ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕМИНАР МПГУ г. МОСКВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Advertisements

Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Д-р пед. наук, профессор Донского государственного технического университета Н.Ф. Ефремова ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ И ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Петровский Ф.И., Янин В.Л.,
Цель и предмет индикатор показатели Источник получения данных Что измерять? Чем измерять? Как рассчитать? Откуда взять?
КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Контрольно-оценочные средства для проверки освоения компетентностно- ориентированных программ Федеральный институт развития образования Факторович А.А.,
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Проект п-Ф-192 Научно-исследовательская работа «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Методологический семинар «Проектирование и оценка планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы» 23 апреля 2013.
Доклад директора МОУ «Яблоницкая СОШ» Т.А.Козловой
Транксрипт:

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕМИНАР МПГУ г. МОСКВА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВПО Д-р пед. наук, профессор, зав. каф. «Педагогических измерений» ДГТУ Надежда Федоровна Ефремова

Мы не можем направить ветер, но можем развернуть паруса Чарльз Улисс Порше

СОДЕРЖАНИЕ 1. Результаты освоения ООП 2. Нормативная база независимого оценивания достижений обучающихся 3.Научно-теоретические подходы к решению проблемы оценивания компетенций; 4. Технологии проектирования фонда оценочных средств; 5. Служба оценивания сформированности компетенций

Требования к контролю качества обучения в вузе Формирование компетенций, соответствующих уровню образования и квалификации Требования к результатам освоения основных образовательных программ(ОПОП) активные и интерактивные формы формирования компетенций организация встреч с представителями работодателей мастер-классы экспертов и специалистов Требования к условиям реализации ОПОП разработка объективных процедур оценки уровня знаний, умений, компетенций создание условия для максимального приближения программ контроля достижений к условиям будущей профессиональной деятельности, привлечение в качестве внешних экспертов работодателей, преподавателей смежных дисциплин Требования ФГОС к качеству оценки результатов освоения ОПОП

Компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик Написание результатов образования Проектирование средств и процедур оценки Проектирование содержания и технологий образования НАДЕЖНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

КОМПЕТЕНЦИИ – новый результат обучения Компетенции – это обобщенные и глубокие качества личности, отображающие ее способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания, умения, навыки, и позволяющие субъекту владеть приемами действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных, профессионально, социально и личностно значимых ситуациях * 7 Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – М.: Национальное образование с З Н ЛК К У

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ при компетентностном обучении ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ при компетентностном обучении: методическое обеспечение самостоятельной работы студентов методическое обеспечение самостоятельной работы студентов разработка и применение адекватной системы оценивания результатов освоения ООП разработка и применение адекватной системы оценивания результатов освоения ООП Гарантия качества образования обеспечивается качественными условиями обучения, качественным образовательным процессом качественным оцениванием его результатов

9 Нормативная база: независимой оценки качества образования Указ Президента РФ от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Постановление Правительства РФ от «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» Распоряжение Правительства Российской Федерации от N 487-р (план мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы.) Методические рекомендации МОН РФ по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций от Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования») Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования на заседании Совета при Президенте по науке и образованию 22 мая 2014 года Письмо Министерства образования и науки РФ от АП «О реализации мероприятий по независимой системе оценки качества образования» Концепция Федеральной целевой программы развития образования на годы (специальный раздел по НОКО) 8.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин оценка компетенций обучающихся Образовательное учреждение самостоятельно в выборе систем оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ Стандарт: Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых преемственно и согласованно на всем этапе обучения Информация доводится до сведения обучающихся в сроки, определенные локальным нормативным актом организации

Основная трудность связана с тем, что компетенции формируются и проявляются только в деятельности обучающихся, а следовательно при компетентностном обучении и оценивании эту деятельность необходимо планировать и организовывать, обеспечивать высокую мотивацию при оценивании ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ очень сложная задача как в теоретическом, так и практическом плане

ДЕСКРИПТОРНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ Дескрипторы ОС и процедуры оценивания

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИКЛАМИ ДИСЦИПЛИН СЛК Гуманитарный, социальный и экономический цикл Гуманитарный, социальный и экономический цикл Математический и естественнонаучный цикл Профессиональный цикл ОНК ИК ПК СЛК – социально-личностные компетенции; ИК – инструментальные компетенции; ОНК – общенаучные (универсальные) компетенции; ПК – профессиональные компетенции. 14

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения и оценивания) надежным (использовать единообразные стандарты или критерии, стандартизированные ОС) справедливым (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха) развивающим (фиксировать что могут студенты, и как им улучшить свои результаты) своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь на рубежных этапах обучения) эффективным (выполнимым, экономить время студента и преподавателя) целостным (ориентированы на проверку сформированных компетенций или их профилей) Оценивание должно быть:

1. Интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики); 2. Проблемно-деятельностный характер; 3. Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях; 4. Актуализация содержания профессиональной деятельности в заданиях; 5. Экспертиза в профессиональном сообществе; 6. Связь критериев с планируемыми результатами; 7. Оценочные шкалы (качественные и количественные)

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ Опросники практических умений КАЧЕСТВЕННЫЕ Стандартизи- рованные тесты Стандартизи -рованные анкеты портфолио Тради- ционные средства Кейс- измерители Задания творческого уровня Тесты, сочетающие качественный и количественный уровни измерений и оценивания (учебных достижений, компетентностные задания) ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

18 СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНИВАНИЯ Разработка и применение оценочных средств через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие сочетание количественных и качественных оценок, их достоверность и сопоставимость Стандартизация оценочных средств и процедур, обеспечивающая сопоставимость оценок Обеспечение информационной защиты материалов, процедур и первичных результатов измерения

Структура контрольных измерительных материалов: задания, проверяющие усвоение теоретических знаний по дисциплине задания, проверяющие освоение практических умений по дисциплине комплексные задания, проверяющие теоретические знания, практические умения и компетенции

собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет (по практикам, научно-исслед.работе студентов и т.п.); зачет; экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый гос.экзамен); выпускная квалификационная работа. ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ рейтинговая система стандартизированный тест тесты – действия, КОЗ деловые (имитационные) игры ситуационные тесты кейс – метод метод проектов портфолио ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

21 ТЕХНИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ оценка по уровню развития ключевых компетенций тесты «на применение» при определении предметных и межпредметных компетентностей рейтинговая модель, определяющая степень продвижения обучающегося по лестнице успеха в однотипной среде мониторинговая модель, предусматривающая создание «портфолио» достижений обсуждение и дискуссия написание текстов различного рода презентация – представительские данные, навыки публичных выступлений, умение «держаться» перед аудиторией

22 ТЕХНИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (продолжение) ситуационно-поведенческие тесты – краткие стандартизованные оценочные процедуры тесты эффективности обработки информации личностные опросники как наборы стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа интервью как инструмент, позволяющий открыто обсуждать слабые и сильные стороны и объяснять свою точку зрения метод стратегического интервью

23 ТЕХНИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (продолжение) наблюдение – инструмент сбора информации для установления фактов анкетирование – инструмент для сбора информации, причем у респондентов есть время подыскать требуемые данные/факты контент-анализ документации (классных журналов, характеристик и др.) портфолио документов – набор документов, материалов, отражающих деятельность обучающегося

Надежность различных способов оценивания компетенций Методы оценки компетенций надежность 1 Интервью (стандартные)0,05–0,19 2 Рекомендации 0,13–0,23 3 Неструктурированное интервью 0,15 4 Биография (анализ резюме)0,38 5 Тесты личностные 0,38 6 Тесты-опросники (профессиональные)0,39 7 Личностные опросники 0,42 8 Интервью (поведенческие)0,48–0,61 9 Тесты способностей 0,54 10 Ситуационные тесты 0,54 11 Тесты учебных достижений 0,55-0,60 12 Кейс-методики 0,62 13 Структурированное интервью 0,63 14 Ассессмент-центр, центры оценивания 0,65–0,68

ВУЗАМ СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО обеспечить создание Фондов Оценочных Средств независимого и условия для независимого оценивания достижений студентов на всех этапах их обучения Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку достижений

Под фондом оценочных средств понимают комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения ФОС Анализ качества внутренней системы оценки результатов образования – одна из задач самообследования

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФОС: разработка, хранение, учет (банк) контрольно-оценочных материалов; стандартизация оценочных средств и процедур; обеспечение системности оценивания; формирование и предоставление статистических отчетов; гибкое управление правами пользователей в системе; оперативное изменение пользовательских форматов результатов обучения

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС): Должны: полно и адекватно отображать требования ФГОС ВПО, соответствовать целям и задачам ООП и ее учебному плану учитывать все виды связей между знаниями, умениями, навыками, которые позволяют установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности включать типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, кейсы и др. измерители

1. Перечень формируемых компетенций 2. Этапы формирования компетенций 3. Критерии и шкалы оценивания компетенций 4. Контрольные задания 5. Методические указания по процедуре оценивания СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИЛИ ПРАКТИКИ

Документация ФОС 1. Основной документ - положение ФОС 2. Паспорта компетенций 3. Спецификации ОС (приложения) 4. Варианты ОС (приложения) 5. Методические рекомендации для обучающихся и проверяющих 6. Оценочные средства (традиционные и инновационные: КОС, КОЗ, сценарии деловых игр, кейсы, проекты, оценочные бланки, ключи, УД/ПМ и др. 7. Показатели и критерии, шкалы оценивания

Содержание фонда оценочных средств (ФОС) модели компетенций и программы их оценивания в соответствии с уровнями обучения студентов; - совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.); - инструкции и методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций; - требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения оценивания; - технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;

матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств; методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, эссе, рефератов и т.п.); методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т.п.) и практикам). СОСТАВ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС)

СОСТАВ фонда оценочных средств (ФОС) - программно-инструментальные средства обработки результатов, проведения статистического анализа данных, графической визуализации, форматы представления результатов; - наборы показателей и критериев оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; - программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур; - рекомендации по обновлению ФОС (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.)

Требования к структуре ФОС (Порядок) Фонд оценочных средств в составе рабочей программы дисциплины (модуля), практики включает: - перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; - типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Требования к структуре ФОС (Порядок) Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает: - перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения программы; - описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; - типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения программы; - методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы. Развитие системы сертификации квалификаций выпускников, практики сертификации ФОС

Разработка ФОС: проблемы и вопросы Проблема оценки результата освоения компетенций: - глубоко лежащие устойчивые поведенческие характеристики личности, прогнозирующие эффективность ее деятельности и отличающиеся от знаний, умений и навыков; - имеют полидисциплинарный характер (дисциплинарная структура ОП на практике преобладает); - отсроченный характер их проявления в деятельности; - должны оцениваться с помощью специальных измерителей и многомерного шкалирования, методов интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам. Вопросы разработки ФОС и организации работ в части оценки результатов освоения ООП в образовательной организации: - построение модели компетенций выпускника; - привлечение работодателей и специалистов по оценке; - создание централизованных структур (служб) оценивания

Разработка ФОС: проблемы и вопросы Отсутствие рекомендаций на федеральном уровне Вузы самостоятельны в выборе вариантов при разработке основных компонентов система оценки результатов освоения образовательной программы на основе ФГОС. Пример: уровни освоения (минимальный, базовый, высокий) и шкалы оценки компетенций: качественные (шкала наименований, порядковая); количественные (интервальная, шкала отношений). Проблема объективности измерения результатов. Надежность и валидность результатов измерений. Пример: уровни освоения компетенций и виды оценочных средств : -минимальный – тест для проверки знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей; -базовый – компетентностные тесты или тесты практической деятельности в профессиональной области; -высокий – задания в форме кейса проблемного характера

