С РАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГТ И ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К О СНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 12» Мельниченко Н.А.
О БЛАСТИ СРАВНЕНИЯ Цели и задачи реализации Принципы реализации Требования к структуре и объему образовательной программы Требования к содержанию образовательной программы Требования к результатам освоения.
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований» «Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ» «Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями ФГТФГОС
Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Цели: 1. повышение социального статуса ДО 2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО 3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения 4. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО Задачи: определены п.1.6. Стандарта их 9. ФГТФГОС ДО
П РИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ - принцип интеграции образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип развивающего образования; -сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество организации с семьёй. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Возростная адекватность дошкольного образования Учёт этнокультурной ситуации развития детей. ФГТФГОС ДО
Определяют: 1. СтруктуруООП ДО, то есть объем и соотношение частей. 2. Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стандарт включает в себя требования к: 1. Структуре Программы и ее объему; 2. Условиям реализации Программы; 3. Результатам освоения Программы. ФГТФГОС
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание дошкольного образования состоит из 10 образовательных областей: "Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: o физическому, o социально-личностному, o познавательно-речевому, o художественно-эстетическому. Содержание Программы должно охватывать 5 следующих образовательных областей: o социально- коммуникативное развитие; o познавательное развитие; o речевое развитие; o художественно - эстетическое развитие; o физическое развитие. ФГТ ФГОС ДО
Т РЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: 1. игровой 2. трудовой 3. коммуникативной; 4. познавательно- исследовательской 5. музыкально-художественной; 6. продуктивной; 7. чтения; 8. двигательная Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: 1. двигательная (активность): 2. игровая; 3. самообслуживание и элементарный бытовой труд; 4. восприятие художественной литературы и фольклора; 5. коммуникативная; 6. познавательно-исследовательская; 7. конструирование из разного материала; 8. музыкальная; 9. изобразительная ФГТФГОС
Т РЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из 2-х частей: - обязательной части (80%); - части, формируемой участниками образовательного процесса (20%). Объем обязательной части Программы должен составлять не менее: 60% от её общего объёма (ФГОС ДО или Примерная основная образовательная программа) а части, формируемые участниками образовательных отношений- не более 40% (парциальные программы). Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления. ФГТ ФГОС ДО
Н АПРАВЛЕННОСТЬ НА ДЕТЕЙ 3-7 лет Дошкольный возраст 2 месяца-7 лет o младенчество; o ранний возраст; o дошкольный возраст ФГТФГОС
П РЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования ФГТФГОС
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ Интегративные качества: Физически развитый, овладевший основными КГН; Любознательный, активный: Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и (личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Целевые ориентиры (пункт 6): -ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, взаимодействует со сверстниками и взрослыми: - ребёнок обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам и социальным нормам: - ребёнок проявляет творческие способности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок хорошо владеет устной речью; - ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены и др. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. ФГТФГОС ДО
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса» Программа включает три основных раздела: целевой содержательный организационный В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений ФГТФГОС
Ц ЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ П РОГРАММЫ 1. Пояснительная записка: цели и задачи программы; принципы и подходы к формированию программы; значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 2. Планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
С ОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ П РОГРАММЫ Содержательный (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей) а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
С ПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Х УДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ » года: По указанию ребенка создавать для него изображения или лепку, другие изделия Содержать в открытом доступе изобразительные материалы Поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка года: Всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла лет: Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку лет: Устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ Организовывать концерты для выступления детей и взрослых
О РГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ П РОГРАММЫ o описание материально-технического обеспечения Программы, o обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, o распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, o особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления): o возрастные и иные категории детей на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ; o используемые Примерные программы; o характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
П РЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГТ И ФГОС ДО Внутреннее единство главных принципов образования (отличия - в формулировках и смысловых нюансах); сохранение вариативности дошкольного образования; ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу; 2 части ООП: обязательная и вариативная; реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду; учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка и родителей; комплексный подход; основное содержание разделов; основные виды детской деятельности; образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми и в самостоятельной деятельности; основные принципы построения предметно-развивающей среды.
Разработчики ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ выступают против одной (единой) программы! Должна быть возможность выбора! Основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !