1 Формирование читательской грамотности учащихся 10 классов при работе с текстом языковедческого характера Ноябрь, 2015 Киселева Нина Анатольевна, методист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
Advertisements

8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ГИА 9 РЯ Методические рекомендации по обучению школьников написанию сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Департамент образования города Москвы ГАУ «Московский центр качества образования» Методическое сопровождение независимой диагностики учебных достижений.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Цапенко Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Транксрипт:

1 Формирование читательской грамотности учащихся 10 классов при работе с текстом языковедческого характера Ноябрь, 2015 Киселева Нина Анатольевна, методист экспертно-аналитического отдела ГАОУ ДПО МЦКО Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский центр качества образования»

2 Концепция читательской грамотности Цель чтения в начальной школе: 1) приобретение читательского опыта; 2) получение информации. Цель чтения в средней школе: использование письменных текстов для 1) размышления о них, 2) расширения своих знаний и возможностей, 3) участия в социальной жизни. PISA Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни.

3 Результаты международного исследования читательской грамотности PISA Годы Кол-во стран Рейтинг РФ Средний балл РФ Страны, сопоставимые с Россией по среднему баллу Португал ия, Латвия Турция, Уругвай Турция, Чили, Израиль Австрия, Литва, Турция Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция

44 Инструментарий диагностики Блоки читательских умений 1. Осуществлять поиск информации 2. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию 3. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию 4. Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста 5. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно- практических задач Трудные задания (по материалам диагностических работ и международных исследований) Задания на обобщение информации, содержащейся в разных частях текста или в разных текстах. Задания, построенные на материале из разных предметных областей, выполнение которых требует интеграции знаний. Задания, требующие объяснения, обоснования, аргументации. Задания, в которых нужно привести несколько примеров. Задания, требующие критического осмысления информации. Задания, требующие привлечения дополнительной информации, или содержащие избыточную информацию. Задания, требующие составления монологического высказывания.

5 Блок 2. Умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную информацию Умение делить текст на смысловые части, составлять план текста 4-6 классы В какой очерёдности следуют перечисленные события в тексте? А. Все наблюдают за полётом шарика. Б. Алёнка решает выпустить в небо новый шарик, если будут деньги его купить. В. Алёнка выбирает шарик и предлагает другу поносить его. Г. Рассказчик отпускает шарик. Д. Алёнка заплакала. Укажите верный ответ. 1)ВГАДБ 2)ВГДАБ 3)ВГДБА 4)ВГАБД 10 класс Прочитайте последовательность этапов в рассуждении автора текста. А. Изменения в лексике современного русского языка и процесс заимствования из английского. Б. Добавление нового значения к слову «мышь». В. Изобретение нового значения слова «собака». Г. Языковая игра как элемент пополнения лексического состава русского языка. Д. Особенности русского языка. Один из этапов рассуждения исключён. Укажите место его пропуска. 1) между А и Б 2) между Б и В 3) между В и Г 4) между Г и Д Ответ: 3

Блок 2. Умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную информацию Умение определять тему текста, основную мысль текста 4 класс В тексте 1 в основном говорится о том, как 1)было устроено самоходное судно, которое передвигалось против течения реки 2)талантливый самоучка всю жизнь трудился над созданием удивительных вещей 3)проходили испытания моста через Неву 4)появилась идея создания прожектора 6 класс Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста? 1)Во время посещения Байкала нужно обязательно попробовать вкусного и питательного омуля. 2)Байкал вмещает в себя до 80 % пресной воды нашей страны. 3)Главную роль в очистке воды играют микроорганизмы.4)Байкал – жемчужина среди озёр земного шара, его уникальность признана мировым сообществом. 10 класс Подбирая книги для школьной выставки по теме, заявленной в тексте М.Кронгауза, ученик включил в библиографический список следующие издания: 1) Клюев Е.В. Речевая коммуникация успешного речевого взаимодействия. М., ) Дьяков А.И. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. Новосибирск, ) Формирование русской лексики. Калькирование. / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., ) Аркис Н.Н. Закономерности взаимодействия языков в эпоху глобализации. М., Укажите, какая книга не соответствует тематике выставки. //Ответ: 1 6

