Методический аспект использования в образовательной деятельности материалов интегрированного курса « Белгородоведение » МКУ НМИЦ, ИМС, 28.10.2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного общего образования.
Advertisements

Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г
Рабочая программа по иностранному языку в начальной школе.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования июнь 2012 года.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Транксрипт:

Методический аспект использования в образовательной деятельности материалов интегрированного курса « Белгородоведение » МКУ НМИЦ, ИМС, г.

Реализация проекта «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края («Белгородоведение»)» (департамент образования Белгородской области, БелИРО); Приказ департамента образования Белгородской области от 27 августа 2015 г «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение»: «…внедрить с 1 сентября 2015 года в образовательные организации Белгородской области интегрированный курс «Белгородоведение» в качестве дополнительного сопровождения урочной деятельности, внеурочной деятельности и дополнительного образования…» Нормативные основания введения

3

Нормативное основание введения Муниципальный уровень -Приказ управления образования от 12 октября 2015 г «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение» Муниципальный уровень -Приказ управления образования от 12 октября 2015 г «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение»

Организационные механизмы использования материалов интегрированного курса «Белгородоведение» в образовательной деятельности Организационные механизмы использования материалов интегрированного курса «Белгородоведение» в образовательной деятельности учебные предметы и курсы; внеурочная деятельность; дополнительное образование

Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» в образовательной деятельности Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» в образовательной деятельности учебные предметы и курсы: Включение разделов, соответствующих региональному компоненту ( материалов УП « Белгородоведение »), в рабочие программы учебных предметов и курсов ( напр., разделы - содержание учебного предмета, курса ; тематическое планирование и др.) Включение разделов, соответствующих региональному компоненту ( материалов УП « Белгородоведение »), в рабочие программы учебных предметов и курсов ( напр., разделы - содержание учебного предмета, курса ; тематическое планирование и др.) Использование материалов УП « Белгородоведение » в качестве дополнительных дидактических, иллюстративных материалов, тематики для исследовательских работ без внесения как самостоятельной единицы в тематическое планирование рабочей программы ( может быть отражено в описании учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности ) Использование материалов УП « Белгородоведение » в качестве дополнительных дидактических, иллюстративных материалов, тематики для исследовательских работ без внесения как самостоятельной единицы в тематическое планирование рабочей программы ( может быть отражено в описании учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности )

Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» учебные предметы и курсы с отражением в рабочей программе: Из примерной основной образовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования История России. Всеобщая история. Из примерной основной образовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования История России. Всеобщая история. «Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи..».

Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» учебные предметы и курсы с отражением в рабочей программе: Из примерной основной образовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования История России. Всеобщая история. Региональный компонент Наш регион в древности и средневековье. Региональный компонент Наш регион в XVI – XVII вв. и т. д. Из примерной основной образовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования История России. Всеобщая история. Региональный компонент Наш регион в древности и средневековье. Региональный компонент Наш регион в XVI – XVII вв. и т. д.

Из примерной основной образовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования География География своей местности. Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. Хозяйство своей местности. Особенности ЭГП, природно - ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности. Из примерной основной образовательной программы основного общего образования 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования География География своей местности. Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. Хозяйство своей местности. Особенности ЭГП, природно - ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности. Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение»

в образовательной деятельности Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» в образовательной деятельности учебные предметы и курсы: Использование материала без внесения как самостоятельной единицы в тематическое планирование рабочей программы учебные предметы и курсы: Использование материала без внесения как самостоятельной единицы в тематическое планирование рабочей программы -иллюстрации ; - документы ; - дополнительный фактический материал ; -задания для самостоятельной работы ( темы проектных и исследовательских работ, тесты, задания для практикумов и т. д.); - словари и т. д.

Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» в образовательной деятельности Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» в образовательной деятельности внеурочная деятельность Направления развития личности ( ФГОС ) Формы Спортивно - оздоровительное Клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, экскурсионный туризм, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные и естественнонаучные практики и т. д. Духовно - нравственное Общекультурное Общеинтеллектуальное Социальное

Организационные механизмы использования материалов учебного пособия «Белгородоведение» дополнительное образование Направленности дополнительных общеобразовательных программ Техническая Естественнонаучная Физкультурно - спортивная Художественная Туристско - краеведческая Социально - педагогическая

Особенности учебного пособия учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного издания, соответствующее учебной программе, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник; может являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору и т.д.; оперативность создания, включение актуального материала; может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и сорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения; учебный материал дается в более расширенном плане, он дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера; имеет своей целью решение конкретных задач обучения (информационных и др.).

Пособие Т Е К С Т В Н Е Т Е К С Т О В Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы Дополнительный Основной Пояснительный Методический Иллюстрации Аппарат ориентировки Аппарат ориентировки

Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний. Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки программы. Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника. Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала. Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение »

Дополнительные тексты содержат материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки программы. Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Это интересно! Корневища рогоза содержат значительное количество крахмала и могут употребляться в пищу. Стебли используют как стройматериал. Из листьев плетут корзинки, циновки, коврики, используют для изготовления бумаги и картона. Листья также содержат волокна, пригодные для изготовления грубой пряжи, шпагата, верёвок, канатов. Пух, образующийся при созревании семян, можно использовать как набивочный и теплоизоляционный материал, а в смеси с шерстью он может идти на изготовление фетровых шляп. Соцветия служат для составления сухих букетов. Листья заготавливают в июне июле, корневища поздней осенью. На примере модуля « Биология »

Дополнительные тексты содержат материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки программы. Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » На примере модуля « История » Со временем Северной войны связано единственное посещение Белгорода Петром I. Инспектируя армию, государь 28 февраля 1709 г. находился в Ахтырке, откуда через Вольный направился в Белгород, куда и прибыл 9 февраля, а 12 февраля отправился в Воронеж. Переписка Петра свидетельствует о том, что в ночь с 9 на 10 февраля 1709 г. у А.Д. Меншикова, который вместе со своей женой Дарьей Михайловной находился в Белгороде, родился сын Лука- Петр. Последний был крещен в Белгороде, восприемником стал сам государь Петр Алексеевич.

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала. Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Подписи к иллюстрациям Дуб обыкновенный Молодой растущий V- образный овраг. Автор Петин А.Н. Рис. 15. Руническая надпись

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала. Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Основные текстовые структурные компоненты УП «Белгородоведение » Определения терминов Летопись – это изложение исторических событий по годам (летам). «Повесть временных лет» – крупнейший летописный свод, составленный в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись – это изложение исторических событий по годам (летам). «Повесть временных лет» – крупнейший летописный свод, составленный в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Пояснения в скобках Российское царство было поделено на военные округа (разряды)…

Внетекстовый компонент УП «Белгородоведение» компонент УП «Белгородоведение»Внетекстовый Методический Иллюстрации Аппарат ориентировки Аппарат ориентировки Вопросы и задания Фотографии и репродукции картин Фотографии и репродукции картин Оглавление Выделения в параграфе Пункты параграфов Выделения в параграфе Пункты параграфов Даты, термины Таблицы Инструктивно- методические материалы Инструктивно- методические материалы Достоверные изображения эпохи Достоверные изображения эпохи Картосхемы, схемы, карты Картосхемы, схемы, карты Рубрикации Сигналы - символы Указатели Рекомендуемая литература Рекомендуемая литература

Методический компонент УП «Белгородоведение» Аппарат организации усвоения - структурный компонент пособия призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебного пособия. Основные элементы аппарата организации усвоения : вопросы и задания ; таблицы ; текстовые выделения и т. д.

Методический компонент УП «Белгородоведение» Аппарат организации усвоения - структурный компонент пособия призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебного пособия. Основные элементы аппарата организации усвоения : вопросы и задания ; Вопросы для самопроверки и обсуждения Задания для самостоятельной работы -Составьте кроссворд, используя понятия, с которыми вы познакомились в этом параграфе. -Изучи карту и выясни, площади каких соседних областей превышает территория нашей области ? -Выясните как развивался ваш населенный пункт во второй половине XIX в.? -Выполните исследовательскую работу и выясните, какие события происходили в период первой русской революции в вашем районе ? -Выполните проект « Грядка лекарственных растений на моем огороде ». - Подготовьте буклет - справочник « Красивые, но опасные !!!» о ядовитых растениях вашей местности ( это задание рекомендуется выполнять в группе ).

Методический компонент УП «Белгородоведение» Аппарат организации усвоения - структурный компонент пособия призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебного пособия. Основные элементы аппарата организации усвоения : вопросы внутри текста параграфа ; * На местах поселения славян найдены кости диких животных. Какие выводы можно сделать на основании этих находок ? * Назовите птиц, обитающих в вашей местности. Что вы о них знаете ?

Методический компонент УП «Белгородоведение» Аппарат организации усвоения - структурный компонент пособия призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебного пособия. Основные элементы аппарата организации усвоения : таблицы ; Название Какая часть растения ядовита Какой орган или система поражается, тип, тяжесть отравления Багульник Надземная часть и мед с цветов Желудок и нервная система (вплоть до паралича) Барвинок Все растение Сердце Белокрыльник болотный Особенно ягоды и корни Желудок и нервная система Бересклет Все растение Расстройство желудка, в тяжелых случаях поражается сердце Болиголов пятнистый Все растение Поражается нервная система, удушье, отравление Борщевик Сок растения, содержа­щий фотосенсибилиза­торы (усиливают чув­ствительность кожи к солнечным лучам) Ожоги кожи Ядовитые растения Белгородской области

Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала Иллюстративный компонент УП «Белгородоведение» фотографии карты

Иллюстративный компонент УП «Белгородоведение» схемы достоверные изображения эпохи репродукции картин

представляет совокупность дополнительных и справочно - вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы : методическое предисловие ; оглавление ; рубрикацию ; шрифтовые и цветовые выделения ; сигналы - символы ; р екомендуемую литературу и т. д. Аппарат ориентировки

… Если еще и долго не дождемся мы учебников, которые бы вполне соответствовали потребностям учащихся, то, по крайней мере, можем порадоваться хоть тому, что в некоторых из учебников, изданных в последнее время, здравый смысл уже не искажается с тою беспощадностью, как прежде. Можно надеется, что со временем явятся у нас и такие руководства, по которым учиться действительно будет легко и просто. Н. А. Добролюбов. Учебная книга по русской истории. (1859 г )