССИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Главное отличие в разном понимании сути человеческой жизни и общественного развития. Цивилизация в России носила преимущественно духовный, а на Западе - преимущественно экономический, потребительский, даже агрессивно- потребительский характер. Корни западной цивилизации уходят в иудейское мировоззрение Талмуда, провозглашающего небольшую часть человечества «избранным народом», обладающим особым «правом» господствовать над другими, присваивать их труд и собственность. Русское миропонимание этому противопоставляло православную идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека. Для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного человека – «надстройкой» над материальным базисом.

Национальные интересы – объективно значимые для нации потребности нации, которые с разной степенью адекватности могут осознаваться национальной элитой или даже игнорироваться ею. Национальные интересы – базовая категория теории национальной безопасности, которая в основном предопределяет цели и задачи, приоритеты и стратегию развития нации и государства. 8

9 ПОДХОДЫ Г. МОРГЕНТАУ К КАТЕГОРИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» Объективная данность. Основан, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; опосредуется особенностями человеческой природы Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики. Постоянные национальные интересы: защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли; обеспечение роста инвестиций; защита частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками; выбор внешнего курса. Преходящие национальные интересы: интересы выживания нации и государства; безопасность и благосостояние общества; периферийные, локальные интересы.

10 ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ КАТЕГОРИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» 1. Рассмотрение национальных интересов как собственно этнических и использование данного термина преимущественно для отражения интересов национальной общности или социальных групп, объединенных специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной однородности. 2. Использование термина «национальные интересы» при характеристике приоритетов внешней политики Российского государства. 3. Сторонники третьего подхода исходят из того, что «национальными интересами» может обладать нация-государство со значительной степенью независимости гражданского общества от государственных властных структур. 4. Рассмотрение «национальных интересов» как собирательное понятие и сближение их с интересами государства. 5. Специалисты юридической науки исходят, в основном, из того, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны и дополняют друг друга – так называемый баланс интересов.

11 В Законе РФ 1992 г. «О безопасности»: «жизненно важные интересы» - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации: «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: «Национальные интересы Российской Федерации» - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». КАТЕГОРИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ

12 Основан на своеобразии географического положения государства и вытекающих из этого особенностей его экономического, политического и культурного развития, а также на особенностях человеческой природы. Не предполагает его ассоциирования с «национальностью», т.е. с этническим фактором. Кардинально отличается от «общественного интереса». Первый существует в условиях анархической международной среды, то второй связан с системой законов, регулирующих внутригосударственную политику. Направлен на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; Поддается рациональному осмыслению государственных деятелей и институтов, выступает как мотивы и причины их действий по достижению поставленных ими целей. Реализуется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, культурную и др.); Представляет собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС»

13 Национальные интересы - это совокупность потребностей общества, осознаваемых субъектами государственной политики (руководством страны) как подлежащих обязательному удовлетворению и защите для обеспечения безопасного существования, эффективного функционирования и развития личности, общества и государства Носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи национальной безопасности

Национальная политика Национальные ценности - это фундаментальные нормы, выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ для существования и развития нации Национальные потребности 14 Национальные цели - это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных граждан по реализации и защите национальных интересов

По долгосрочности: фиксированные (неизменно постоянные) переменные По социальной значимости и влиянию: жизненно важные интересы важные интересы просто интересы В зависимости от территории, с которой связаны интересы: территориальные локальные глобальные По сферам жизнедеятельности общества внешнеполитические (международные) внутриполитические (экономической, военной и др.) КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОТ РАЗЛИЧНОГО РОДА УГРОЗ 15

16 ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1997 г.) Интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства. Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

17 ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000 г.) Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

18 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2009 г.) Развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики Обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации Превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Долгосрочные национальные интересы России имеют своей целью сохранение самобытности в мировом сообществе, обеспечение ее политического суверенитета и устойчивого социально-экономического развития. Их суть сводится к трем содержательным задачам: процветание народа; защита и обустройство территории его проживания; сохранение и развитие национальной культуры.

19 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ дальнейшее освоение Северного морского пути - кратчайшей водной трассы между Европой и АТР, повышенное внимание российских государственных и общественных структур к социально-экономическим проблемам населения Арктического бассейна. сохранение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, имеющем важное политическое, экономическое и стратегическое значение; поддержание на должном уровне военного потенциала, в том числе компонентов ракетно-ядерного комплекса морского базирования, четкое определение российских границ, нейтрализация территориальных притязаний со стороны приграничных государств; обладание источниками энергоресурсов на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, разработка и эксплуатацию природных богатств Арктического бассейна под государственным контролем, недопущение обретения государствами лидирующих позиций в инфраструктуре России.

