ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Толстикова О. В., доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО СО « ИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные образовательные технологии. Педагогическая система Содержание Организация: - виды - формы Цель Деятельность - технологии Деятельность Результат.
Advertisements

ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е.В. Должность: старший воспитатель.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
26 января 2011 года Единый методический день Хафизов В.М., заместитель директора Сигаевской школы.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
Технология как способ развития качества образования.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
ПРОГРАММА МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ Сущность, смыслы, специфика.
Понятие «технология». Признаки и виды технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
«Современные образовательные технологии в образовательном процессе по иностранным языкам» (из опыта работы учителей ИЯ МОУ СОШ 133)
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Современные образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?"
Транксрипт:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Толстикова О. В., доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО СО « ИРО

КАКОВЫ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ОТПРАВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ? Принято считать, что технологические процессы ( в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам ) должны быть высоко эффективными. Поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят о переходе к технологии. « Как гарантировать достижение результатов воспитания, обучения ?» « Как повысить эффективность образовательного процесса ?»

СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ выражается в организации индивидуально - ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования, творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ « Технология » происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон. Дословно технология - это наука о мастерстве. «…. универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию ». Я. А. Каменский

ЯДРО ТЕХНОЛОГИИ Результат Средства, правила их использования Цель

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРМИНА « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ » Период СрокиХарактеристика I этап до середины х годов XX века Появление термина « технология в образовании » связывают с распространением в школах разнообразных технических средств, первых программ аудиовизуального обучения - он обозначал достижения инженерной мысли в учебном процессе, благодаря использованию различных технических средств представления информации. II этап середин 50- х -60- х годов XX века От понятия « технология в образовании » происходит переход к « технологии образования », под которой стали подразумевать научные описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Теоретической базой такого перехода стала идея программированного обучения, характерными чертами которого были четкое описание учебных целей и последовательная процедура их достижения. III этап 70- е годы XX века В этот период технология учебного процесса разрабатывается на основе системного подхода, а под педагогической технологией понимают изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники. IV этап Начало 80- х годов XX века Характеризуется применением в обучении не только новейших технических средств ( компьютеров, дисплейных классов ), но и построением на этой основе интерактивных технологий.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЭТО : совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих реализовать поставленные образовательные цели ( Российская педагогическая энциклопедия ) педагогическое мастерство, содержательная техника реализации учебного процесса, которая должна гарантировать достижение поставленных целей. ( В. П. Беспалько ) искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния ( В. М. Шепель ) оптимальный способ действия ( достижения цели ) в заданных условиях ( А. М. Кушнир ) закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности гарантированного результата, это имеет место при традиционных методиках воспитания и обучения ( В. А. Сластенин )

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ЭТО : продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению педагогического процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для педагога и детей ( В. М. Монахов ) систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования ( ЮНЕСКО ) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей ( М. В. Кларин )

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ гарантированное достижение педагогического результата и в процессе образования, и в являющемся его частью процессе обучения.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ( научная база технологии, те психолого - педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент ) СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( цели и содержание обучения и воспитания ) ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( формы, методы, средства, условия организации учебно - воспитательного процесса, результаты )

ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Существенные характеристики педагогической технологии ( по Шамовой Т. И.) Существенные характеристики педагогической технологии ( по Шамовой Т. И.) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая, философская позиция ; технология разрабатывается согласно целевым установкам, имеющим форму конкретно ожидаемого результата, выстраивается технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций ; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, в которой должна присутствовать оптимальная реализация человеческих и технических возможностей ; планирование должно быть поэтапным, и последовательное во ­ площение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым педагогом, кроме того, должна присутствовать гарантия достижения планируемых результатов ( например, ФГТ ) всеми детьми ; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности детей.

ПРИЗНАКИ, ПРИСУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЗНАКИ диагностическое целеобразование результативность ( эффективность ) поэтапная проектируем ость ( алгоритмичность ) экономичность ( оптимальность ) целостность ( системность ) научность ( концептуальность ) новизна ( современность ) визуализация корректируемость воспроизводимость процесса управляемость

ОТЛИЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ : воспроизводимость, жесткий алгоритм действий, устойчивость результатов, отсутствие многих « если »: если талантливый педагог … если способные дети … если хорошие родители …

ПУТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено на обучением деятельностью Меняется содержание образования : не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. Изменяются формы взаимодействия педагогов и детей. На смену традиционным приходят формы активного обучения : игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т. д. Изменение целей, содержания и формы обучения существенно влияют на характер общения педагога и ребенка, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в поступках, свобода в выборе, положительный эмоциональный фон – все это становится доминантой отношений.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Деятельностная активность Индивидуализа ция Свобода личного выбора Рефлексивность Партнерское взаимодействие

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Принцип деятельностной активности Заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Обучающийся становится субъектом деятельности благодаря тому, что он включается в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, в совместный коллективный поиск решений научных и практических задач.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Принцип индивидуализации деятельности Направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации каждым ребенком целей образования. В содержание принципа индивидуализации входят доступность, последовательность, целостность обучения, реализация которых возможна путем структурирования содержания.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Принципы рефлексивности, партнерского взаимодействия, свободы личного выбора Определяют условия для творческого подхода к организации взаимоотношений между педагогом и детьми

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В основании классификации - системно - деятельностный подход А. И. Иваницкий, А. Лисина, П. И. Самойленко Группы технологий Т. И. Шамова технологии проблемного обучения ; технологии развивающего обучения ; технологии дифференцированного обучения ; технологии концентрированного обучения ; технологии модульного обучения ; технологии, построенные на основе дидактических игр ; технологии активного ( контекстного ) обучения. личностно ориентированные технологии обучения ; технология разноуровневого обучения ; адаптивная система обучения ; технология модульного обучения ; личностно ориентированные технологии воспитания ; технологии, построенные на принципах системно - деятельностного подхода в организации обучения.

Классификация по сущностным и инструментально значимым свойствам (Г.К.Селевко) по ведущему фактору психического развития биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии по научной концепции ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт технологические, интериоризаторские, технологии нейролингвистического программирования, суггестивные по ориентации на личностные структуры информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально- нравственные, технологии саморазвития, эвристические; по характеру содержания образования обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, от­ раслевые, предметные, частно-тематические по характеру структуры монодидактические и полидидактические

Классификация по сущностным и инструментально значимым свойствам (Г.К.Селевко) по типу организации и управления познавательной деятельностью обучения с помощью учебной книги, система « малых групп », компьютерное обучение, система « репетитор », « программное обучение » и др. ( постоянно появляются новые технологии по непосредственному отношению к ребенку в процессе обучения ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт технологические, интериоризаторские, технологии нейролингвистического программирования, суггестивные по ориентации на личностные структуры авторитарные, личностно ориентированные, гуманно - личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания ; по категории обучающихся массовые ( традиционные ) школьные технологии, технологии продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, виктимологические технологии, технологии работы с отклоняющимися детьми по способам, методам и средствам обучения догматические, репродуктивные, объяснительно - иллюстративные технологии, технологии программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие технологии

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ новые педтехнологии обеспечивают саморазвитие ребенка и педагога, творческую активность и широкое введение методических инноваций в педагогический процесс ; особое внимание при проектировании педтехнологий уделяется интеграции учебной, познавательной, организационной, методической деятельности со стороны педагога в рамках единого педпроцесса ; ведущим принципом в проектировании педтехнологии является и должна быть активность самого ребенка, что предъявляет новые требования к мотивации деятельности, готовности будущего ученика ; качественно новое понимание и многоаспектная реализация принципа наглядности, предусматривающая методы познавательной деятельности ; сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной деятельности. В. М. Монахов

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ необходимость внедрения системно - деятельного подхода ; потребность в осуществлении личностно ориентированного взаимодействия, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний ; возможность проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, обеспечивающих гарантированные результаты педагогического процесса и снижающих негативные последствия работы малоквалифицированного педагога. В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ В каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении внедрение педагогических технологий определяется и детерминирует ­ ся социокультурными ценностями, принятыми в обществе, в конкретном образовательном учреждении, конкретными педагогами. Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педтехнологий в дошкольном учреждении, должен служить принцип ориентации на современные и прогнозируемые потребности личности педагога и ребенка, дошкольного воспитания и образования, региона, общества в целом.

ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ НЕОБХОДИМО : первоначальное накопление новых технологий, стихийные эксперименты, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познавательной, творческой деятельности детей ; систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов ; формирование нового видения социально - педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности ; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе ; создание научно - методического обеспечения обновления содер ­ жания педагогического процесса и педагогических технологий.

Технология игрового обучения : создание творческой атмосферы обучения творчеству ( Б. П. Никитин ) Технология обучения детей : раннего возраста – сенсорное развитие, формирование общих сенсорных способностей ( Л. А. Венгер и др.) Технология развивающего обучения дошкольников ( В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин ) Технология обучения чтению ( Н. А. Зайцев ); Классическая технология обучения детей дошкольного возраста ( Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова ) Технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности ( М. В. Крулехт ).

ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕОБХОДИМО : Первоначальное накопление новых технологий, стихийные эксперименты, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познавательно - речевой, продуктивной и др. деятельности детей. Систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов. Формирование нового видения социально - педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности. Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе. Создание научно - методического обеспечения обновления содержания педагогического процесса и педагогических технологий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Дайте современную интерпретацию понятия « педагогическая технология ». Кем из ученых - педагогов впервые была высказана идея о том, что обучение должно стать « техническим »? Почему именно программированное обучение стало базисным основанием педагогической технологии ? Назовите структурные компоненты педагогической технологии. По каким признакам мы можем определить, что наша деятельность стала технологичной или что мы разработали какую - то новую технологию ? В чем заключается отличие педагогической технологии от методики ? Охарактеризуйте подходы к классификации педагогических технологий. Выделите побудительные причины, порождающие возникновение и практическое использование педагогических технологий в современных условиях.