Блок 4 Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста Умение сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Устанавливать сходство и различие в оценках явлений Редакция «Отечественных записок» (Copyright журнал «Отечественные записки») обратилась к современным русским писателям и журналистам с просьбой ответить вопросы, часть из которых приведена ниже: 1. Считается, что русский язык сильно изменился за последние десять-пятнадцать лет. Согласны ли вы с этим? В чем, по вашему мнению, эти изменения заключаются? 2. Пугают ли вас заимствования? 3. Какие мероприятия, направленные на улучшение ситуации с русским языком, вы бы предложили? Прочитайте выдержки из ответов некоторых авторов. Михаил Успенский 1. Понятное дело, что язык меняется в соответствии с прочими переменами в обществе. 2. Я не из пугливых. Ну что поделаешь, если вся компьютерная терминология на языке Билла Гейтса? Нечего было кибернетику запрещать. Кто раньше встал, того и тапки. Но и эти слова мы норовим обрусить: «приаттачить», «мессага» и т. д. Если данное слово нам необходимо, а порядочного аналога нет нехай живет. 3. …всякое вмешательство государства в развитие языка неминуемо ведет к его упрощению и обеднению. Нечего потакать двоечникам. Алексей Слаповский 1. Не так уж сильно, но изменился. Он всегда меняется. В первую очередь за счет лексики. 2. Да, как темные тучи с запада: будет дождь и слякоть. Есть ли пушки, чтобы разбить эти облака? Не знаю... На государственном уровне это возможно, но захотим ли мы жить в таком государстве? 3. Мероприятие бы предложил: всем чиновникам раз в неделю два часа курсы русского языка. Сопоставьте данные высказывания с позицией М. Кронгауза по каждому из вопросов: укажите, кто из авторов и в чём солидарен с мнением М. Кронгауза, высказанным в тексте 1, и в чём отличие их точек зрения. Вопрос 1: _____________________________________________ Вопрос 2: _____________________________________________ Вопрос 3: _____________________________________________ 7

8 Блок 3. Умение интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию Умение обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов Задание В речи продавцов одежды, а затем и покупателей стали встречаться слова элечка и эмочка. Это разговорные обозначения размеров одежды «L» и «M». Какой языковой процесс иллюстрирует этот пример? Приведите пример из текста, соответствующий данному процессу. Элементы содержания верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Языковой процесс – фонетическое сближение русского слова и иноязычного (языковая игра, каламбур). Возможные примеры: хомяк, мелить, мыло. Указания к оцениванию Приведены оба элемента верного ответа- 2 балла Приведён один элемент верного ответа- 1 балл Ответ не содержит элементов верного ответа, или ответ отсутствует - 0 баллов

9 Блок 5 Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач Составлять на основании текста монологическое высказывание Задание Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста 1: «Эта «креативность», по существу, встроена в русскую грамматику». Приведите аргумент из прочитанного текста, подтверждающий Ваши рассуждения. Примерный ответ Креативность языка – способность к творчеству – проявляется в грамматике при изменении фонетического облика иноязычного слова и добавлении ему категорий различных частей речи. Пример: иноязычное слово преобразовано в слово мелить, у которого есть фонетическое сходство с русским словом Емеля, опосредованная связь с лексическим значением (говорить, молоть чепуху), и грамматические категории, свойственные русским глаголам. Задание Почему в своей книге автор назвал главу, на основе которой построен текст 1, «Курс молодого словца»? Примерный ответ Название главы – каламбур, в основе которого – выражение «курс молодого бойца» (период адаптации в новой армейской среде). Эпитет «молодой» указывает на тему текста (неологизмы), «словцо» – помогает оценить характер новой лексики (меткая, иногда жаргонная). «Курс молодого словца» – функционирование новых слов в языке в период адаптации к новым условиям

Блок 4 Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте Задание Каково Ваше отношение к проблеме заимствования слов из других языков? Сформулируйте свою позицию. Аргументируя этот тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один – из прочитанного текста, а второй – на основе собственных знаний о языке. Рекомендации по оцениванию При оценивании акцент делается не на этической стороне высказывания, а на убедительности доводов. Композиция ответа: ТЕЗИС (Оценочное суждение об отношении к заимствованиям). Пример-аргумент 1 из текста (творческая переработка заимствованного слова: хомяк, мелить, мыло). Пример-аргумент 2 на основе собственных знаний о языке. 10

11 Диагностика читательской грамотности учащихся 10 классов Ноябрь, 2015 Киселева Нина Анатольевна, методист экспертно-аналитического отдела ГАОУ ДПО МЦКО Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский центр качества образования»