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1. До настоящего времени нет однозначного ответа на вопрос о методологии оценивания компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС; 2. Отсутствует единство взглядов относительно разработки педагогических измерительных материалов, особенно для оценивания компетенций в рамках требований ФГОС ВПО; 3. В образовательных организациях отсутствуют подготовленные кадры для конструирования современных оценочных средств и применения технологий оценивания

39 Проблемы реализации потребность в качественно разработанных оценочных средствах; необходимость их сертификации и стандартизации; необходимость создания оценочных заданий для всех этапов обучения; необходимость развития обеспечения оценочной деятельности: –информационно-технологического –программного –научно-методического –кадрового

40 сосредоточенность внутренних оценочных процессов на проверке знаний, а не компетенций отсутствие фондов оценочных средств вузов, соответствующих требованиям компетентностного обучения отсутствие преемственности и согласованности оценочного процесса на всем этапе обучения студентов от поступления в вуз до его окончания надпредметный (метапредметный) характер компетенций и отсутствие специалистов, понимающих логику оценивания компетенций отсутствие критериев достижения качества сформированности компетенций отсутствие системного подхода к формированию оценочных средств и их обновлению отсутствие единого графика проведения оценочных процедур по компетенциям и несогласованность действий кафедр ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ (вузовские)

41 ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ (системные) отсутствие взаимосвязи требований ФГОС и профессиональных квалификаций несовершенство ФГОС и ООП (нет обоснованности компетенций, многочисленные компетенции, нет кластеризации и выявления базовых и др.) отсутствие центров по обучению теории и практике современного оценивания результатов обучения отсутствие единых требований к моделям компетенций и критериям оценки компетенций и их профилей отсутствие единых требований к структуре и содержанию фондов оценочных средств вузов неготовность при аккредитации учитывать оценки внутреннего оценочного процесса вуза за определенный промежуток времени (динамических оценок) отсутствие центров сертификации оценочной деятельности вузов отсутствие федеральной базы оценочных средств по компетенциям и др

42 ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ( на уровне преподавателей) в целом для педагогов сегодня больше вопросов по новым ООП, чем ответов неготовность преподавателей к разработке и использованию надежного оценочного инструментария как для оценки знаний, так и компетенций непонимание сути компетентностного обучения, слабое использование его активных форм отсутствие мотивации к изменениям акцент на проверке знаний система обучения в вузах в основном продолжается в традиционной форме

Пути решения проблем Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров: –разработчиков заданий –экспертов по их сертификации и стандартизации Разработка информационно-технологического и программного обеспечения с учетом требований теории педагогических измерений Издание научно-методической литературы Создание фондов оценочных средств Обеспечение независимости для получения объективного оценивания Создание службы оценивания (структуры)

ВУЗОВСКАЯ СЛУЖБА ОЦЕНИВАНИЯ Многие проблемы формирования и функционирования фондов оценочных средств могут быть решены путем создания вузовских служб оценки учебных достижений студентов (знаний, умений, навыков и компетенций)

45 При проектировании службы оценки компетенций вузам следует ориентироваться на компьютерные технологии, стандартизированные оценочные материалы и машиночитаемые бланки ответов

средства оценивания, техника и технологии (процедуры) оценивания, подготовленные кадры, программно-инструментальные средства обработки результатов; объекты оценивания и их предметные области (ООП, учебные программы, методические материалы, инструкции по использованию оценочных средств и др.); субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты и комиссии); базы результатов оценивания, нормы качества, системы требований; базы образовательной статистики и средства доступа к ней различным категориям пользователей Структурные компоненты службы:

Это позволит: формировать электронные банки образовательной статистики, объединять и дробить информацию по различным выборкам обучающихся, сравнивать их между собой, определять статистические параметры контрольных измерительных материалов и критерии достижения требуемого уровня развития компетенций; комплектовать индивидуальный портфолио на каждого студента по результатам систематического оценивания в течение всего периода обучения в вузе в целом освободить преподавателей от рутинной работы, направив их усилия на разработку оценочных средств и методик организации самостоятельной работы

