Тропы и фигуры речи
Тропы слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Сравнение троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) даётся через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом) по их сходству. И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)
Метафора слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом (на основании общего признака) Нос корабля, говор волн, ножка гриба.
Олицетворение разновидность метафоры, присвоение неживым предметам свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к сознательным существам. Ночевала тучка золотая на груди утёса- великана. (М.Лермонтов)
Метонимия вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другим на основании внешней или внутренней связи между ними. На переносное значение слова накладывается прямое. 1. Не то на серебре на золоте едал. (А.Грибоедов) 2. Я три тарелки съел. (И.Крылов)
Синекдоха разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного соотношения между ними. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Эпитет художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Седое море, пламенная речь.
Гипербола художественное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
Литота 1. определение предмета путём отрицания противоположного. Не дорого ценю я громкие слова... (А.Пушкин) 2. художественное преуменьшение Мальчик-с-пальчик.
Перифраз замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого. В стихотворении «На смерть поэта» Лермонтов называет Пушкина «невольник чести».
Сарказм Злая, горькая, гневная насмешка. Молчалин! Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрёт... (А.Грибоедов)
Гротеск Художественный приём, подчёркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического. Персонажи «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина.
Ирония вид иносказания, при котором за внешне положительным отношением скрывается насмешка. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.Крылов)
Каламбур остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова; игра слов. Заря подобна прилежному ученику: она каждое утро занимается
Фигуры речи термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску.
Ассонанс повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков. И веют древними поверьями Её упругие шелка. (А.Блок)
Паронимы однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Лебеди летят над Лебедянью, А в Медыни золотится мёд. (А.Межиров)
Аллитерация повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков. Свищет ветер, серебряный ветер, В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
Парономасы разнокоренные созвучные слова, совершенно разные по значению. 1. Не глух, а глуп. 2. Дело спорится, что сошьётся, то и распорется.
Риторическое обращение фигура, в которой в форме обращения к неодушевлённому предмету, явлению, понятию выражается отношение автора к тому, о чём говорится. О Волга! После многих лет Я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов)
Умолчание оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остаётся недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. На письме умолчание обозначается многоточием. Но мне ли, мне ль, любимцу государя... Но смерть... но власть... но бедствия народны... (А.Пушкин)
Эллипсис пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого по контексту. Во всех окнах любопытные, на крышах мальчишки. (А.Н.Толстой)
Параллелизм одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. (М.Лермонтов)
Анафора повторение одинаковых элементов (звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)....Черноглазую девицу, Черногривого коня. (М.Лермонтов)
Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце каждого ряда (строки, строфы, предложения...) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник? (Н.Гоголь)
Инверсия нарушение прямого порядка слов (установленного правилами грамматики). Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)
Градация фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Не жалею, не зову, не плачу... (С.Есенин)
Антитеза художественный приём, в основе которого резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов и т. д. Они сошлись. Волна и камень Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин)
Оксюморон стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несочетаемые понятия (слова со взаимоисключающими значениями). Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин)
Риторический вопрос фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Такой вопрос не требует ответа. Что отнято судьбой, а что подарено? В конце концов, не всё ли мне равно? (с)
Риторическое восклицание фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облака не подняться! (И.Крылов)