Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Advertisements

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
ЧАСТЬ 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Подготовила: Мамонтова О.П. - методист 2014 г. СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад 3 «Красная Шапочка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( ФГОСДО ) УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ М ИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
Транксрипт:

Федеральный государственный образоватьельный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 1155

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию ФГОС ДО ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДО И ЕЕ ОБЪЕМУ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО

1.1 Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации ООП ДО Образоват. деятельность по программам могут осуществлять Организации осуществляющие образовать. деятельность Родители при получении детьми ДО в семейной форме Индивидуальные предприниматели

1.2 Стандарт разработан на основе : Конвенции ООН о правах ребёнка Конституции РФ Законодательства РФ ПРИНЦИПЫ Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей Уважение личности ребенка Реализация Программы в специфических формах для детей данной возрастной группы

Индивидуальные потребности ребенка, определяющие особые условия получения им образования Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации 1.3 В Стандарте учитываются

1.4 Основные принципы дошкольного образования 1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства -младенческого, раннего и дошкольного возраста, амплификация (обогащение) детского развития; 2. Построение образоватьельной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования –индивидуализация ДО; 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образоватьельных отношений; 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ; 5. Сотрудничество Организации с семьей; 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; 8. Возрастная адекватность ДО - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; 9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.5 Стандарт направлен на достижение целей 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образоватьельных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образоватьельного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6 Стандарт направлен на решение задач 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образоватьельных программ различных уровней (далее - преемственность основных образоватьельных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образоватьельный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образоватьельных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7 Стандарт является основой для: Разработки Программы ДОУ Разработка вариативных примерных ОП ДО Объективной оценки соответствия образоватьельной деятельности Организации требованиям Стандарта; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере ДО; формирования содержания проф. образования и доп. проф. образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физ. и псих. здоровья, в развитии инд. способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8 Стандарт включает в себя требования: Структуре Программы и ее объему Результатам освоения Программы Условиям реализации Программы

II. Требования к структуре образоватьельной программы ДО и ее объему определяет содержание и организацию обр. деятельности на уровне ДО обеспечивает развитие личности детей дошк.возраста в различных видах общения и деятельности формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик ДО (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров ДО) направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деят-ти; на создание развивающей образоватьельной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта 2.1

2.6 Направления развития и образования детей Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие

2.7 Содержание образоватьельных областей МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ 2МЕС-1ГОД РАННИЙ ВОЗРАСТ 1ГОД-3ГОДА ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 3ГОДА-8ЛЕТ РЯД ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАКИХ КАК - ИГРОВАЯ - КОММУНИКАТИВНАЯ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ - ВОСПРИЯТИЕ ХУД.ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА - САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД - КОНСТРУИРОВАНИЕ - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ - МУЗЫКАЛЬНАЯ - ДВИГАТЕЛЬНАЯ

2.9 Программа состоит из Обязательная часть Объем не менее 60% Часть, формируемая участниками образоватьельных отношений Объем не более 40% Общий объем программы 100%

2.11 Программа включает три основных раздела целевой содержательный организационный Обязательная часть ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Обязательная часть ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.13 Дополнительный раздел Программы – текст ее краткой презентации Краткая презентация Программы Должна быть ориентирована на родителей Доступна для ознакомления

III Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к условиям реализации ООП ДО ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВЫМ УСЛОВИЯМ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВЫМ УСЛОВИЯМ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ

Требования направлены на создание образоватьельной среды Образовательная среда Гарантирует охрану и укрепление физ.и псих.здоровья детей Обеспечивает эмоциональное благополучие детей Способствует профессиональному развитию пед.работников Создает условия для развивающего вариативного ДО Обеспечивает открытость ДО Создает условия для участия родителей в обр.деятельности

3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в обр. деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и инд. особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение обр. деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4)поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образоватьельную деятельность.

3.2.3 При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Назначение Оценка инд.развития детей, связанная с оценкой эффективности пед.действий; дальнейшее планирование Выявление и изучение инд.- психологических особенностей детей (используется при необходимости) Кто проводит Педагогический работник Квалифицированный специалист педагог- психолог Использовани е полученных результатов -Индивидуализация образования -Оптимизация работы детей в группе -Психологическое сопровождение -Квалифицированная коррекция развития детей Участие ребенка Свободное Допускается только с согласия родителей

3.2.5Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1. Обеспечение эмоционального благополучия 2. Поддержку индивидуальности и инициативы 3. Установления правил взаимодействия в разных ситуациях 4. Построение вариативного развивающего образования 5. Взаимодействие с родителями, непосредственное вовлечение их в образоватьельную деятельность, создание образоватьельных проектов совместно с семьей

3.3 Требования к развивающей предметно- пространственной среде (3.4.3) Содержательно-насыщенная (обеспечение активности всех воспитанников) Вариативность среды наличие различных пространств, разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость Доступность среды свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям Трансформируемость предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды Полифункциональность материалов Наличие предметов, материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности Безопасность предметно- пространственной среды

3.4 Требования к кадровым условиям реализации Программы Реализация Программы обеспечивается: Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе Педагогические работники Учебно- вспомогате льные работники Административ но- хозяйственные работники Руководящие работники

3.6 Требования к финансовым условиям реализации Программы Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях

VI. Требования к результатам освоения ООП ДО Целевые ориентиры: Представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения ДО Определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

4.3 Требования к результатам освоения ООПДО являются ориентирами для а) построения образоватьельн ой политики на соответствую щих уровнях с учетом целей ДО, общих для всего образоватьельн ого пространства РФ; б) решения задач Форм ирова ния прогр аммы в) изучени я характе ристик образо вания детей в возраст е от 2 месяце в до 8 лет; Анали за проф. деяте льнос ти Взаимо действ ия с семьям и воспита нников г) информиро вания родителей и общественн ости относительн о целей ДО, общих для всего образоватье льного пространств а РФ.

4.5 Целевые ориентиры не могут служить при решении управленческих задач: а ттестации педагогических кадров; оценки качества образования; оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); Оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

4.6. К целевым ориентирам ДО относятся возрастные характеристики возможных достижений ребенка: в младенческом и раннем возрасте - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; - - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; - у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т.д.), грамотно выполнить их рекомендации. А. Асмолов