Создание службы и разработка ФОС потребует: от администрации вузов организационно- управленческих действий; от преподавателей соблюдения методик контроля, опоры на теорию педагогических измерений при выборе вида и содержания контролирующих заданий, умений структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов; от разработчиков контрольно-оценочных материалов и процедур понимания основ конструирования и стандартизации средств оценивания; в целом от коллектива вуза иного отношения к независимому оцениванию достижений студентов

Стратегические задачи ВУЗА: Откорректировать план внедрения процедуры систематической оценки исходя из стратегических целей вуза (ориентация на потребителя) и тактических задач отдельных факультетов и ООП Разработать регламенты оценочных процедур и способы информирования субъектов образовательного процесса о результатах оценивания достижений студентов Последовательно внедрять независимую процедуру оценки учебных достижений и компетенций студентов на всех факультетах вуза и для всех ООП

Тактические задачи: назначить ответственных работников вуза, ответственных за формирование и функционирование ФОС, обеспечить внедрение системной контрольно-оценочной процедуры, а также выполнение стандартов, обеспечивающих ее качественное проведение решать ресурсные и кадровые проблемы деятельности вузовской системы оценивания качества обучения студентов

Оперативные задачи: Обеспечить: методические материалы по разработке оценочных материалов, требования к разработке шкал и критериев оценивания, инструкции по оценке и интерпретации данных проведение серии обучающих семинаров по основам современной оценочной деятельности тренинги для преподавателей разработчиков современных контрольно-оценочных материалов с целью отработки умений по созданию современных педагогических измерителей системную переподготовку преподавателей как новым технологиям обучения, так и готовности к независимому оцениванию его результатов системную переподготовку преподавателей как новым технологиям обучения, так и готовности к независимому оцениванию его результатов

СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРИВУЗОВСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ КИМ ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОС ВУЗА ВУЗ (ФОС) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНИВАНИЯ ЗУН и компетенций ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ 52

Зарубежный опыт конструкторы тестов разработчики заданий внешние эксперты содержательной части (представители профессионального и академического сообщества) тестологи, педагоги, психологи, методисты, проводящие: – наполнение банка компетентностных заданий – обработка, шкалирование и интерпретация результатов – мониторинг индивидуальных достижений по отдельным компетенциям на протяжении всего периода обучения каждого студента

Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял. Конфуций Конфуций Конкретные действия студента, свидетельствующие о достижении данного уровня

КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКУ КОМПЕТЕНЦИЙ Ознакомление ПониманиеПрименение АнализСинтез Оценка 1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию графически 22. Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной вариант…) 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16. Предложите способ, позволяющий… 23. Проанализир уйте структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволя- ющий (препятст- вующий)… 37. Определите, какое из решений является опти- мальным для… 3. Составьте список понятий, касающихся… 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24. Составьте перечень основных свойств характе- ризующих с точки зрения… 31. Найдитенеобы чный способ, позволяющий… 38. Оцените значимость… для Расположите в определён- ном порядке… 11. Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39. Определите возможные кри- терии оценки… 5. Изложите в форме текста… 12. Прокомментируйт е положение о том, что… 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)то, что… 33. Предложите новую(свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о… 6. Вспомните и напишите… 13. Изложите иначе (переформулируй те) идею о том, что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения… и … на… 34. Напишите возможный сценарий развития… 41. Оцените возможности…дл я… 7. Прочитайте самостоятельн о… 14. Приведите пример того, что (как, где)… 21. Рассчитайте на основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Схема оценивания эссе

Компетентностные тесты: вертикальная шкала. В основе EFQM Excellence Model Уровень минимальной компетенции Базовый уровень компетенции Промежуточный уровень компетенции Продвинутый уровень компетенции Уровень высокой компетенции ДГТУ

Критерии оценки компетенций Для каждой компетенции должны быть: Определены средства и методики оценки, дающие совокупность многомерных результатов; Указаны уровни надежности оценки; Указаны уровни валидности оценок; Заданы правила определения критериальных баллов и их валидизации; Указаны правила и весовые коэффициенты для интеграции многомерных оценок; Разработаны типовые рекомендации и правила интерпритации результатов оценивания компетенций обучающегося

СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ: – периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций (по мере завершения изучения модуля ООП); – соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание; – многоступенчатость: оценка и самооценка студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков; – единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студентов, выполнения условий сопоставимости результатов оценивания

Во всех случаях ключевые принципы, используемые для создания и использования фонда средств оценки компетенций это: валидные контрольные измерительные материалы; соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения; четко сформулированные критерии оценки; максимально объективные процедуры и методы оценки; высококвалифицированные специалисты- оценщики; четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки и их интерпретации

Эксперты и предметники- разработчики ОС должны иметь представление о: алгоритмах отбора и конструирования заданий для оценки достижений в предметной области; технике конструирования заданий; способах организации и проведения стандартизированных оценочных процедур; методиках шкалирования в образовании; методах обработки и интерпретации результатов оценивания

Основные выводы Из всего сказанного выше можно сделать следующие основные выводы: внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания; общество и само образование не готовы к такому кардинальному сдвигу «здесь и теперь»; переход к компетентностному образованию предполагает длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия научно обоснованных и административно взвешенных решений; в реализации этого процесса нужна опора на развитую психолого-педагогическую теорию или комплекс теорий; без серьезных государства инвестиций в образование перейти к новой модели и тем самым повысить его качество невозможно

62

Издательство «Национальное образование» ФИПИ г. Москва 63

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Особенности стандартизованного теста. этапов разработки теста 2. Общая характеристика основных этапов разработки стандартизованного теста. 3. Технология разработкитестовых заданий 3. Технология разработки различных тестовых заданий. 4. Технологиявнутренней и внешней экспертизы 4. Технология проведения внутренней и внешней экспертизы тестовых заданий. система оцениваниязаданиях конструируемыми ответами 5. Стандартизованная система оценивания в заданиях со свободно конструируемыми ответами. 6. Классификация тестирования 6. Классификация тестов в международной практике тестирования. 7.ФОС, банки оценочных средств, технологии оценивания 8. Использование результатов

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 65 Что такое образовательные результаты? Они не определены ни в ФЗ, ни в ФГОС. А под это надо образовательные условия и показатели новых требований к учителю, новые формы подготовки. Образовательные достижения – что вкладываем? Деятельностный подход? Возникает идея мотивационная, связанная с субъектом образования. Нужна система взглядов на образовательные результатов и их оценку. Нужна система индикаторов. Нет одного типа образовательных результатов, есть их веер. Это надо дать веер разных моделей результатов, построить типы обр. учреждений. Какова платформа для независимых центров оценки КО

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 66 Организационное проектирование ОСОКО. Концепция должна показывать пути решения, риски и достоинства. Смена представлений: о современной архитектуре системы ОКО. Новые представления об оценке не только внутриведомственной, но внешней. Демонтаж – план-построение-оценка рисков, что делать. В чем шаг изменений? Что заменит РАНовские проверки? Как будет выглядеть ОКО, что изменится в деятельности педагога и обучающегося? Культурный сдвиг – акцент на результате. Обсуждение результатов компетентно и заинтересованно. Нужны новые инструменты по оценке КО. Появилась независимая оценка, мониторинги. Каждая процедура оценка должна иметь свое предназначение. ЗАЧЕМ? Должны заниматься профессионально грамотные или уполномоченные организации. Требуется обучение тестологов-эвалюаторов

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ДГТУ на магистерскую программу "Измерения и оценка качества образования". Направление подготовки – Управление качеством Выпускники смогут работать в сфере образования, центрах оценки качества образования, службах занятости населения, центрах оценки персонала и квалификаций, методических центрах, системах управления качеством и др. О правилах поступления можно задать вопросы приемной комиссии: 8(863) отв. секретарь Кечемайкин Александр Иванович Наш адрес: , г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, ДГТУ, к.108, приемная комиссия Донского государственного технического университета (главный корпус). Информация о вузе на сайте: Тел. кафедры «Педагогические измерения» ДГТУ т. 8-(863) т/ф. 8-(863)