20 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ участие в создании стабильной системы общеевропейской безопасности, восстановление и развитие двусторонних отношений со странами Центральной и Восточной Европы, недопущение изоляции России от Запада; укрепление Союза России и Белоруссии как высшей формы интеграции на постсоветском пространстве; взаимодействие и развитие отношений в различных сферах с ведущими странами Запада - США, Германией, Францией, Великобританией, Италией, нормализация отношений со странами Балтии при одновременной поддержки русскоязычного населения этих государств; ведение постоянного диалога с ЕС, создание благоприятных условий для взаимовыгодных экономических связей, принятие мер по улучшению социально-экономического положения данного региона; развитие партнерства и сотрудничества с НАТО в рамках право полагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

21 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЮГО-ЗАПАДНОМ И ЮЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ сохранение мира и стабильности в Кавказском регионе, поддержание сотрудничества с закавказскими государствами на основе взаимного учета интересов, укрепление политических, экономических и военных отношений с Арменией, остающейся союзником России в Кавказском регионе, воспрепятствование усилению политического, экономического и военного влияния «третьих стран» в государствах Закавказья; обеспечение максимально возможного участия России в разработке и транспортировке углеводородных ресурсов Каспия; поддержание нормальных дружественных отношений со странами «мусульманской цивилизации», предотвращая тем самым возможное дестабилизирующее влияние исламского фактора на ситуацию в России; укрепление военно-политического и экономического сотрудничества с ЦАР СНГ, участие России в ближневосточном мирном процессе, используя ее традиционно сильные позиции в Сирии, а также нормализовавшиеся отношения с Израилем, взаимодействие с ведущими мировыми державами, активное использование механизмов ООН с целью нормализации ситуации в Ираке и Афганистане, решения проблем, возникших в связи с ядерной программой Ирана.

22 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ участие в основных интеграционных структурах в АТР (Азиатско- Тихоокеанском регионе), а именно в форуме «Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество» и Шанхайская организация сотрудничества; развитие российского Дальнего Востока, в том числе путем его привлечения в систему экономических отношений в АТР, укрепление военно-технического сотрудничества со странами региона, формирование условий для продвижения продукции российского промышленного комплекса на рынки АТР, развитие двустороннего сотрудничества с ведущими странами АТР; взаимодействие с США в целях решения вопросов обеспечения безопасности в АТР, в том числе в области нераспространения ядерного развития; решение территориального вопроса в отношениях с Японией в пользу сохранения спорных территорий в составе России.

23 По степени значимости из всей системы национальных интересов выделяются приоритетные интересы, которые носят комплексный характер и образуют ядро системы национальных интересов страны. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. вводит понятие «стратегические национальные приоритеты» - «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально- экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности». Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

24 ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 г.) Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; Экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

ПОНЯТИЕ ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Диалог цивилизаций – это, в узком смысле, обмен идеями и опытом между представителями локальных цивилизаций - как одного, так и нескольких существующих одновременно поколений, а в широком смысле - и между выразителями интересов сменяющих друг друга мировых цивилизаций Президент Ирана Мохаммад Хатами СУБЪЕКТЫ ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ представители общественных организаций Работники СМИ, искусства, культуры Теологи Ученые Туристы Политики 7-8 ноября 2001 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями» В 1999 году в ЮНЕСКО со стороны Хатами был передан документ под названием «Диалог цивилизаций - путь к взаимопониманию и сотрудничеству» 25

Диалог ослабляет социокультурные основы столкновения цивилизаций Диалог помогает преодолеть противостояние цивилизаций Диалог является необходимой предпосылкой сотрудничества между цивилизациями Диалог является фундаментом высшей формы взаимодействия цивилизаций - их партнерство в решении глобальных проблем «Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас» (Николай Чернышевский, русский писатель) 26

модернизация не обязательно означает вестернизацию, так как распространение западных ценностей не приводит к возникновению всеобщей цивилизации новый мировой порядок формируется на основе цивилизаций, а попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую являются бесплодными демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мира претензии Запада на универсальность приводят к конфликтам с другими цивилизациями, особенно с исламом и Китаем впервые в истории глобальная политика многополюсная (полицивилизационная) изменяется баланс сил между цивилизациями за счет снижения влияния Запада и возрастания мощи азиатских стран выживание Запада зависит от способности американцев подтвердить свою западную идентификацию и консолидации христианской цивилизации против вызовов других культур незападные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур на линиях разлома цивилизаций отмечаются этнонациональные и этноконфессиональные конфликты и войны 27

внутри одного государства между группами из разных цивилизаций между соседними странами, принадлежащими к различным цивилизациям ФОРМЫ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ (по С.Хантингтону) на глобальном или макроуровне между региональными державами, принадлежащими к различным цивилизациям Сэмюэль Хантингтон - американский политолог, создатель геополитической концепции "столкновения цивилизаций" могут проходить как мирным образом, так и с применением военной силы между группами, пытающимися создать новые государства на обломках прежних 28

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОЛАНДШАФТА И ЭПИЦЕНТРА КОНФЛИКТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Китайская Японская Индуистская Православная Западная Исламская По В.Деркачеву многие исторические эпицентры конфликтов расположены на тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций западнохристианской, православной и исламской (Балканы, Левант, Крым) исламской (арабской, тюркской), индийской и китайской (Афганистан, Таджикистан, Пенджаб) православной, китайской и японской (Маньчжурия) 29