Об актуализации ФГОС ВО, ПООП ВО и ООП ВО по направлениям подготовки: 35.03.08 - Водные биоресурсы и аквакультура и 35.03.09 - Промышленное рыболовство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О разработке и актуализации ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов Пилипенко.
Advertisements

О ЗАДАЧАХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ СОБОЛЕВ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ.
Макет учебного плана по направлению подготовки магистров под ФГОС 3+
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
Проректор МГГУ, проф. Петров Вадим Леонидович Проектирование ДПП: подходы и решения.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Нормативное обоснование образовательных программ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
О разработке и реализации программ высшего образования на основе ФГОС ВО Камашева Юлия Леонидовна, к.пед.н., доцент, эксперт Рособрнадзора.
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС 3+
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Семинар «Проектирование образовательной программы дошкольной.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Транксрипт:

Об актуализации ФГОС ВО, ПООП ВО и ООП ВО по направлениям подготовки: Водные биоресурсы и аквакультура и Промышленное рыболовство уровня бакалавриата; Водные биоресурсы и аквакультура и Промышленное рыболовство уровня магистратуры; Рыбное хозяйство и Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве уровня аспирантуры с учетом профстандартов Недоступ А.А., Тылик К.В., Долин Г.М. Пленум научно-методического совета по рыбному хозяйству Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» ФГБОУ ВПО «КГТУ» г. Калининград октября 2015 года

2 Изменения в нормативно-правовой и методической базе актуализации ФГОС ВО в соответствии с принимаемыми ПС

Актуализация ФГОС ВО Основание для актуализации ФГОС ВО: письмо Министерства образования и науки РФ от г дорожная карта Сроки актуализации ФГОС ВО: май-июль 2015 года Методологическая основа актуализации ФГОС ВО: «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов» (утв. приказом министра образования и науки РФ Д.В. Ливановым от ДЛ-2/05 вн) 3

Участники процесса актуализации ФГОС ВО в соответствии с принимаемыми проф стандартами 4 Минобрнауки России Координационные советы по областям образования и учебно-методические объединения Образовательные организации-разработчики ФГОС ВО Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Разработчики ПС

5

Актуализация ФГОС ВО 6 Проблемы, возникшие при актуализации ФГОС ВО с учетом принятых ПС

Актуализация ФГОС ВО 7 Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 122-ФЗ от 2 мая 2015 года: ч.7 ст. 11: Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). ч. 8 ст. 73: Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации."

Актуализация ФГОС ВО 8 п.1 разд. II Методических рекомендаций по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки РФ от 22 января 2015 г. ДЛ-2/05 вн: Разработчик ФГОС самостоятельно отбирает ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС ВО характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу Перечень ресурсов утвержденных ПС: 1. Информационный портал profstandart.rosmintrud.ru, раздел «Реестр профессиональных стандартов». 2. «Российская газета». 3. СПС «Консультант Плюс», «Гарант». 4. Интернет-сайт КГТУ.

Актуализация ФГОС ВО 9 Проблема 2. Организация взаимодействия разработчиков ФГОС ВО и ПС Этой проблемы для нас НЕТ! Информационный портал profstandart.rosmintrud.ru (раздел «Реестр разработчиков профессиональных стандартов»).

Актуализация ФГОС ВО 10 Проблема 3. Разрешение коллизий между принятыми ПС и макетом ПС Задача разработчиков ФГОС ВО: в случае выявления противоречий ПС и макета ПС, затрудняющих актуализацию ФГОС, уведомлять об этом Минобрнауки России. Задача МОН: подготовка писем в Минтруд с указанием выявленных противоречий утвержденных ПС и макета ПС. Так произошло с ПС «Специалист по техническим средствам аквакультуры»

Актуализация ФГОС ВО 11 Изменения, предполагаемые к внесению в ФГОС ВО в соответствии с принятыми ПС Раздел III. Характеристика направления подготовки: Дополнение перечнем ПС (с указанием НПА по их утверждению) – п. 3.7 Раздел IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу: Актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ – внесение изменений в пп. 4.1– 4.4 Раздел V. Требования к результатам освоения основной образовательной программы: Актуализация общекультурных (универсальных) компетенций; Актуализация профессиональных (общепрофессиональны х, профессиональных профессионально- специализированных) компетенций

Актуализация ФГОС ВО 12 Работа с «Дорожной картой» Алгоритм актуализации действующих ФГОС ВО в соответствии с ПС Шаг первый. Определение ПС, сопряженных с ФГОС ВО. Дополнение раздела III ФГОС ВО п Шаг второй. При необходимости (существенные расхождения с ПС) - внесение изменений в раздел IV. Шаг третий. В случае внесения изменений в раздел IV ФГОС – внесение изменений в раздел V.

