Киреева Наталья Анатольевна учитель-логопед первой категории. 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю.
Advertisements

L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОУ «ГИМНАЗИЯ 76» ТАНЦЕВА Н.А. Речевая готовность детей к школе.
МБОУ СОШ 6 п. г. т. Зеленоборский УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КОНОПЛЁВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Речевая готовность детей к школе.
Корытко Наталья Викторовна учитель-логопед высшей категории МОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа»
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
L/O/G/O Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Журавлик» «Роль фонематических процессов в подготовке.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
МБОУ СОШ 1 Левокумского муниципального района Ставропольского края.
Шаракукеньева Татьяна Юрьевна учитель-логопед МДОУ 82 «Семицветик» г.Карталы.
ДС 250 Речевая подготовка детей к школе. Солдатенко
Лесникова Т.А., Глымбоцкая Т.В. учителя-логопеды МОУ «Гимназия» г. Сертолово.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Критерии: 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: учитель – логопед: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель - логопед МАОУ СОШ 2, Г. Покачи.
Титова Светлана Викторовна учитель-логопед МБОУ ООШ
Воспитатель: Волкова Е.П год. Выделяются разные виды готовности к школе: Психологическая готовность Физическая готовность: состояние здоровья, физическое.
Учитель-логопед: Убликанова Н.Н.. Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Транксрипт:

Киреева Наталья Анатольевна учитель-логопед первой категории г.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Правильное произношение всех звуков. Умение различать звуки речи на слух. Владение элементарными навыками. звукового анализа. Словарный запас. Сформированность грамматического строя речи Связную речь. Речевую коммуникацию. Мелкую моторику рук.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена к 5-6 годам, он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

умение выделять начальный гласный звук из слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауди»; анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков в слове называть слова на заданный звук. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно- ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.

К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать не большие по объёму, не знакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), лексика (полнота использования лексики), грамматика (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли,

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Попробуйте по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы по многу раз.

Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова Звуковой анализ - расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности Синтез - сочетания звуковых элементов в единое целое.

Виды ошибок при чтении и письме

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте ( методика Ткаченко Т.А.)

Использование специальных символов: обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком) усиливает речевые кинестезии улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; расширяет поле готовности детей к обучению грамоте.

Зрительные символы гласных звуков можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука

Зрительные символы согласных звуков Г Т П Б Х Н П М С В Ф Д

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную. Причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом

Варианты игр с символами: Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

Игра «Поймай шпиона»

Игра «Магазин»

Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Игра «Рассели картинки в дома»

Игра «Найди место картинке»

Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков» пила батон сумка диван зима насос сила куртка газон

Игра «Пишем символами»

Игра «Новое слово»

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Начало слова Середина слова Конец слова СХЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ ЗВУКА В СЛОВЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА

ЗНАЧЕНИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Слоговой анализ позволяет более эффективно овладеть звуковым анализом слова: слово слог звук.

Ребёнок должен знать, что СЛОВО делится на СЛОГИ (ЧАСТИ); Количество их разное и расположены они в определённой последовательности; В слове столько слогов, сколько гласных звуков; В слове всегда один слог – ударный.

Развитие анализа структуры предложения включает умение : -Определять количество слов в предложении; -Их последовательность; -Место слова в предложении.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.

Любой из нас пришел на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всем при этом Должны мы научиться говорить! Риторика в основе мирозданья Стоит на протяженье долгих лет, Между людьми взаимопониманье, Избавило бы мир от многих бед!