Лидер и лидерство из цикла «Инструменты личной и профессиональной эффективности руководителя и педагога ОУ» Гайнутдинов Р.М. доцент каф. менеджмента ГОАУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лидерство Тема 12. План Понятие лидерства Отличие менеджера от лидера Подход к лидерству с позиции личностных качеств Поведенческий подход к лидерству.
Advertisements

Нравственные принципы взаимоотношения руководителя и подчиненного. Стили и методы руководства Презентацию подготовили: Полякова Дарья; Камаева Наталья;
Влияние – это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Лидерство СПбГПУ ФЭМ ЭММ Автор: д.э.н., проф. Козлов А.В. Каф. ЭММ г.
ДУГЛАС МАКГРЕГОР: ВКЛАД В МЕНЕДЖМЕНТ. Дуглас Мак-Грегор родился в 1906 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском универ­ситете, в течение нескольких.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
И.В.ПоповкинКурс менеджмента1 ТЕМА 9 Лидерство в организации.
МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера». Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Лидерство
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 1. Понятие лидерства, типы отношений лидерства 2. Концепции лидерства 3. Стили руководства.
Лидерство и стили руководства. Лидерство – это проявление власти, способность влиять на поведение других людей Руководите- ля над подчинён- ными Подчинённых.
« Работа вместе, а не работа рядом ». « Работа вместе, а не работа рядом »
Психолог: Зонова В.Ю.. Менеджмент- по-русски «управление». Менеджмент – это умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Выполнил : Студент 2 курса 1 группы ОТДЕЛЕНИЯ « МЕНЕДЖМЕНТ » Абуханов Мурад 1 Кафедра « менеджмент »
Власть и влияние
Транксрипт:

Лидер и лидерство из цикла «Инструменты личной и профессиональной эффективности руководителя и педагога ОУ» Гайнутдинов Р.М. доцент каф. менеджмента ГОАУ ИРО, к.пс.н.

Актуальность лидерства в управлении ОУ Управление сегодня не может быть не инновационным; Это положение действительно не только для коммерческих структур, где усиливающаяся конкуренция требует постоянных изменений, но также и для ОУ; Школа может стать базой позитивных изменений в стране, но может «законсервировать» сложившуюся ментальность человеческого капитала в России; Речь не о том, чтобы сделать изменения самоцелью, а о том, что необходимость перемен должна быть осознанна, принята педагогами и выработаны направления изменений, методы, стимулирующие необходимые инновации в коллективах; А для этого руководители должны стать лидерами; Хотите быть лидером – учитесь управлять процессом изменений;

Лидерство Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический; Лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становиться лидером; Навыки лидерства м.б. развиты посредством накопления опыта, обучения и рефлексии; Эффективность лидерства зависит в первую очередь от соответствия лидера, подчиненных и ситуации; В некоторых ситуациях лидерство не имеет серьезного значения; «Какие бы абсурдные требования мы ни предъявляли к будущим управленцам, их характер для нас важнее, чем образование, т.к. управление прежде всего связано с взаимоотношениями между людьми» (гл.ред.BCG Томас Тил)

Признаки и качества лидера 1. Поиск союзников и наличие последователей: «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» (Н.Макиавелли). Рекомендации от Черчилля: Устанавливать отношения задолго до того, как в них появляется потребность Фокусируйтесь на многообразии: чем шире ваша база контактов, тем шире ваш диапазон влияния Система личных связей должна быть взаимовыгодна для всех

2. Установление здоровых взаимоотношений с подчиненными расширяет возможности лидера Грамотно взаимодействуя с окружающими, можно даже влиять на тех, кому вы формально подчиняетесь. В результате у лидера появляется больше возможностей для смелых поступков; 3. Умение вдохновлять отличает эффективного лидера от неэффективного: «Если вы хотите построить корабль, не стоит созывать людей идти в лес, валить деревья, распиливать их, соединяя полученные доски. Вместо этого их нужно просто научить мечтать о море» (А.де Сент-Экзюпери)

4. Настоящий лидер отличается от заурядного руководителя тем, что он знает, куда идти, и умеет собрать под свои знамена нужных людей, перетянуть на свою сторону влиятельных сотрудников; Отношения с людьми нужно холить и лелеять, иначе они зачахнут. Это настоящая и довольно тяжелая работа 5. Умение мыслить стратегически, подняться «над полем» и обозреть ситуацию «с балкона» относится к одним из важнейших качеств лидера

5. Смелость, исходящая от лидера, передается окружающим. Это одно из основных качеств эмоционального лидера Дорога к эффективному лидерству устлана победами над собственными страхами, преодоление которых является важнейшим этапом становления лидера. 6. Напрямую связанное с храбростью и также необходимое каждому лидеру – это уверенность в собственных силах. В известном смысле лидер устанавливает стандарт, на который равняются все остальные

П.Друкер Что же означает «быть настоящим лидером», если это не харизма и не определенное сочетание черт характера? Умение быть лидером – это прежде всего работа. Большинство лидеров – трудоголики» У.Черчилль: «Без значительных усилий невозможен даже незначительный успех»

ЛИДЕРСТВО: ПОЗИЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Лидерство - ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности.

