Разработала методист ДУЗ «Солнышко» Пшонник О.А.
Способнасти - индивидуальные особеннасти личнасти, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельнасти. СПОСОБНОСТИ индивидуально- психологические особеннасти личнасти, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельнасти.
ОДАРЕННОСТЬ – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельнасти по сравнению с другими людьми
ТАЛАНТ Талант определённые способнасти, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта способнасти навыка опыта Талант – это способность задействовать свои внесознательные (несознаваемые, подсознательные) и потому проявляющиеся всегда спонтанно психические силы в нужном направлении (направлении интереса, призвания).
Обобщения современной психолого-педагогической науки, которыми следует руководствоваться, сводятся к нескольким основным постулатам: каждый психически нормальный ребенок в чём-то способен ( возможно, не в математике, речевой или художественной деятельнасти; это может касаться его организационных умений, чувствительнасти и чуткости, практической умелости и т. п.); значительный объем знаний, умений и навыков не является непосредственным показателем способностей ребенка; таким показателем является способность дошкольника легко, быстро, без трудностей приобретать их, уметь применять в разных жизненных ситуациях, добиваться с их помощью успеха; спецификой развития на этапе дошкольного детства является взаимодополнение и взаимоусиление способностей, комплексно организованная развивающая среда обуславливает выявление| всех потенциально возможных способностей ребенка: внутриличностных (чувственных), межличностных (социальных), пространственных (визуальных), телесно-кинестетических (двигательных), речевых, логико-математических, музыкальных; чем разнообразнее среда, в которой находится ребенок, тем ярче оказываются его способнасти, тем активнее поведение; не все одаренные дошкольники удивляют своими способностями, когда подрастут: процесс развития способностей нелинейный, скачкообразный, сложно прогнозируемый и зависит от целого ряда факторов. Ученые утверждают: одаренность проявляется лишь в процессе деятельнасти. Поэтому желательно, чтобы в деятельнасти дошкольников совмещались разные виды творчества: художественная, речевая, социальная.
Умственно способный ребенок характеризуется такими основными особенностями: повышенной познавательной активностью; способностью заниматься несколькими делами одновременно, умением одновременно следить за двумя и более событиями; высокой исследовательской активностью, креативностью; стремлением избегать ограничений своей деятельнасти другими; Быстрой "переработкой" информации, высокой активностью мозга; способностью не замечать жажду, голод, усталость во время погружения в деятельность; умением прослеживать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы, выдвигать гипотезы, строить альтернативные модели; абстрактным мышлением, способностью классифицировать, категоризировать информацию и опыт;
широким использованием употреблением знаний; склонностью к коллекционированию, систематизации, упорядочению, реорганизации; хорошей памятью; ранним владением речи, значительным словарным запасом, употреблением сложных синтаксических конструкций, словотворчеством; интересом к словарям, справочникам, энциклопедиям; сформированными интересами; широким пространством "Я"; склонностью к выполнению сложных заданий, не гарантирующих успеха и требующих определенного риска; естественным, непринужденным поведением в ситуациях неопределен-насти, дефицита информации; настойчивостью в достижении результатов в сфере своих интересов; чувством юмора.
Характерные проявления умственно способного ребенка Невнимательность к аккуратнасти, тщательнасти выполнения задания (особенно у мальчиков); индивидуалистические тенденции, ограниченный круг общения со сверстниками; хуже, чем у других детей, сон и аппетит; задает взрослым множество вопросов, часто что-то ломает, разбирает; изрекает множество реплик; чтение как обязательный вид деятельнасти его не захватывает.
Д ЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА НЕОБХОДИМО Создавать благоприятные условия для гармоничного сочетания интеллектуального развития одаренного ребенка с его физическим, социальным, эмоционально- волевым, нравственно- духовным, эстетическим развитием; предоставлять ему возможность проявлять самостоятельность, реализовать потребность в исследованиях, экспериментировании; по возможнасти, не прерывать процесса его творческого поиска ; гармонизировать его взаимоотношения со сверстниками, помогать находить с ними точки соприкосновения; не фиксировать внимание ребенка на его одареннасти, не возвеличивать его за это, относиться к его одареннасти как к природному явлению; подчеркивать значение старательнасти, использования личных усилий для достижения успеха в деятельнасти; обращать его внимание на собственные недостатки и недоработки, предотвращать зазнайство, учить соотносить стремления и возможнасти.
Главное требование к созданию развивающей среды для одареннасти сбалансированность в жизни дошкольника разных сфер жизнедеятельнасти, форм активнасти, видов деятельнасти. Чрезмерное внимание к интересам в одной из них суживает опыт в других, ограничивает возможнасти, приводит к потере целостной картины мира.
Высокой степенью неопределеннасти и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельнасти с ее коллективными формами Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предметно- информационное обогащение среды.
доброжелательность, человеколюбие, чуткость; непредубежденность, объективное видение событий; творческий, с нетрадиционным личным мировоззрением; обладает знанием одаренного ребенка, его потребностей и интересов; имеет реалистичную и позитивную "Я"-концепцию; развитый интеллект и широкие интересы; эмоциональная стабильность, уравновешенность; гибкость, динамичное поведение, способность пересматривать свои взгляды, постоянно самоусовершенствоваться; склонностью к конструктивному поведению, принятию целесообразных решений, к здравому смыслу; чувство юмора (без сарказма); живой и активный характер, энергичность; способность относиться к ребенку не только как к носителю одареннасти, а как к личнасти с ее сильными и слабыми сторонами. К АЧЕСТВА ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Гармоничному взаимодействию взрослого с одаренным ребенком мешают импульсивная непоследовательность, склонность к чрезмерной нормирован- насти и регламентации жизни, несформированность мировоззренческой позиции и педагогической рефлексии.
умение организовывать воспитание и обучение с учетом результатов диагнастического обследования; способность модифицировать воспитательные и учебные программы; возможность стимулировать когнитивные способнасти ребенка; умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы, варьировать сложность заданий, предоставлять право на собственный выбор; способность консультировать детей, работать по специальному плану, в случае необходимости вносить в него коррективы.
К РИТЕРИИ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ Вид деятельнасти и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы ) Вид деятельнасти и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы ) Степень сформированнасти одареннасти Формы проявления Широта проявлений в различных видах деятельнасти Особеннасти возрастного развития
В духовно-ценностной деятельнасти (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям). В коммуникативной деятельнасти (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить). В практической деятельнасти (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).
Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельнасти в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами). Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможнасти (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельнасти, но не может реализовать свои возможнасти в данный момент времени в силу их функциональной недостаточнасти). Потенциальная одаренность требует высокой прогнастичнасти, используемых диагнастических методов и проявляется при благоприятных условиях.
Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельнасти ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны). Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одареннасти ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одареннасти – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельнасти, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.
Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельнасти и выступает как основа их продуктивнасти). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченнасти в деятельность, степень ее целенаправленнасти. Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельнасти и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т.д.).
Ранняя одаренность. Примером ранней одареннасти являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельнасти – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Поздняя одаренность. Проявление одареннасти в определенном виде деятельнасти на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одареннасти и областью деятельнасти. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками; 2) моделирование для детей ситуаций незавершённасти и открытости деятельнасти и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий; 3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельнасти (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.) 4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов; 5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельнасти, а не принятие готовых; 6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельнасти, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативнасти; 7) обеспечение предметно-информационной насыщеннасти развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми); 8) стимулирование самостоятельнасти и независимости дошкольников, формирование ответственнасти за себя и свое поведение; 9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения; 10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможнасти спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.