Учитель – логопед ГБДОУ ЦППРК «Доверие» Шпигарева О.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Advertisements

БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели МБДОУ ДС КВ 34 пгт Афипского МО Северский.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Организация театрализованной деятельности с детьми младшего школьного возраста 900igr.net.
Содержание уголка по речевому развитию Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Цветик-Семицветик»
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Транксрипт:

Учитель – логопед ГБДОУ ЦППРК «Доверие» Шпигарева О.Н.

Трудности в формировании полноценной речи у дошкольников: 1 - Н еумение ребёнка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от : - недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать(теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи) - от ограниченного словарного запаса(затрудняется в выборе нужного слова, выражения) 2 - Неумение при изложении материала правильно распределить своё внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением. 3 – Недостатки звукопроизношения мешают правильному оформлению и течению детской речи. 4 - Влияние внешних условий, окружения ребёнка в момент речевого общения на возникновение речевых запинок. Степень фиксированности на своём речевом дефекте. Характер общительности ребёнка.

Цель: сформировать речь заикающегося ребёнка чёткой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной. Направления работы по развитию речи: - Расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. - Воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей – привитие способности последовательно излагать свои мысли, желания. Формирование способности у ребёнка говорить неторопливо, спокойно. - Работа по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребёнка. - Создание максимально комфортной психологической обстановки во время общения с ребёнком.

Основные принципы в организации работы с детьми: Принцип деятельности. Ведущая деятельность – это игра. Принцип систематичности, последовательности и учёта возраста. Реализация этого дидактического принципа, согласно которому изучение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения и коррекции непрерывным, осуществляемым без скачков. Систематичность и последовательность выражается в логическом расположении содержания логопедических занятий, а также включает и их организационную сторону. Принцип учёта индивидуальных особенностей заикающихся позволяет организовать работу таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность….. Реализация этих основных принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения занятий.

Этапы логопедической работы: Этап ограничения речи Сопряжённая речь Отражённая речь Вопросно-ответная речь Самостоятельная речь Этап рассказа Закрепление активного поведения и свободного общения детей

Содержание логопедических занятий на разных этапах логопедической работы у дошкольников: Этап ограничения речи(режим молчания и шёпотная речь) - Развитие слухового внимания и слуховой памяти; - Развитие зрительного внимания и зрительной памяти; - Развитие произвольного поведения путём развития личностных качеств(выдержки, внимания, подражательности через обучение играм, правилам игр….); - Активизация и пополнение пассивного словаря

Игра «Разведчики»

Сопряжённая речь(4-5 недель) При сопряжённом произношении дети усваивают просодические компоненты речи : темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логические ударения; Учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием. Задачи: - Формирование сопряжённого произношения речевого дыхания; удлинения выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. - Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения. - Активизация и пополнение словаря. Важно: Правильная организация занятий. Обучение родителей правильному общению с детьми. Материал: слова, словосочетания, фразы, стихи, «пальчиковые игры», песенки…

Отражённая речь (4 – 5 недель) Материал программы усваивается детьми в процессе сопряженно- отражённой речи. Педагог использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми сопряжённо или отражённо. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачи: - Формирование отражённой речи. - работа над фразой и просодическими компонентами речи( дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи). - Развитие моторики(умения расслабления мышц). - Продолжение обучения играм и правилам игр( обучение общению с партнёром, умению следить за игрой других). - Воспитание произвольного поведения(выполнять требования, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей). - Коррекция нарушений звукопроизношения. - Активизация и пополнение словаря. Материал: слова, словосочетания, фразы, стихи, песенки, «пальчиковые игры», рассказы, игры.

Тема « Сад – огород»

Вопросно-ответная речь (8-10 недель) Периоды: - Ребёнок отвечает на конкретный вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложнённая форма отражённой речи. Например: «Что купила мама?» ребёнок отвечает : «Мама купила овощи» - Вопрос задаётся таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребёнку при ответе: «Что делают дети?» – «Дети собирают яблоки». В этот же период детей учат отвечать одним-двумя словами, т.е. приближённо к разговорной манере общения «Куда пришли дети?» – «В сад». Задачи: - Продолжение работы над просодическими компонентами речи. - Развитие длительного выдоха, мягкого голоса начала, слитного произношения фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности. - Формирование умения отвечать на вопрос полной фразой(1 период), одним словом(2 период), работа над диалогической речью. - Воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества. - Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения. - Развитие лексико-грамматической стороны речи. - Активизация и пополнение словаря.

Работа над диалогом

Самостоятельная речь( 8-14 недель) разделы: - Развитие подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа. - Развитие самостоятельной речи на материале рассказа. Задачи: Развитие самостоятельной речи на материале пересказе: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр. Развитие активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико – грамматической стороны речи. Активизация и пополнение словаря.

Пересказ текста с использованием картинной схемы

Этап рассказа(4-6 недель) Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Описание внешнего вида какого-либо предмета, игрушки, растений, орудий труда…Описательный рассказ составляет по образцу рассказа логопеда. Используется приём сравнительного описания двух предметов или игрушек...Затем, переходим к обучению описательному рассказу по картине и серии картин. Обучение рассказыванию по памяти складывается из : - Составления рассказа на основе коллективного опыта. - Составление рассказов на основе индивидуального опыта. К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, затем более распространённого рассказа. На этом этапе используется ранее проработанный материал, а так же создаётся большое количество новых игровых ситуаций, в которые органически включает тот или иной вид работы над рассказом.

Составление описательного рассказа

Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи: - содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств у детей, активного, творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности. Ведущей деятельностью на данном этапе становятся творческие игры и инсценировки ( пальчиковые игры, музыкальные игры, игры со строительным материалом, сюжетно-ролевые игры…..)

Значение игры для заикающихся детей: - В процессе игр происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложнённых условиях. - Эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий(место занятий) в обычные условия. - В играх ребёнок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.