ЛИДЕРСТВО: ДИНАМИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Лидерство – процесс вовлечения членов группы в деятельность по достижению поставленной цели.

Менеджер делает вещи правильно, А лидер делает правильные вещи

Джек Уэлч (президент GE) Король менеджмента так образно и кратко отразил суть работы руководителя: «Моя работа – ходить вокруг клумбы с лейкой в одной руке и мешком с удобрениями в другой и следить, чтобы все растения цвели и пахли» Рассмотрим поведенческие теории лидерства ( двумерные модели стилей руководства)

Теории руководства и лидерства Личностная теория лидерства Для руководителей характерен определенный набор личных качеств и навыков Поведенческие теории лидерства Теории «Х» и «У» Мак Грегора Автократический, демократический и либеральный стили Двухмерные трактовки стилей руководства Ситуационные теории лидерства Модель руководства Фидлера Теория жизненного цикла Херси и Бланшарда Теория «путь-цель» Хауса Модель принятия решений Врума-Йеттона

Континуум лидерского поведения по Р. Танненбауму и У. Шмидту Ис то чн ик полномочий Область свободы для последователей Использование власти лидером власть Лидер позволяет последователям действовать в рамках, определенных руководителем Лидер устанавливает рамки, просит группу принять решение Лидер представляет проблему, вислу- шиваит предло-жения и принимает решение Лидер представляет предвари- тельное решение, которое может быть изменено Лидер выдвигает идеи и инициирует вопросы Лидер «продает» решение Лидер принимает решение и объявляет о нем (Демократическое) Ориентированное на отношения Поведение лидера (Авторитарное) Ориентированное на задачу

Управленческая решетка Блейка-Моутон Высокая 9 Степень учета интересов людей Низкая Степень учета интересов производства Высокая 1,9 Управление в духе загородного клуба Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации 9,1 Власть - подчинение Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени 1,1 Обедненное управление Приложения минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации 9,9 Групповое управление Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми; взаимозависимость через общее стремление к организационным целям ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении 5,5 Организационное управление Можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей

Ситуационные теории лидерства

Типы готовности последователей (по Херси-Бланшару 1974 г.) Зрелость/готовность последователей Высокая СредняяНизкая R4R3R2R1 Способны и хотят или уверены в себе Способны, но не хотят или не уверены в себе Неспособны, но хотят или уверены в себе Неспособны и не хотят или не уверены в себе ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРУЕТСЯ САМИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПРАВЛЯЕТСЯ ЛИДЕРОМ

Стили поведения лидера и принятия им решений (по Херси-Бланшару) ПОВЕДЕНИЕ ЛИДЕРА Стили принятия решений Поведение ориентирован ное на взаимоотношения (Поддержка) S3 Делится идеями и выступает как фасилитатор при принятии решений S2 Объясняет решения и дает возможность для прояснения 1 Решение принимает лидер единолично 2 Лидер принимает решения после обсуждения и/или объяснения S4 Передает другим ответственность за решения и исполнения S1 Дает конкретные распоряжения и обеспечивает постоянный надзор за работой 3 Решение принимают последователи при поддержке лидера Поведение ориентированное на задание (Указание) 4 Решение принимают последователи

Основные формы поведения лидера, характерные для каждого стиля лидерства S1S2S3S4 Говорить Указывать Направлять Устанавливать «Продавать» Объяснять Прояснять Убеждать Участвовать Поощрять Сотрудничать Проявлять преданность Делегировать Наблюдать Отслеживать Завершать

Вероятность успеха при выборе стиля лидерства (по Херси-Бланшару) Тип готовности Вероятность успеха Высокая Низкая R1S1S2S3S4 R2S2S1S3S4 R3S3S2S4S1 R4S4S3S2S1

Как работать с разными типами если мы понимаем, что сотрудник относится к типу R4 – просто делегируем выполнение задачи; если R3 - обговариваем с сотрудником план действий, формы стимулирования; если R2 - оказываем поддержку, наставничество, обучение, вырабатываем чёткий план работы; если R1 - вырабатываем чёткий план действий, жестко контролируем факт выполнения. На это может уйти достаточно времени и сил, но вероятность, что задачи будут выполнены, а сотрудник перейдёт на другой уровень знаний и приверженности будет значительно выше

Современные теории лидерства

Лидерство – это функция: Личности (качеств личности и характера); Ситуации (частично постоянная, частично изменяющаяся); Группы (ценности, потребности, уровень готовности последователей). Л=f(л*c*г)

Законная власть Экспертная власть Референтная власть Власть, основан- ная на вознаграждении Контроль над положительными результатами Власть, основан- ная на принуждении Контроль над негативными результатами Положение в социальной структуре Контроль над полезной информацией Обладание привлекательными чертами характера Подчинение: Для поддержки изменений необходимо постоянное влияние Интернализация: Для поддержки изменений нет необходимости в сильном дополнительном влиянии ТИПОЛОГИЯ ВЛАСТИ

P (performance) – получение результата A (administration) – администрирование E (entrepreneurship) – предпринимательство I (integration) – интеграция ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА ПО И.АДИЗЕСУ

Краткое описание основных ролей по Адизесу Данные описания даны для руководителей, у которых одна роль ярко выражена, в то время, как другие роли почти не представлены. На практике такой профиль почти не встречается, описания даны для понимания каждой роли. В анализе и трактовке реальной личности заложены сочетания и степень представления всех 4-х ролей. Ни одна самая выдающаяся личность не сможет в равной степени блестяще выполнять все 4 функции

Производитель (получатель результата) Деятельность руководителя направлена на создание результатов, на проведение в жизнь своей линии. Для производителя важны четкая задача, цель, факты, цифры. Производитель в «чистом виде», когда данная роль ярко выражена, а остальные роли не представлены – это «рабочая лошадь». Приходит первым и уходит последним, всегда занят. Сотрудники не развиваются. Для руководителя характерно краткосрочное планирование. Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: знания о происходящем, технологий, политической и стратегической линий.

Администратор Создание информационных систем, систем бюджетирования, контроля. Оценка результатов, исследование и проверка вариантов решения задач, установление правил. Для Администратора важна цель, стратегия, порядок, нормы, правила. Администратор в «чистом виде» – бюрократ. Приходит и уходит по расписанию. Все бумаги убраны по местам. Сотрудники загружены работой в соответствии правилам. Обучение сотрудников по плану. Собрания проводятся по расписанию независимо от потребностей. Главное - задачи выполнить «правильно». Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: знания в области экономики, финансов, системы бухучета, знание законов и компьютерных систем

Предприниматель Создание нового, наработка идей, обновление, общее понимание технологий, оценка возможностей и угрозы со стороны окружающего сообщества. Предприниматель в «чистом виде» – авантюрист. Нет четкого расписания, но много идей. Собрания при возникновении новой идеи. Главное внимание – новым идеям. Характерна постоянна смена приоритетов. Нетерпеливость. Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: понимание главной концепции предприятия, знание маркетинга и технологий.

Интегратор Координирование, выработка общего мнения по вопросам цели и стратегии, планирование, обеспечение мотивацией, развитие и обучение сотрудников, повышение заинтересованности в работе, удовлетворенности. Для Интегратора важным является создание атмосферы в которой людям комфортно работать вместе. Обычно он многословен. Интегратор в «чистом виде» – соглашатель. Приходит и уходит со всеми, свою власть не показывает. Подчиненные диктуют ему свою волю. Для исполнения данной роли необходимыми качествами являются: знание психологии, стратегии, теории организации, умение разбираться во взаимоотношениях

Неэффективный менеджер (Р - - -) Эффективный менеджер (P a e i) Весьма эффективный менеджер (P a e I) «ФОРМУЛЫ» НЕЭФФЕКТИВНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА

СЛЕДСТВИЯ ТЕОРИИ АДИЗЕСА Человек не может одинаково эффективно реализовывать все функции менеджмента Наибольших успехов добиваются взаимодополняющие команды руководителей Один из основных навыков эффективного лидера – умение работать с непохожими на него людьми Навык работы с непохожими на тебя людьми можно развивать

Эмоциональное лидерство В последнее десятилетие в литературе по менеджменту появилось понятие эмоциональный лидер и эмоциональный интеллект ( г.г. Д.Голман). Некоторые авторы утверждают, что эмоциональная задача для лидера (руководителя) является «первичной, лучше даже сказать первостепенной, т.к. это не только основная, но и наиболее важная сторона лидерства»

Эмоциональный лидер Обратите внимание с какими лидерами люди предпочитают работать – скорее всего, они излучают оптимизм. Во многом именно поэтому лидеры с высоким эмоциональным интеллектом привлекают талантливых людей. И наоборот, лидеры, которые несут в себе негативный заряд, - раздражительные, обидчивые, деспотичные и холодные – отталкивают людей Проводятся тренинги на развитие эмоционального лидерства

Эмоциональный интеллект (ЭИ) Исследователи проанализировали 500 моделей развития лидерских навыков в международных компаниях. Для того, чтобы определить какие способности обусловливают выдающиеся показатели работы организаций, все умения авторы сгруппировали в 3 категории: чисто специальные навыки (знание бухгалтерии, педагогики…), когнитивные способности (например аналитическое мышление), и черты, свидетельствующие о высоком ЭИ (самосознание и способность управлять отношениями). Выявилось: в каждой организации есть свои особенности, тем не менее везде навыки ЭИ составляют подавляющее большинство важнейших отличительных черт лидера % в способностях, отличающих выдающихся лидеров от середнячков составляют навыки ЭИ

Содержание ЭИ Самосознание (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе); Самоконтроль (обуздание эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм); Социальная чуткость (сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность); Управление отношениями (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, командная работа и сотрудничество)

Удачи и успехов!

Удачи и новых свершений!