Духовно-нравственное воспитание современных школьников Баранова Е.И., методист кафедры теории и методики воспитания ПОПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков г. методист Бирюкова Н. В.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Авторы: А.Я. Данилюк. А.м. Кондаков. В.А. Тишков..
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков.
Транксрипт:

Духовно-нравственное воспитание современных школьников Баранова Е.И., методист кафедры теории и методики воспитания ПОПКРО

Актуальность В воспитании человека нового осевого времени (эпохи информационного общества) духовность и нравственность, без сомнения, выступают ключевыми понятиями. И.А. Колесникова Пространство духовно-нравственного воспитания – пространство жизнедеятельности школьников, педагогически организованное на началах российской духовности и общечеловеческой нравственности. А.М. Кондаков

Этика (от греч. и лат. «нрав») или мораль – учение о нравственности (энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона); Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений (Википедия) Нравственность - потребность и способность человека в своем поведении руководствоваться требованиями общественной морали и своей совести, в основе которых лежат духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также нравственные ценности и идеалы, выработанные и отобранные человеческим опытом предшествующих поколений Нравственность

Поиск Бога и высшего смысла жизни,… обращение себя к Богу как идеалу и совершенству, ощущение в себе Сына Божьего, измерение себя божественным критерием. И.Ф. Гончаров Человеческое в человеке. В. Франкл Способность к самосознанию. Э. Фромм Стремление к самореализации через деяния для других. В.А. Бачинин Форма жизнедеятельности человеческого духа, которая проявляется в способности сохранять человеческое в человеке, в стремлении к истине, добру, красоте путем самосовершенствования. Л.Н. Гумилев Настоящая духовность есть стремление к духовности, переживание неудовлетворенности собой, преодоление противоречий, борьба между эгоистичными и бескорыстными побуждениями. Е.О. Галицких Духовность

Взаимосвязь понятий «нравственность» и «духовность» Нравственность является сущностью одухотворенного человека. Л.Н. Толстой Духовность есть нравственно-ориентированные воля и разум. Л.М. Лузина Нравственность есть выражение духовности, которая помогает личности устоять против негативных воздействий. Л.А. Харисова Нравственность – одно из проявлений духовности. И.А. Соловцова Нравственность – доказательство бытия Божия. Э. Кант Формирование нравственных ориентаций содействует общему духовному развитию ребенка. Н.Е. Щуркова

Из опыта построения процесса духовно- нравственного воспитания детей Воспитание призвано формировать у детей нравственные ориентации, этические умения, способность осмысливать нравственные отношения к жизни ( Н.Е. Щуркова, курс «Нравственные основы жизни человека) Нравственное воспитание должно быть направлено на формирование нравственных знаний, убеждений и накопление нравственного опыта поведения, отношений с окружающими (А.И. Шемшурина «Уроки этической грамматики»)

Из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей Базовые национальные ценности : патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество

Процесс обретения духовности путем личностно-необходимого поиска, открытия, принятия или отвержения ценностных ориентиров, идеалов и жизненных целей. Процесс приобщения к духовности путем актуализации духовных потребностей и нравственных ценностей. (Е.О. Галицких) Современный национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (Из Концепции) Двусторонний характер процесса духовно-нравственного становления личности

Сферы формирования качеств личности Сфера познания (знания, понятия, интеллектуальный потенциал, интересы) Эмоционально-ценностная сфера (впечатления, чувства и переживания, суждения, убеждения, ценностные ориентации и отношения) Поведенческая сфера (проявление знаний, убеждений и отношений, нравственный выбор, поступки)

Задачи духовно-нравственного воспитания помощь ребенку в накоплении истинных знаний о тех или иных качествах и их проявлениях; содействие формированию ценностного отношения к нравственным качествам как к осознанной необходимости и неприятия безнравственности, бездуховности; создание условий для нравственного выбора, для проявления нравственных, духовных качеств.

Ценностно-ориентационные формы организации воспитания «Собранье пестрых дел» Н.Е. Щурковой Ценностно-смысловой диалог Е.Н. Барышникова Картотека форм нравственного воспитания учащихся Е.И. Ромашковой Уроки нравственности А.А. Лиханова и А.И. Шемшуриной Цикл классных часов «Нравственные вершины человечества» И.В. Бабуровой Формотека классных дел гуманистической направленности (авторский коллектив псковских педагогов)

Методы построения воспитательного взаимодействия Метод полилога Метод передачи настроения, чувств Метод примера Методы гуманистической педагогики Метод реплики Есть только два пути воспитания: путь требований и наказаний и путь взращивания внутреннего достоинства. Второй путь благороднее и надежнее (Симон Соловейчик)

Критерии нравственности и духовности Критерии нравственности Нравственное сознание Ценностное отношение Нравственное поведение Критерии духовности (Е.О. Галицких) Потребность поиска смысла жизни, своего предназначения, призвания, цели собственного бытия Способность искренне и бескорыстно относиться к людям, любить их и жизнь Принятие самосовершенствования как стиля жизнедеятельности

Критерии духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Поступки и суждения в ситуациях выбора, способы регулирования взаимоотношений с окружающим миром, особенности продуктов творчества (идеалы, ценности, ценностные ориентации и отношения личности, ценностно-ориентационная деятельность). И.А. Соловцова сформированность так называемой универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше» (критерий личностного развития); сформированность у школьника российской гражданской идентичности (критерий социального развития). А.М. Кондаков

Организация духовно-нравственного воспитания и развития осуществляется на основе: нравственного примера педагога социально-педагогического партнерства индивидуально-личностного развития интегративности программ духовно-нравственного воспитания социальной востребованности воспитания Из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.)

Ступени духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (из Концепции ) Семейное воспитание Воспитание на этнокультурных традициях малой родины (родного села, города, района, области, края, республики) Воспитание на культурных и духовных традициях многонационального народа РФ Воспитание на ценностях и достижениях мировой культуры Российская гражданская идентичность – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина

Источники воспитания (по Е.О. Галицких) Эмпирическая действительность Философия Наука Искусство Религия

Из Концепции Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. – Соловцова И. Духовное воспитание. Стереотипы, проблемы, парадоксы // Воспитательная работа в школе. – Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика. – Мн., Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М., Бабурова И.В. Нравственные вершины человечества. – Смоленск, Галицких Е.О. Духовное развитие личности. – Киров, Лузина Л.М. Социальное и духовное в воспитании человека // Заместитель директора по воспитательной работе. – Харисова Л.А. Религиозный аспект в содержании образования. – М., Литература

«Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас – не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества)» А.И. Солженицын