Рабочая программа педагога дошкольной образовательной организации Трапезникова О.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 1 «Колокольчик» Г.Новоалтайск 2014
Что такое рабочая программа ? Рабочая программа – это нормативный документ, определяющий ценностно – целевые ориентиры и представляющий собой комплекс условий и средств взаимодействия с детьми конкретной группы. Рабочая программа входит в вариативную часть образовательной программы ДОУ.
Значимость разработки рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных организаций ( в соответствии с нормой закона « Об образовании в РФ », ст.48 п.1 « Обязанности и ответственность педагогических работников » - педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой ). вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных организаций ( в соответствии с нормой закона « Об образовании в РФ », ст.48 п.1 « Обязанности и ответственность педагогических работников » - педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой ).
Рабочая программа педагога ДОУ : - является внутренним образовательным стандартом, обеспечивающим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с конкретными детьми ; - основание для лицензирования, аттестации, аккредитации ДОУ, аттестации педагога. - является обязательным к разработке и исполнению нормативным документом ; - является основанием для оценки качества образовательного процесса.
Кто разрабатывает программу ? Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения Рабочую программу разрабатывают ( составляют ) педагоги ДОУ первой,1 и высшей категории самостоятельно, педагоги без категории – под руководством зам. зав. по ВМР или ст. воспитателя.
Титульный лист Полное название дошкольной образовательной организации ; Полное название дошкольной образовательной организации ; « Утверждаю : заведующий …»; « Утверждаю : заведующий …»; Принято на заседании педсовета, дата, протокола ; Принято на заседании педсовета, дата, протокола ; Название ; Название ; Возрастные группы ; Возрастные группы ; Должность, квалификация ; Должность, квалификация ; Ф. И. О. педагога ; Ф. И. О. педагога ; Год Год
Цель Рабочей программы Определение образовательного содержания, ориентированного на достижение целевых ориентиров и планируемых результатов относительно условий образовательного учреждения.
Задачи создания рабочей программы конкретизировать содержание, объем, порядок освоения с учетом требований ФГОС, целей, задач и особенностей образовательного учреждения и детей; представить практическую реализацию федерального государственного образовательного стандарта при освоении содержания образовательных областей; конкретизировать планируемые образовательные результаты, целевые ориентиры, продвижение и достижения каждого ребенка.
Рабочая программа– это совокупность учебно- методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогами ОУ на основе методических разработок и примерных программ, рекомендованных МОиН РФ, ФГОС а также авторских программ с учетом целей и задач дошкольного образования РП должна показывать конкретный путь достижения целей через разворачивание содержания образовательных областей На основе каких документов составляется рабочая программа?
Структура рабочей программы Программа включает три основных раздела : Целевой раздел ( пояснительная записка : цели, задачи, принципы, подходы, значимые характеристики ( особенности развития детей ); планируемые результаты освоения ( целевые ориентиры ) Содержательный раздел ( описание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, формы, способы, методы реализации Организационный раздел ( материально - техническое обеспечение программы, распорядок и / или режим дня, особенности организации развивающей предметно - пространственной среды )
1. Целевой раздел Включает в себя : - пояснительную записку - планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать : цели и задачи реализации Программы ; принципы и подходы к формированию Программы ; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Цель рабочей программы Она должна быть диагностична, проверяема, сформулирована конкретно ; должна быть понятна, доступна и принята участниками образовательных отношений - членами педагогического коллектива и родителями как основными социальными заказчиками и партнерами.
Задачи ОП Задачи - это конкретизированные или более частные цели, это шаги для достижения цели. Задачи также должны быть конкретными, проверяемыми и отражать специфику образовательной деятельности конкретного учреждения, особенности регионального компонента образования, социального окружения. Формулировку целей и задач целесообразно начинать с глаголов неопределенной формы : выяснить, выявить, обеспечить, обосновать, провести, определить, создать, способствовать развитию..; приобщать..; поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности и т. п.
Принципы рабочей программы Через формулировку принципов формирования и реализации программы разработчикам важно показать основные принципиальные особенности, подходы и ключевые моменты организации образовательной деятельности конкретного ДОУ, а не просто переносить из психолого - педагогической литературы и фиксировать сложившиеся принципы дидактики общего и дошкольного образования.
Значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики: Разработчики программы прописывают возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей конкретного детского сада, группы : особенности физического психического здоровья детей с особенностями развития, особенности развития детей с различными национальности и т. д. приоритетные направления деятельности специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;
Планируемые результаты освоения программы Важно прописывать компетентностные характеристики, которые будут отражать конкретные результаты развития и достижений ребенка и динамику развивающего пространства ДОУ (целевые ориентиры)
Пояснительная записка - Почему выбрана эта тема ? - Насколько эта тема актуальна для ваших детей, для Вас и вашего ДОУ и нашего региона ? - Какие нормативно - правовые документы легли в основу разработки программы ? - Цель и задачи - Концепцию, заложенную в содержание программы, а также отличительные особенности РП по сравнению с остальными программами, обоснование выбора УМК для реализации РП - Особенности развития детей - Планируемые результаты Срок реализации программы
2 раздел Содержательный 2.1. Описание образовательной деятельности Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности ( календарно - тематический план )
Календарно - тематический план Содержание может быть представлено в текстовой или табличной форме или объединено с планированием. (дата, тема, цель(содержание), пространственное планирование) Содержание курса может быть представлено перечнем разделов с указанием тем в каждом разделе. В содержании учебного курса должно быть указано общее количество часов в год, необходимых для освоения содержания. Образовательная деятельность по освоению образовательной области может быть представлена перечнем тем игровых и познавательных детско-взрослых проектов. Содержание реализуется в процессе детских видов деятельности
2 раздел Содержательный 2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик При проектировании этого раздела важно отразить технологии, методы, способы, которые используются в конкретном образовательном учреждении, а не существуют вообще в практике дошкольного образования. Например : при организации образовательного процесса в группах младшего возраста используется технология М. Монтессори ; педагоги организуют игровую деятельность по технологии Н. Коротковой и Н. Михайленко ; с детьми старшего дошкольного возраста реализуются совместные проекты с родителями ; социально - эмоциональное развитие детей осуществляется в соответствии с программой « Мой мир » и т. д.
2 раздел Содержательный 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы Учитывая, что основной идеей ФГОС дошкольного образования и соответственно содержания образовательной программы, является идея позитивной социализации, важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование у детей уверенности в себе и своих силах ; желания и стремления детей быть успешными и необходимыми ; готовности и способности проявлять инициативу и творчество.
2 раздел Содержательный 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В каждом образовательном учреждении практикуются свои наработанные способы взаимодействия с семьями воспитанников. В образовательной программе прописываются способы взаимодействия, которые отличают конкретное учреждение : использование ИКТ технологий ( мультимедео, фоторамки, видеозаписи и т. д.), проведение интерактивных мероприятий ( брифингов, конференций, форумов и т. д.), организация клубов по интересам. Важно, чтобы было не просто перечисление форм взаимодействия, а представление особенностей этого взаимодействия в рамках конкретного учреждения.
2 раздел Содержательный календарно – тематический план вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы способы и направления поддержки детской инициативы взаимодействие с семьями воспитанников важно ориентироваться на содержание, обозначенное во ФГОС и содержание примерных программ, которые выбраны ДОУ и реализуются в образовательном процессе ( календарно - тематическое планирование ).
3 раздел Организационный Описание материально - технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, Место реализации программы в режиме дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ; Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
4 раздел Краткая презентация Программы Эта часть программы ориентирована на родителей ( законных представителей ) детей и поэтому должна быть понятна и доступна для ознакомления.
4 раздел Краткая презентация Программы В краткой презентации Программы должны быть указаны : 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей ; 2) используемые Примерные программы ; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Презентация должна быть выставлена на сайте ДОУ, может быть представлена в виде слайдов, буклетов, информационных стендов
Творческих успехов и оптимизма ! КГБОУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования Адрес: г. Барнаул, пр. Социалистический, 60. Тел.: (3852) Тел./факс: (3852) Наш адрес в Интернете: