Системно-деятельностный подход в обучении биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Клетка Строение Митотический циклСтроение Митотический цикл Метаболизм Химическая организацияМетаболизмХимическая организация.
Advertisements

Тема презентации: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ 10 класс.
Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции.
Структура и функции Структура и функции клетки клетки Выполнили: учащиеся 10 «А» класса МБОУ СОШ 80 г. Владивостока Руководитель: Королева Л.П. учитель.
Задачи урока: 1.Учащиеся овладевают законом о согласованном действии множества систем, обеспечивающим превращение материи и освобождение энергии. 2. Формируем.
Ядро Лизосома Вакуоль Комплекс Гольджи Хлоропласты Митохондрии Эндоплазматическая сеть Клеточная стенка Хромопласт Сравнение эукариотов и прокариотов.
Тема 5 Строение животной клетки. Органоиды и части клетки Органоиды и части клетки (мембранные и немембранные компоненты). *Органоидами или органеллами.
Цитоплазма Гиалоплазма Клеточная мембрана Клеточный центр Ядро Пластиды Ядрышко Эндоплазматическая сеть Цитоскелет Лизосомы Жгутики и реснички Митохондрии.
КЛЕТКА Мембрана состоит из двух слоёв липидов и белков Двойной слой липидов.
Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Презентация Органоиды клетки 10 класс
Биология. 11 кл.. Что такое клетка? Клетка –это основная структурная, генетическая и функциональная единица всех живых существ. Клетка –это основная структурная,
Тема презентации: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ Селезнёв Пётр класс 10 Б.
Органоиды клетки. Органоидами (органеллами) называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие осуществление.
«Путешествие по животной клетке» Выполнила: Чёрная Екатерина 10 класс.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу.
Тема: Структура и функции клетки.. Клетка эукариотическая Клетка прокариотическая.
ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА И ЕЕ ОРГАНОИДЫ Работу выполнила учитель биологии МОУ Кабинетной средней общеобразовательной школы Афанасьева Н.В.
Тема урока: Строение клетки. Процессы на уровне клетки. Цель урока: Систематизировать знания о клетке.
Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Клетка является структурной и функциональной единицей живого. Для нее характерны все признаки живых организмов:
Транксрипт:

Системно-деятельностный подход в обучении биологии

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Он является универсальным. Деятельностный метод

. Решение проблемных творческих задач - главный способ изучения предмета.В основе деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Проблемные задачи.

Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Урок биологии в режиме системно- деятельностного подхода

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка на устные творческие вопросы., на уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблемы Урок в режиме системно- деятельностного подхода

П/П Отдел скелета млекопитающего Чем представлен? Урок биологии в 7 классе «Опорно- двигательная система млекопитающих

Скелет млекопитающего. п/п Отдел скелета млекопитающего Чем представлен? 1 Скелет головы Нижняя, верхняя челюсти, череп. 2 Скелет туловища Позвоночник, грудная клетка( ребра, грудина, грудной отдел позвоночника). 3 Скелет конечностей Передняя конечность( плечо, предплечье, кисть). Пояс передних конечностей ( лопатки и ключицы). Задняя конечность ( бедро, голень, стопа). Пояс задних конечностей( тазовый пояс). Урок биологии в 7 классе «Опорно- двигательная система млекопитающих

Лабораторная работа по теме «Голосеменные растения» Отделы растений Строение Питание Размнож ение Значение Отдел моховидные Отдел папоротниковидные Отдел голосеменные растения

Признаки сравнения ПресмыкающиесяПтицы Среда обитания Отделы тела Форма тела Покров тела Линька Способ передвижения Расположение конечностей Урок. «Среда обитания и внешнее строение птицы».

1 апреля - Международный день птиц. Орнитология – наука о птицах. Орнитологи- учёные, изучающие птиц. Птицы - группа высших позвоночных теплокровных животных, 9 тысяч видов. Птицы разнообразны по месту обитания, окраске, величине, но имеют сходные черты внешнего строения. Урок по теме «Птицы»

Отдел тела Особенности Голова Глаза- Ноздри- Клюв- Органы слуха- Шея Туловище Тело- Форма тела- Перья- Конечности Передние- Задние- Урок по теме «Птицы»

1. Зрительный анализатор 4 Восприятие звука 7. Рецепторы в улитке 10. Чувствитель ный нерв кожи 13. Осязательна я зона коры 2. Слуховой анализатор 5. Восприятие цвета, света 8. Рецепторы кожи 11. Зрительны й нерв 14. Слуховая зона коры 3. Осязатель ный анализатор 6. Восприятие боли, температур ы, давления 9. Рецепторы сетчатки 12. Слуховой нерв 15. Зрительна я зона коры В 8 классе можно провести по теме «Анализаторы», следующую работу

Какие рецепторы находятся в коже? Какие раздражения они воспринимают? Запишите и проверьте ответы по учебнику. Охарактеризуйте мышечное чувство человека ( функция, местоположение рецепторов в трудовой деятельности). Может ли анализатор слуха воспринимать свет, а анализатор зрения - слух? Почему? Вопросы на логику и мышление:

Почему у летучих мышей длина ушей почти равна длине тела, а у человека куда меньше? Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых отсутствие зрения и слуха? Докажите примерами. Ответь те на вопрос: каково значение особо высокой чувствительности вкусовых рецепторов к горькому? Почему мы различаем вкус квашеной капусты от вкуса лимона? Вопросы на логику и мышление

Укажите при повреждении каких оболочек глаза и отделов зрительного анализатора наступает слепота. Какие анализаторы участвуют в восприятии живописи, музыки, природных ландшафтов? Раздражение каких рецепторов помогает устранять ошибки зрения? Какие ощущения возникают при раздражении терморецепторов? Почему подготовка космонавтов включает тренировку вестибулярного аппарата? Вопросы на логику и мышление

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого было покрыто краской по цвету, напоминавшей золото. Подросток, должен был олицетворять собой « золотой век»Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления все о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли в дальнем углу зала. Однако вскоре он заболел и умер. Пример задания по работе с текстом «Золотой мальчик»

Причина смерти долго оставалась непонятной. Первоначально считали, что он погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало для ребенка невозможным. Другие утверждали, что причина его гибели - прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть невероятные гипотезы экспериментально. Опыт, объяснивший причину смерти, был проведен только в 19 веке. В Пример задания по работе с текстом «Золотой мальчик»

В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела, которых были покрыты лаком. В помещении,где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им объяснить причину гибели мальчика. Пример задания по работе с текстом «Золотой мальчик»

Задание 1. Прочитайте текст «Золотой мальчик» и ответь те на следующие вопросы: Какое словосочетание наиболее точно отражает главную мысль второго абзаца текста? Смерть мальчика Причины смерти Забава гостей Неверные гипотезы Ответ-2 Тестовое задание

Задание. Знание о механизмах дыхания, каких животных позволило сформулировать гипотезу о том, что причиной смерти ребёнка стала невозможность дыхания через покрытую краской кожу? Млекопитающих Птиц Рептилий Земноводных Ответ-4 Тестовое задание

Задание. О какой из важнейших функций кожи, нарушение которой стало причиной гибели мальчика, говорится в тексте? Чувствительной Запасающей Терморегуляторной Дыхательной Ответ-3 Тестовое задание

.Задание. Какую из гипотез опроверг опыт, поставленный учёными в 19 веке? Причиной смерти стало невозможность мальчика дышать всей поверхностью кожи. Причиной смерти стала невозможность организма удалять вредные образующиеся вещества через потовые железы Обе гипотезы Ни одну из предложенных Ответ-3 Тестовое задание

.Задание. Чтобы могло произойти с испытуемым, если бы температура помещения, в которой они находились была выше комфортной? Испытуемые в процессе эксперимента простыли и заболели Они оставались бы здоровыми в течение всего эксперимента Произошло бы перегревание организма с потерей сознания Ответ-3 Задание -2. Тестовое задание

Признаки для сравнения Реальное событие в замке графа Моро Эксперименнт, проведенный в 19 веке Условия в которых находились люди Холодное помещение зала и каменный пол 1. 2Менее суток 1 испытуемый 24 часа, другой 8 дней Результат события и эксперимента 34 Сравнительная характеристика реального события и проведенного эксперимента.

Комната с благоприятной температурой воздуха Продолжительность события и эксперимента ( время) Смерть ребёнка Отсутствие изменений в здоровье испытуемых Сравнительная характеристика реального события и проведенного эксперимента.

Педагог на уроках биологии способен развивать интегрированные способы учебной деятельности, способности личности, учить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения. Компьютер, смарт-доска для учителя и учеников источника информации,наглядное пособие, тренажер, информационное пространство, средство диагностики и контроля, рабочий инструмент. Системно-деятельностный подход в обучении биологии

Позиция учителя: к классу не с ответом ( готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира, ( в специально организованных для этого условиях). Учебная задача- задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность - управляемый учебный процесс. Учебное действие-действие по созданию образа. Образ-слово, рисунок, схема, план Оценочное действие - я умею. У меня получится. Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…...( формирование мировоззрения) Системно-деятельностный подход в обучении биологии

Клетка

Строение Митотический цикл Строение Митотический цикл Метаболизм Химическая организация МетаболизмХимическая организация Клетка

Метаболизм – это поступление одних веществ, их преобразование и удаление продуктов жизнедеятельности Метаболизм Энергетический обмен Пластический обмен (диссимиляция) (ассимиляция) Распад сложных Синтез сложных органических веществ до простых с освобождением из простых с поглощением энергии. Метаболизм

Структурные компоненты клетки Клетка Поверхностный комплекс Цитоплазма Ядро Цитозоль ОрганеллыВключения Ядрышко Оболочка Нуклео- плазма Хроматин Клеточная оболочка или гликокаликс Плазмалемма Немембранные Мембранные Одномембранные Двумембранные

Клетка является основной структурной и функциональной единицей живых организмов, осуществляющей рост, развитие, обмен веществ и энергии, хранящей, перерабатывающей и реализующей генетическую информацию. Клетка представляет собой сложную систему биополимеров, отделенную от внешней среды мембраной(плазмалеммой) и состоящую из ядра и цитоплазмы, в которой располагаются органеллы и включения. Клетка

Поверхностный комплекс

Поверхностный комплекс обеспечивает взаимодействие клетки с окружающей средой. В связи с эти он выполняет следующие основные функции: барьерную(разграничительную), транспортную, рецепторную. Поверхностный комплекс

Основой поверхностного комплекса является биологическая мембрана, называемая наружной клеточной мембраной(иначе- плазмалеммой).Ее толщина около 10 нм. Плазмалемма обеспечивает, в первую очередь, разграничительную функцию по отношению к внешней для клетки среды. При этом она выполняет ряд других функций: транспортную и рецепторную(восприятие сигналов из внешней для клетки среды). Наружная клеточная мембрана

Цитоплазма- это внутреннее содержимое клетки. В нее погружены все органоиды клетки, ядро и разнообразные продукты жизнедеятельности. Цитоплазма связывает все части клетки между собой, в ней протекают многочисленные реакции обмена веществ. Цитоплазма

Гиалоплазма(цитозоль, матрикс) - это жидкая часть цитоплазмы без органоидов. Цитозоль представляет собой смесь веществ, растворенных в воде. Концентрации ионов натрия и калия в цитозоле отличаются от таковых во внеклеточном пространстве, эти различия в концентрациях ионов играют важную роль в осморегуляции и передаче сигнала. Гиалоплазма

Органеллами называют элементы цитоплазмы, структурированные на ультрамикроскопическом уровне и выполняющие конкретные функции клетки; органеллы участвуют в осуществлении тех функций клетки, которые необходимы для поддержания ее жизнедеятельности. В зависимости от того, включает структура мембрану или нет, различают органеллы мембранные(двумембранные и одномембранные) и немембранные. Органеллы

а)Митохондрии-это двумембранные органоиды округлой,овальной или палочковидной формы.Диаметр составляет до 1 мкм, длина – до 7 мкм. Пространство внутри митохондрий заполнено матриксом. Наружная мембрана митохондрий гладкая, проницаема для многих веществ. Внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, увеличивающие площадь поверхности мембран для протекания химических реакций. На ней расположены многочисленные белковые комплексы, составляющие так называемую дыхательную цепь, а также грибовидные ферменты АТФ-синтазы. В митохондриях протекает аэробный этап дыхания, в ходе которого происходит синтез АТФ. Двумембранные органоиды

б)Пластиды – крупные двумембранные органоиды, характерные только для растительных клеток и фотосинтезирующих бактерий. Внутреннее пространство пластид заполнено стромой. В строме находятся более или менее развитая система мембранных пузырьков – тилакоидов, которые собраны в стопки- граны. В строме также находятся собственная кольцевая молекула ДНК и рибосомы. Существует три вида пластид: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Хлоропласты

a) Эндоплазматическая сеть( ЭПС)-, или эндоплазматический ретикулум(ЭР),- это одномембранный органоид, представляющий собой сеть мембранных полостей и канальцев, занимающих до 30% содержимого цитоплазмы. Диаметр канальцев ЭПС составляет около нм. Различают два вида ЭПС – шероховатую и гладкую. Шероховатая ЭПС содержит рибосомы, на ней происходит синтез белков. Гладкая ЭПС лишена рибосом. Ее функция – синтез липидов и углеводов, транспорт и запасание веществ. ЭПС особенно развита в тех клетках, где происходят интенсивные процессы обмена веществ, например, клетках печени и волокнах скелетных мышц. Одномембранные органоиды

б) Комплекс Гольджи, или аппарат Гольджи, - одномембранный органоид, представляющий собой совокупность цистерн, пузырьков, пластинок, трубочек, мешочков. Диаметр мелких пузырьков составляет около мкм, а цистерн – до 2 мкм. На один из полюсов комплекса Гольджи вещества поступают, а на другом – после превращений – упаковываются в пузырьки и направляются в другие части клетки. Основными функциями комплекса Гольджи являются модификация(изменение) белков, которые поступают из ЭПС, а также транспорт веществ по клетке, обновление ее структур и образование лизосом.

в) Лизосомы – небольшие одномембранные органоиды до 1 мкм в диаметре, в которых содержаться гидролитические ферменты, участвующие во внутриклеточном пищеварении. Мембраны лизосом мало проницаемы для этих ферментов, поэтому выполнение лизосомами своих функций является точным и адресным. Они принимают участие в процессе фагоцитоза, образую пищеварительные вакуоли, а в случае голодания или повреждения определенных частей клетки переваривают их, не затрагивая иные.

a) Рибосомы – небольшие немембранные органоиды диаметром мкм, состоящие из двух субъединиц – большой и малой. В состав субъединиц рибосом входят рРНК и белки. Рибосомы находятся в цитоплазме, на шероховатой ЭПС, в митохондриях и пластидах. Функция рибосом – синтез белка. Немембранные органоиды

Включения – это непостоянные компоненты клетки, которые образуются и исчезают в процессе ее жизнедеятельности. К ним относятся как запасные вещества, например, зерна крахмала или белка, капли жира в растительных клетках и гранулы гликогена в клетках животных и грибов, так и отходы жизнедеятельности, в частности, непереваренные в результате фагоцитоза остатки пищи, образующие так называемые остаточные тельца. В растительных клетках имеются и иные продукты жизнедеятельности клетки – вакуоли, представляющие собой пространство в центре клетки, ограниченное мембраной и заполненное клеточным соком. Вакуоль может занимать до 90% объема клетки и оттеснять на периферию ядро. Эта часть клетки выполняет запасающую, осмотическую и лизосомную функции. Она обеспечивает поступление воды и поддержание формы и объема растительной клетки, а также содержит ферменты расщипления многих компонентов клетки. У многих растений за счет увеличения вакуолей происходит и рост клетки – растяжение. Крахмальное зерно картофеля Включения

Ядро

Ядро – главнейшая структура клетки. Ядро обычно шаровидной формы, но если клетка сильно вытянута, то оно становится веретеновидным(может быть лопастным, подковообразным или ветвистым).У молодых клеток ядро расположено в центре, у зрелой смещается в сторону. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой. В его состав входят ядрышко, хроматин(хромосомы) и ядерный сок. Диаметр ядра 5-20 мкм. В клетках может быть два ядра. Встречаются и многоядерные клетки. Это клетки печени, костного мозга, мышцы, соединительная ткань у животных, стенки пыльников у растений. Организмы, имеющие в клетках ядро, относятся к эукариотам; организмы, лишенные яда, называются прокариотами. Ядро является носителем наследственной информации, управляет процессами метаболизма через белки-ферменты, участвует в делении клетки и оплодотворении, регулирует изменение общего числа органоидов клетки, обеспечивает подвижность одноклеточных организмов. Ядро

Ядерная оболочка – двумембранная пористая оболочка, отделяющая содержимое ядра от цитоплазмы. Для ядерной оболочки характерны поры. Пора представляет собой комплекс, состоящий из круглого отверстия диаметром нм и окружающих его гранул. Через поры ядра в цитоплазму выходят молекулы иРНК, тРНК, рибосома, а в ядро поступают нуклеотиды, белки, ферменты, АТФ, вода, ионы. Ядерная оболочка

Нуклеоплазма(ядерный сок, кариолимфа) - полужидкое вещество, представляющее собой коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов, ферментов, минеральных солей. По структуре и сотаву сходен с гиалоплазмой. Ядерный сок заполняет пространство между ядерными структурами, участвует в транспорте веществ, нуклеиновых кислот. При делении клетки смешивается с гиалоплазмой. По окончании деления в телофазе концентрируется в ядре. Нуклеоплазма

Ядрышко – ядерная структура шаровидной формы, напоминающая клубок нитей. Состоит из белка и рРНК. Во время деления клетки ядрышко распадается, а в телофазе вновь формируется. Ядрышко

Хромосома – это структура клеточного ядра, которая содержит гены и несет определенную наследственную информацию о признаках и свойствах организма. Основой хромосомы является двухцепочечная молекула ДНК, упакованная белками. Лучше всего хромосомы видны под световым микроскопом в процессе деления клетки, когда они представляют собой палочковидные тельца, разделенные центромерой(первичной перетяжкой) на плечи. По форме различают равноплечие, неравноплечие и палочковидные хромосомы. Хромосомы(хроматин)

Элементный состав(в %) Органогены Макроэлементы Микроэлементы Кислород Магний 0,02-0,03 Цинк 0,0003 Углерод Натрий 0,02-0,03 Медь 0,0002 Водород 8-10 Кальций 0,04-2,00 Йод 0,0001 Азот 1-3 Железо 0,01-0,02 Фтор 0,0001 Калий 0,15-0,40 Сера 0,15-0,20 Фосфор 0,20-1,00 Хлор 0,05-0,10 Химическая организация клетки

Неорганические Органические Вода Белки Мин.вещества 1,0-1,5 Жиры 1-5 Углеводы 0,2-2,0 Нукл.кислоты 1,0-2,0 АТФ и др. 0,1-0,5 Основные неорганические и органические соединения(в %)

Митотический цикл – это совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению(в период интерфазы), а также на протяжении самого митоза.интерфазымитоза Митотический цикл

Интерфаза Фазы Процесс, происходящий в клетке Интерфаза (фаза между делениями клеток). Предсинтетический период G1 2n2c а)синтез белков-ферментов б)синтез рРНК, иРНК, тРНК в)образование рибосом г)синтез нуклеотидов д)синтез АТФ е)образование всех одномембранных органелл клетки ж)рост клетки Синтетический период S 2n2c 2n4c а)редупликация (удвоение) ДНК б)синтез белков-гистонов, необходимых для построения хроматиды, и их миграция в ядро в)сборка второй хроматиды из ДНК и белков-гистонов Постсинтетический период G2 2n4c а)интенсивный синтез белков б)синтез РНК в)синтез АТФ г)удвоение массы цитоплазмы д)резкое возрастание объема ядра

Митоз Фазы Процессы, происходящие в клетке Фазы митоза Профаза 2n4c Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядрышки растворяются, центриоли расходятся к полюсам клетки, ядерная оболочка растворяется, образуются нити веретена деления Метафаза 2n4c Нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом, двухроматидные хромосомы сосредотачиваются на экваторе клетки Анафаза 2n4c 2n2c Центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки Телофаза 2n2c Однохроматидные хромосомы деспирализуются, формируется ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, происходит деление цитоплазмы

Открытый урок «Загадка происхождения человека»

Проблемный вопрос -каков путь происхождения человека Эпиграф: «Наследие это слагается из биологических корней как в строении человека, так и в его поведении на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своём историческом прошлом мы сумеем понять чем мы были и как стали такими, какие мы есть». Б. Кембел.

Биологический путь Философский путь Внеземной путь эволюции эволюции Одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле- происхождение человека. ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ-HOMO SAPIENS

Классификация человека Царство животные Тип Хордовые Класс Млекопитающие Подкласс Настоящие звери Инфракласс Высшие звери Подотряд Узконосые обезьяны Отряд Приматы Семейство Гоминиды Род Люди Вид Человек Разумный

Классификация человека Неоантропы Палеоантроп Архантропы Австралопитеки Дриопитеки

Классификация человека Дриопитеки Шимпанзе Гориллы Проплиопитеки Парапитек Насекомоядные млекопитающие

1. Биологический путь Пути эволюции человека

2. Философский путь Пути эволюции человека

3. Внеземной путь происхождения человека Пути эволюции человека

Внеземной путь происхождения человека

Вопросы семинара 1. В чем преимущества и недостатки биологического пути эволюции человека? 2. В чем преимущества и недостатки философского пути происхождения человека? 3. В чем преимущества и недостатки внеземного пути происхождения человека?

Анекдотический диалог «Умеете ли Вы играть на флейте?»-спрашивает один другого. «Не знаю, не пробовал».-слышит он в ответ. Ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте, можно, только играя на ней.

Спасибо за внимание