Актуализация ФГОС ВО 13 Шаг 1. Определение ПС, сопряженных с ФГОС ВО Отбор соответствующих ПС на основании анализа: Вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС; Уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования. (Приказ Минтруда от 12 апреля 2013 г. 148 н): Уровень ВОУровень квалификации Бакалавриат*Не ниже 6 Магистратура, специалитет Не ниже 7 Подготовка кадров высшей квалификации Не ниже 8

Актуализация ФГОС ВО 14 Подготовка редакции приказа о дополнении раздела III ФГОС ВО п.3.7 Раздел III дополнить п.3.7 следующего содержания: «ФГОС ВО учитывает требования следующих профессиональных стандартов: … …»*. *Вносится перечень учтенных ПС с указанием реквизитов НПА по их утверждению. Пример: Специалист по добыче рыбы (утв. приказом Минтруда России от 7 апреля 2014 г. 207 н). …

Актуализация ФГОС ВО 15 Шаг 2. Актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности (п. 4.1 ФГОС) - подлежит изменению в случае существенного расхождения с положениями ПС Обобщенные трудовые функции Раздел I ПС: графа «Группа занятий» Раздел I ПС: графа «Отнесение к видам экономической деятельности»

Актуализация ФГОС ВО 16 Раздел II ПС «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности» Раздел III ПС «Характеристика обобщенных трудовых функций» Объекты профессиональной деятельности (п. 4.2 ФГОС)

Актуализация ФГОС ВО 17 П.4.4 ФГОС «Виды профессиональных задач» Формулировки трудовых функций всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиком ФГОС.

Актуализация ФГОС ВО 18 Шаг 3. Внесение изменений в раздел V ФГОС ВО Актуализация требований к результатам освоения ООП Актуализация общекультурных (универсальных) компетенций Актуализация профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально- специализированных) компетенций

Актуализация ФГОС ВО (проекты приказов - ВБА) 19

Актуализация ФГОС ВО (проекты приказов - ПР) 20

Разработка ПООП ВО 21 Основание для разработки ПООП ВО: приказ Министерства образования и науки РФ от г. 594 дорожная карта (на утверждении в Минобрнауки РФ) Сроки разработки ПООП ВО: 2016 год Методологическая основа разработки ПООП ВО: отсутствует

Разработка ПООП ВО 22 Цель разработки – подготовка методической базы разработки основных образовательных программ на основе рамочных ФГОС3+ и ФГОС 4. Содержат инструкции по превращению требований образовательных стандартов в формулировки результатов обучения образовательных программ Содержат инструкции учета требований профессиональных стандартов. Задают алгоритм построения модульной структуры учебного плана основной профессиональной образовательной программы. Важными компонентами примерных программ являются необходимые оценочные средства, рекомендуемые образовательные технологии, требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса для расчета нормативов финансирования. Данный подход не предполагает превращения примерной программы в типовую и не является основой для процедур аккредитации.

Разработка ПООП ВО. Паспорт компетенций 23 – общекультурная (универсальная); – общепрофессиональная компетенция; – профессиональная компетенция. Указывается взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями (необходимость освоения компетенции в определенной последовательности по отношению к другим компетенциям, если такая необходимость имеется). Приводится ссылка на Профессиональный стандарт (при наличии) и указывается соответствующая обобщенная трудовая функция или трудовая функция из него. Этап (уровень) освоения компетенции* Планируемые результаты обучения** (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения Первый этап (уровень) (ОК-1) –I (желательно конкретизировать формулировки компетенции ) Владеть: _____________________В (ОК-1) –I Уметь: _____________________У (ОК-1) –I Знать: ______________________З (ОК-1) –I Второй этап (уровень) (ОК-1) –II (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Владеть: _________________ В (ОК-1) –II Уметь: _____________________У (ОК-1) –II Знать: _____________________З (ОК-1) –II Третий этап (уровень) (ОК-1) –III (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Владеть: ____________________В (ОК-1) –III Уметь: ____________________В (ОК-1) –III Знать: ____________________В (ОК-1) –III

Разработка ПООП ВО. Содержание разделов в ПООП ВО 24 Раздел 3. Структура и содержание образовательных программ характеристика рекомендуемой структуры примерной программы в части формирования УК(ОК)/ОПК и ПК (в инициативном порядке) с указанием примерной трудоемкости ее элементов (базовый примерный учебный план); примерный календарный учебный график (карту-схему), устанавливающий взаимосвязи результатов освоения универсальных и общепрофессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения; рекомендации разработчикам примерной программы по форматам и содержанию образовательных модулей (примерные учебные программы). Раздел 4. Условия реализации образовательных программ описание кадровых условий (требования к профессионально-педагогической компетентности педагогических кадров); характеристика педагогических подходов, рекомендованных к применению при разработке и реализации примерной программы, включая особенности, связанные с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инклюзивного образования, сетевого обучения, обучения на базовых кафедрах; требования к материально-техническим условиям (включая минимальный перечень необходимого оборудования, обеспечивающего возможность освоения компетенций); примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Раздел 5. Оценка результатов освоения образовательной программы рекомендации по содержанию, формам и методам проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Разработка ООП ВО 25 Основание для разработки ООП ВО: ФГОС ВО, приказ Министерства образования и науки РФ от г Сроки разработки ООП ВО: сентябрь 2015 года Методологическая основа разработки ООП ВО: «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (утв. приказом министра образования и науки РФ Д.В. Ливановым от ДЛ-1/05 вн)

Спасибо за внимание! 26