Тема 13 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие и виды экономической безопасности. 2. Угрозы экономической безопасности России и пути их.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
Advertisements

Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Челябинский государственный университет Институт Экономики отраслей, бизнеса и администрирования.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Доктрина информационной безопасности Прокопенко К.В. Гр
1 ИСЭМ СО РАН ГУ ИЭС Бушуев В.В., Воропай Н.И., Сендеров С.М., Саенко В.В. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКТРИНЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ II Международная.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Выполнила : Колбаева Н., группа
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Экономическая безопасность национальной экономики 5geografiya.net.
Транксрипт:

Тема 13 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие и виды экономической безопасности. 2. Угрозы экономической безопасности России и пути их парирования. 3. Энергетическая безопасность: сущность, содержание и угрозы Российской Федерации.

2 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности Причины уязвимости России в экономической сфере: зависимость развития экономики от иностранных инвестиций, а отечественного банковского сектора от иностранного капитала; конкурентные преимущества банков с иностранным капиталом; сложности в получении кредитных ресурсов для реального сектора экономики; коррупция и бюрократия среди государственных служащих; отсутствие высокотехнологичных отраслей экономики. Экономический потенциал ресурсы страны, которые при полном их использовании позволяют произвести максимальный валовой национальный продукт (ВНП). Составляющие: природно- ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический, экспортный потенциал. Экономический суверенитет самостоятельность и независимость государства во внутренней и межгосударственной экономической политике.

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Обеспечение экономической безопасности - совокупность мер экономико- регулятивного, правового и организационного воздействия на экономическую систему. Эти меры включают: государственную поддержку и защиту субъектов предпринимательской деятельности, государственный контроль за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности, деятельность государства в лице его компетентных органов, направленную на установление, изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических установлений (норм, правил, требований и т.д.), предназначенных для упорядочения экономических отношений с целью обеспечения национальных интересов в экономике. 3 Экономическая безопасность – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Цель обеспечения экономической безопасности - развитие экономики до такого уровня, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства.

ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Личность: жизненно важные экономические интересы; интересы, связанные с экономическими интересами. Общество: наличие среднего класса и его численность; имущественная дифференциация общества и её количественные показатели; доля населения, живущего за чертой бедности, и уровень безработицы; гласный контроль со стороны общества над расходованием государством средств налогоплательщиков, контроль в политике, финансах, законности действий спецслужб, соблюдении прав человека и т.д.; уровень коррупции и преступности; уровень правовой культуры населения. Государство: экономический потенциал страны; государственная политика в экономической сфере; система организации государственной власти, качество (отлаженность) государственного управления на различных уровнях. Экономическая система в широком смысле - это совокупность производственных отношений исторически определённого способа производства, материальный базис общества; в узком смысле – совокупность отдельных отраслей и видов производства. Элементы: домашние хозяйства; предприятия; отрасли экономики; регионы; товарные и финансовые рынки и их инфраструктура; налоговая система; бюджетная система; финансово-банковская система; природные богатства; людские ресурсы; производственные и непроизводственные фонды, недвижимость; финансовые ресурсы. 4

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ оборонно-промышленная безопасность состояние военно-промышленного комплекса, отражающее его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности в условиях неблагоприятного развития международной обстановки (внешнеполитической ситуации) продовольственная безопасность состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства государства о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. 5 энергетическая безопасность состояние топливно- энергетических отраслей экономики, обеспечивающее бесперебойное и эффективное функционирование национального хозяйства, отвечающее целям устойчивого развития государства финансовая безопасность состояние национальной финансовой системы, при котором государство может в определённых пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 6 1. Высокая имущественная дифференциации населения и уровень бедности: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения, что создало социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения в России наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.; наличие безработицы, что приводит к социальным конфликтам; продолжающиеся задержки выплаты заработной платы, остановки предприятий и т.д. 2. Неравномерность социально-экономического развития регионов: прогрессирующая труда недостаточность; объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; разрыв в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 7 3. Деформированность структуры российской экономики: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, а также отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, дефицит топливно- энергетических, водных и биологических ресурсов; снижение конкурентоспособности большинства отечественных предприятий и высокая зависимость важнейших сфер национальной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; низкая устойчивость и защищённость национальной финансовой системы; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка.

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 8 недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платёжного баланса, сокращение доходных статей бюджета, что в совокупности может привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране. принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России; кризисные явления в мировой финансово-банковской системе. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности: сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно- финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно- технического прогресса Построение рациональной структуры внешней торговли Обеспечение устойчивости финансовой системы Создание приемлемого уровня жизни населения и возможности его сохранения Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти 9

10 ПОНЯТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Энергетическая безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения Состояние защищенности – состояние, соответствующее в нормальных условиях обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей (спроса) в энергии, в экстремальных условиях – гарантированному обеспечению минимально необходимого объема потребностей. способность ТЭК обеспечивать достаточное предложение экономически доступных и качественных топливно- энергетических ресурсов способность экономики рационально (бережно) расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос высокий уровень устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз, устойчивость сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениям энергоснабжения, вызванными этими угрозами.

НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЭК РОССИИ ухудшение качества запасов углеводородных ТЭР, недостаточная эффективность геолого-разведочных работ, рост доли трудно извлекаемых запасов (месторождения с дешевым газом, Уренгой, Ямбург, Медвежье и др., выработаны на 75% и >. Выход в Западно- Арктическую зону с более дорогим газом вызовет значительное удорожание процессов добычи (доля газа в балансе котельно-печного топлива нашей страны 77%) высокий износ основных производственных фондов энергетики, низкие темпы их обновления и создания строительных заделов, заканчивающийся технический ресурс значительной части оборудования недостаточная диверсификация структуры топливно-энергетического баланса, характерная региональная асимметрия в обеспеченности территорий собственными первичными энергоресурсами наличие ЧС в системах топливо- и энергоснабжения страны и ее регионов отсутствие серьезных сдвигов в энергосбережении дефицит инвестиций в газовой отрасли и в электроэнергетике; негибкость ценовой и налоговой политики, приводящие к росту цен на энергоносители для конечных потребителей 11

УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 12 Внутренние экономические угрозы: дефицит инвестиций, способный привести к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей объектов энергетического производства в условиях высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня; ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики; низкая инновационная активность в энергетике и в смежных отраслях (в особенности в энергетическом машиностроении), приводящая к отставанию в освоении критически важных технологий; зависимость предприятий ТЭК от импорта оборудования, сервисных и инжиниринговых услуг; высокая энергоемкость отечественной продукции, отсутствие либо незавершенность отраслевых и региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 13 Социально-политические угрозы: национально-этнические конфликты, проявления сепаратизма в отдельных регионах страны; трудовые конфликты на предприятиях отраслей ТЭК; диверсии и террористические акты на объектах энергетики; общественные движения антиэнергетической направленности (к примеру, против строительства АЭС).

УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 14 Техногенные угрозы: нарастающий удельный вес морально устаревшего и физически изношенного оборудования в отраслях ТЭК; снижение технического уровня объектов энергетики из-за недостаточного финансирования НИОКР и слабой реализации их результатов; снижение уровня подготовки высококвалифицированных кадров для ТЭК. Природные угрозы: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, гололед, сели и др.); аномальные проявления природных процессов (критически низкие или высокие температуры окружающей среды, длительная маловодность речного стока, внешние электромагнитные аномалии и др.).

УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 15 Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы: недостаточная географическая диверсификация экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов из России, ограниченность товарной номенклатуры; мощная европейская направленность; высокая политизированность отношений в энергетической сфере и обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам ТЭР; неустойчивая конъюнктура мировых финансовых и энергетических рынков в сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов; прогнозные ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов в связи с блокированием нефте- и газопроводов на территориях транзитных государств, невыполнением конвенции по свободе судоходства в проливах и каналах и др.; противодействие участию российских компаний в освоении месторождений, приобретении либо строительстве энергетических объектов за рубежом.

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ надежность функционирования систем топливо- и энергоснабжения, позволяющая снабжать потребителей на территории страны в достаточном объеме экономически доступными ТЭР приемлемого качества энергетическая эффективность работы национального хозяйства в части затрат на энергообеспечение и предотвращения нерационального расходования ТЭР сбалансированность производства и потребления ТЭР с учетом необходимости воспроизводства минерально-сырьевой базы и внешнеэкономических обязательств устойчивость энергетического сектора экономики к экономическим, социально-политическим, техногенным, природным и другим угрозам, его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлениями угроз различного характера разделение рисков в сфере ТЭК, полномочий и ответственности государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения энергетической безопасности 16

ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ модернизация и инновационное развитие ТЭК; повышение энергетической эффективности экономики страны; своевременное проведение геологоразведки и работ по подготовке и освоению месторождений, обеспечивающее воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевой базы страны, повышение эффективности недропользования; диверсификация источников и транспортной инфраструктуры энергоснабжения; повышение степени самообеспечения регионов ТЭР посредством освоения местных топливных баз и развития малой энергетики; достижение рационального уровня централизации энергоснабжения и рационального соотношения централизованного и децентрализованного энергоснабжения; обеспечение надежной работы и своевременного развития энергетической инфраструктуры; укрепление оборудования, услуг и энергетических технологий, позиций России на мировых рынках, прежде всего в СНГ, Европе, АТР. 17

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ отношение годового прироста балансовых запасов первичных ТЭР к объему их добычи; доля природного газа в структуре баланса первичных ТЭР; динамика уровня цен внутри страны на основные виды ТЭР; объем неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии; выполнение инвестиционных программ отраслями ТЭК; относительное изменение величины удельной энергоемкости ВВП; доля ископаемых первичных ТЭР, используемых на внутреннем рынке в общем объеме их добычи; террористические акты, чрезвычайные ситуации, забастовки на объектах ТЭК, основные факторы, принятые меры; стабильность обеспечения потребителей различными видами ТЭР; физический износ основных производственных фондов по отраслям ТЭК и смежным отраслям промышленности; доля экспорта российских ТЭР в общем объеме экспорта; доля продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем объеме экспорта российских ТЭР. 18

НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ повышение эффективности управления государственной собственностью в ТЭК и совершенствование корпоративного управления в энергетическом секторе развитие инвестиционной, инновационной, энергосберегающей и других приоритетных сфер стимулирование и поддержка проведения геологоразведочных работ, фундаментальных и прикладных НИР, отечественного производства оборудования и поставщиков услуг изменение налогового законодательства и продолжение управляемой либерализации внутренних цен на энергоресурсы формирование механизмов реализации долгосрочной политики в сфере рационализации ТЭБ страны и регионов, совершенствование системы программных документов в сфере энергетики 19

НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УГРОЗ законодательное и организационное обеспечение сохранения национального контроля за деятельностью компаний в стратегически важных сферах энергетики контроль за финансово- экономическим состоянием предприятий ТЭК с целью предотвращения забастовок и конфликтов разработка и проведение мероприятий по профилактике и предотвращению преступлений в отношении наиболее важных и характеризующихся повышенной опасностью объектов энергетики совершенствование методов сбора и анализа упреждающей информации о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики совершенствование системы контроля и надзора за промышленной безопасностью на предприятиях ТЭК, обеспечивающее снижение аварийности 20

НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ УГРОЗ разработка и внедрение новых технических регламентов, стандартов и нормативов, совершенствование процедур декларирования, лицензирования и сертификации и паспортизации в технологической сфере перевооружение и модернизация АЭС, существующей инфраструктуры ЕЭС, системы функционирования топливо- и энергоснабжения страны и ее регионов в период ЧС совершенствование структуры управления энергетическими системами государственного значения, введение персональной ответственности руководителей предприятий за состояние ТЭК разработка классификатора опасности объектов ТЭК, совершенствование методики расчета и практики компенсации ущерба в результате аварий на объектах ТЭК разработка и установление обязательных требований к безопасности и энергоэффективности объектов энергетики, создание комплексной системы прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков аварий и опасных природных явлений на объектах ТЭК 21

НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВНЕШНИХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ поддержка сохранения и расширения надежных рынков сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования, услуг и оптимизации условий их реализации создание благоприятных условий для международной научно- технологической кооперации, содействие трансферу в Россию передовых энергетических технологий оказание дипломатической и законодательной поддержки и создание экономических механизмов, стимулирующих диверсификацию и качественную реструктуризацию экспорта энергоносителей совершенствование системы контроля и обеспечения бесперебойной работы транспортных коридоров, соединяющих Россию с внешними энергетическими рынками дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, а также в обеспечении транзитных потоков энергоресурсов через территорию России 22