Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных.
Advertisements

Maternal & Infant Health Project - MIHP Физическое развитие ребенка тема:
РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. Анатомия - наука, изучающая строение и форму тела Физиология - наука, изучающая функции организма, саморегуляцию, все жизненные.
Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных.
Физическое развитие детей.
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «КУГЕСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Исполнитель: ученица 11 класса МОУ «СОШ 10» Торопова Юлия Владимировна Руководитель: учитель биологии в МОУ «СОШ 10» Свистунова Людмила Константиновна.
ПРИЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ. Для того чтобы занятия физическими упражнениями приносили только пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать.
КОСТНЫЙ ВОЗРАСТ Выполнила: Бактыбаева Б 602 группы.
Методы определения и оценки физического развития Вопрос 2.
Морфофункциональные особенности женского организма Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Рост и масса тела. Мышечная.
Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. На уроке мы познакомимся: На уроке мы познакомимся: с особенностями развития подросткового.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Понятие абсолютных показателей Выражают размеры (объемы) явлений и процессов Выражают размеры (объемы)
СРС на тему: Интерпретация гравидограммы Подготовила: Байдиллаева Д.Ж Группа: ОМ к Проверил: Майкупов М.М. С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ.
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Проблемы формирования здоровья современных подростков.
Структура и динамика популяций. Понятие о популяции Термин «популяция» был впервые введен в 1903 г. датским ученым Иогансеном. Популяция – это совокупность.
ПериодыВозрастХарактеристика Новорожденный1-10 днейВскармливание ребенка молозивом Грудной возраст10 дн. - 1 годВскармливание молоком. Рост увеличивается.
Что такое ожирение? Ожирение - заболевание, характеризующееся избыточным развитием жировой ткани. Ожирение - заболевание, характеризующееся избыточным.
Транксрипт:

Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных гипотезах и механизмах акселерации. Семиотика нарушений физического развития детей. доцент, к.мед.н. Романюк Оксана Константиновна

Физическое развитие детей- это процесс смены морфологических и функциональных особенностей организма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность Физическое развитие детей- это процесс смены морфологических и функциональных особенностей организма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность

ПОНЯТИЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, рост, дифференцировку органов и тканей, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Рост -количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

Физическое развитие человека обусловлено: 1)биологическими факторами (наследственность,пол, возраст); 2)социальными факторами (материальный и культурный уровень жизни, использование и распределение материальных благ,питание, воспитание, быт и др.).

Факторы пренатального периода, которые влияют на изменения длины и массы тела 1. Количество беременностей 1. Количество беременностей 2. Разнообразная акушерская патология 2. Разнообразная акушерская патология 3. Врачебные препараты, которые принимались беременной 3. Врачебные препараты, которые принимались беременной 4. Заболевания беременной 4. Заболевания беременной 5. Генетические факторы 5. Генетические факторы 6. Качественные и количественные нарушения питания беременной 6. Качественные и количественные нарушения питания беременной

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА факторы пренатального происхождения (гестозы, недоношенность, многоплодность и др.);факторы пренатального происхождения (гестозы, недоношенность, многоплодность и др.); количество и качество питания, неправильное вскармливание;количество и качество питания, неправильное вскармливание; острые и и хронические заболевания;острые и и хронические заболевания; врожденные и наследственные заболевания;врожденные и наследственные заболевания; эндокринные заболевания;эндокринные заболевания; органические поражения ЦНС;органические поражения ЦНС; биологические факторы;биологические факторы; социально-экономические, бытовые факторы социально-экономические, бытовые факторы нарушения режима.нарушения режима.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Выделяют 2 скачка развития: ПЕРВЫЙ СКАЧЕК: Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни при рождении рост ребенка в среднем = 50 см, то к концу первого года жизни он достигает см, т. е. увеличивается более чем на 50%; при рождении рост ребенка в среднем = 50 см, то к концу первого года жизни он достигает см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Причем с лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Масса тела примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений. После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. ВТОРОЙ СКАЧЕК: роста связан с наступлением полового созревания.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет –1/6, 6 лет –1/6, 12 лет –1/7 12 лет –1/7 и у взрослых – 1/8 и у взрослых – 1/8

БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ Биологический возраст- возраст развития. Паспортный- календарный или хронологический Основными критериями биологического возраста считаются: 1)зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); 4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек > рост пениса > увеличение гортани > лобковое оволосение > подмышечное оволосение > ростовой спурт (скачок роста длины тела) > рост волос на лице и теле. У девочек первым признаком пубертата является : увеличение половых желез > яичников > увеличением молочных желез > скачек роста длины тела (оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в лет.) Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе). 1)Уровень полового созревания

2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов. Сроки окостенения скелета кисти и дистального отдела предплечья у детей и подростков по М. А. Жуковскому и А. И. Бухману. Точки окостенения и синостозы Средний срок -мальчики девочки Головчатая и крючковатая кости Дистальный эпифиз лучевой кости Эпифизы основных фаланг и запястных костей Эпифизы средних и концевых фаланг Трехгранная кость Полулунная кость Многоугольная большая, малая и ладьевидная кости Дистальный эпифиз локтевой кости Шиловидный отросток локтевой кости Гороховидная кость Сесамовидные кости в I пястно-фаланговом суставе Синостоз в I пястной кости Синостозы в концевых фалангах Синостозы в основных фалангах Синостозы в средних фалангах Синостозы во II- V пястных костях Синостоз дистального эпифиза локтевой кости Синостоз дистального эпифиза лучевой кости 3- 4 месяца месяца месяца месяца 3- 3,5 года 3,5- 4 года 5,5- 6 лет 7- 7,5 года 9,5- 10 лет лет 13,5- 14 лет 15,5- 16 лет ,5 года 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет лет лет 2- 3 месяца месяца месяца месяца 2- 2,5 года 2,5- 3 года 4- 4,5 года 6- 6,5 года 7,5- 8 лет 8,5- 9 лет ,5 года 12,5- 13 лет 13,5- 14 лет лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 16,5- 17 лет

3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные - в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков.

4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. 1.Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением - более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. 2. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно мм ртутного столба, у 18-летнего юноши мм. 3. Та же зависимость существует частоты дыхания: в минуту - у новорожденного и в среднем у взрослого. 4. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.

ПОНЯТИЕ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ От англ. acceleration-ускорение

Основные проявления у детей раннего возраста Увеличение массы и длины тела новорожденного Увеличение массы и длины тела новорожденного Более интенсивная прибавка в массе и росте на протяжении первого года Более интенсивная прибавка в массе и росте на протяжении первого года Более раннее зарастание родничка Более раннее зарастание родничка Более раннее прорезывание молочных зубов Более раннее прорезывание молочных зубов

Акселерация у детей возрастом от 3 до 6-7 лет Более выражена прибавка в росте и массе Более выражена прибавка в росте и массе Более раннее появление ядер окостенения Более раннее появление ядер окостенения Более ранняя смена молочных зубов на постоянные Более ранняя смена молочных зубов на постоянные

Акселерация в школьном возрасте Более выражена прибавка роста, длины туловища и массы тела Более выражена прибавка роста, длины туловища и массы тела Ускорение полового созревания Ускорение полового созревания Возникновение диссонанса между ранним половым и эмоциональным созреванием, недостаточным умственным развитием и социальной незрелостью Возникновение диссонанса между ранним половым и эмоциональным созреванием, недостаточным умственным развитием и социальной незрелостью

Гипотезы акселерации 1. Физико-химические теории:1. Физико-химические теории: –Гелиогенная –Радиоволновая, магнитная –Влияние космической радиации –Повышение содержания углекислого газа (рост производства) 2. Теории отдельных факторов условий жизни:2. Теории отдельных факторов условий жизни: –Алиментарная –Повышенного информационного потока

Гипотезы акселерации (2) 3. Генетические теории:3. Генетические теории: –Циклических биологических изменений 4. Теории комплекса факторов условий жизни 4. Теории комплекса факторов условий жизни –Урбанистические влияния –Влияния комплекса социально-биологических факторов

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА:ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА: А. Оценка длины тела плода в зависимости от срока беременности (эмпирическая формула Гаазе):А. Оценка длины тела плода в зависимости от срока беременности (эмпирическая формула Гаазе): в первые 5 мес. - L = n 2 ;в первые 5 мес. - L = n 2 ; после 5 мес. - L = n x 5,после 5 мес. - L = n x 5, –где n – количество месяцев беременности, а L - длина тела плода.

Б. Максимальное увеличение массы тела плода приходится на 34-ю неделю беременности. Между 36-й и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.Б. Максимальное увеличение массы тела плода приходится на 34-ю неделю беременности. Между 36-й и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.

Ориентовочные расчеты:Ориентовочные расчеты: масса тела плода на 30-й неделе беременности равняется 1300 г.; на каждую последующую неделю нужно добавить 200 г, а на каждую предыдущую - отнять 100 г.масса тела плода на 30-й неделе беременности равняется 1300 г.; на каждую последующую неделю нужно добавить 200 г, а на каждую предыдущую - отнять 100 г. Таким расчетом можна пользоваться в период между 25-й и 42-й неделями беременности Таким расчетом можна пользоваться в период между 25-й и 42-й неделями беременности

Окружность головы: Окружность головы: в 34 недели окружность головы плода равняется 32 см, на каждую предыдущую неделю отнять 1 см, а на каждую последующую – прибавить 0,5 см.в 34 недели окружность головы плода равняется 32 см, на каждую предыдущую неделю отнять 1 см, а на каждую последующую – прибавить 0,5 см.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО:ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО: - масса тела при рождении г;- масса тела при рождении г; - длина тела см;- длина тела см; - окружность головы см;- окружность головы см; - окружность груди см;- окружность груди см; - физиологическая потеря массы тела 5- 8%.- физиологическая потеря массы тела 5- 8%.

Расчет основных показателей физического развития здоровых детей до 1 года Расчет основных показателей физического развития здоровых детей до 1 года

Масса тела:Масса тела: 1. Прирост за 1-й мес. 600 г;1. Прирост за 1-й мес. 600 г; за 2-й мес. 800 г;за 2-й мес. 800 г; за 3-й мес. 800 г;за 3-й мес. 800 г; за каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем за предыдущийза каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем за предыдущий

Рост:Рост: за І кв. – по 3 см ежемесячно (за квартал 9 см); за І кв. – по 3 см ежемесячно (за квартал 9 см); за ІІ кв. - по 2,5 см ежемесячно (за квартал 7,5 см); за ІІ кв. - по 2,5 см ежемесячно (за квартал 7,5 см); за ІІІ кв. – по 1,5 см ежемесячно (за квартал 4,5 см); за ІІІ кв. – по 1,5 см ежемесячно (за квартал 4,5 см); за IV кв. - по 1,0 см ежемесячно (за квартал 3 см).за IV кв. - по 1,0 см ежемесячно (за квартал 3 см).

Окружность головы:Окружность головы: Ежемесячно увеличивается на 1,5 см до 6 мес, после 6 мес на 0,5 см ежемесячно:Ежемесячно увеличивается на 1,5 см до 6 мес, после 6 мес на 0,5 см ежемесячно: –До 6 мес окружность головы = 43- 1,5*(6-n); –после 6 мес = 43+0,5*(n-6), –где n – возраст в месяцах.

Окружность груди:Окружность груди: Ежемесячно увеличивается на 1,3 см; –До 6 мес окружность груди: –45-2*(6-n), –после 6 мес = 45+0,5*(n-6), –где n – возраст ребенка в месяцах.

Расчет основных показателей физического развития детей, старше 1-года

Масса тела:Масса тела: От 2 до 10 лет: M (кг) = 10+2*n,От 2 до 10 лет: M (кг) = 10+2*n, –где n – возраст ребенка в годах. Старше 10 лет: M = 30+4*(n-10),Старше 10 лет: M = 30+4*(n-10), –где n - возраст ребенка в годах

Рост:Рост: до 4-х лет L = 100 – 8*(4-n);до 4-х лет L = 100 – 8*(4-n); старше 4-х лет L = 100+6*(n-4),старше 4-х лет L = 100+6*(n-4), –где n - возраст ребенка в годах

Окружность головы:Окружность головы: от 1 до 5 лет = 50 – 1*(5-n);от 1 до 5 лет = 50 – 1*(5-n); после 5 лет = ,6*(n-5),после 5 лет = ,6*(n-5), –где n - возраст ребенка в годах

Окружность груди:Окружность груди: от 1 до 10 лет = ,5*(10 - n);от 1 до 10 лет = ,5*(10 - n); старше 10 лет= *(n - 10),старше 10 лет= *(n - 10), –где n - возраст ребенка в годах

Оценка антропометрических данных:Оценка антропометрических данных: - средние – отклонения показателей в пределах 7% от средней величины; - средние – отклонения показателей в пределах 7% от средней величины; - выше или ниже среднего - в пределах 8- 20%- выше или ниже среднего - в пределах 8- 20% - низкие или высокие – больше 20% от средней величины по эпмпирическим формулам.- низкие или высокие – больше 20% от средней величины по эпмпирическим формулам.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСК ИЕ ИНДЕКСЫ АНТРОПОМЕТРИЧЕСК ИЕ ИНДЕКСЫ

Индекс упитанности Л.И.Чулицкой ( характеризует степень упитанности ребенка):Индекс упитанности Л.И.Чулицкой ( характеризует степень упитанности ребенка): 3 объема плеча (см) + объем бедра (см) + объем голени (см) - рост (см);3 объема плеча (см) + объем бедра (см) + объем голени (см) - рост (см); Норма: до 1 года см; меньше 20 см при гипотрофии; больше 25 см – при паратрофии;Норма: до 1 года см; меньше 20 см при гипотрофии; больше 25 см – при паратрофии; 2-3 года - 20 см; 2-3 года - 20 см; 6-7 лет см; 6-7 лет см; 7-8 лет - 6 см. 7-8 лет - 6 см.

Индекс Ф.Ф. Эрисмана (ИЭ) характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично его упитанность:Индекс Ф.Ф. Эрисмана (ИЭ) характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично его упитанность: ИЭ = окружность груди (см) – 1/2 роста (см); ИЭ = окружность груди (см) – 1/2 роста (см); Норма: 1-й год - 13,5-10 см;Норма: 1-й год - 13,5-10 см; 2-3 года – 9-6 см; 2-3 года – 9-6 см; 6-7 лет – 4-2 см; 6-7 лет – 4-2 см; 7-8 лет - 0, но наилучше, если до 15 лет ИЭ = 1-3 см; 7-8 лет - 0, но наилучше, если до 15 лет ИЭ = 1-3 см; Взрослые = 5-6 см.Взрослые = 5-6 см.

Индекс А.Ф.Тура:Индекс А.Ф.Тура: Соотношение объема головы к объему грудной клетки; (Объем груди - объем головы)Соотношение объема головы к объему грудной клетки; (Объем груди - объем головы) Норма: от 1 до 7 лет объем груди превышает объем головы на столько см, сколько лет ребенку.Норма: от 1 до 7 лет объем груди превышает объем головы на столько см, сколько лет ребенку.

Индекс пропорциональности Л.И.Чулицкой: Индекс пропорциональности Л.И.Чулицкой: 3 объема плеча = объему грудной клетки = объему бедра + объему голени. 3 объема плеча = объему грудной клетки = объему бедра + объему голени.

коэффициент физического развития (Q) показывает, какой процент от нормы составляет вес ребенка :коэффициент физического развития (Q) показывает, какой процент от нормы составляет вес ребенка : Q = фактический вес (кг) х 100 Q = фактический вес (кг) х 100 долженствующий вес(кг) долженствующий вес(кг) –норма 100%.

Масо-ростовой коэффициент:Масо-ростовой коэффициент: соотношение массы тела ребенка к росту (только для новорожденных).соотношение массы тела ребенка к росту (только для новорожденных). –Норма

МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ.МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ. Он наиболее точен, поскольку индивидуальные антропометрические данные детей сравнивают с возрастными, половыми и региональными антропометрическими таблицами стандартов двох типов: параметрического (сигмального) и непараметрического (центильного) типов.Он наиболее точен, поскольку индивидуальные антропометрические данные детей сравнивают с возрастными, половыми и региональными антропометрическими таблицами стандартов двох типов: параметрического (сигмального) и непараметрического (центильного) типов.

1. Сигмальные таблицы:1. Сигмальные таблицы: - отклонение среднего квадратического отклонения (сигма); - отклонение среднего квадратического отклонения (сигма); - оценка физического развития проводится индивидуально путем сравнения антропометрических данных ребенка со средними показателями физического развития (стандартами); - оценка физического развития проводится индивидуально путем сравнения антропометрических данных ребенка со средними показателями физического развития (стандартами); - разницу между этими показателями делят на сигму, указанную в таблицах; - разницу между этими показателями делят на сигму, указанную в таблицах; - получают сигму регресии; - получают сигму регресии; - оценивают по шкале регресии, в основу берется условный показатель. - оценивают по шкале регресии, в основу берется условный показатель.

Оценочные подгруппы по показателям роста:Оценочные подгруппы по показателям роста: -низкий (вариабельность сигмы от -2 и ниже); -- ниже среднего (от -1 до -2 сигмы); - средний (от +1 до –1 сигмы); - средний (от +1 до –1 сигмы); - выше среднего (от +1 до +2 сигмы) - выше среднего (от +1 до +2 сигмы) - высокий (от +2 и выше). - высокий (от +2 и выше).

2. Центильный метод.2. Центильный метод. Принцип центильных таблиц состоит в том, что центили делят значения показателей физического развития на 100 равноправных интервалов, наиболее часто используют 3-, 10-, 25-, 50-, 75-, 90- и 97-й центили. Принцип центильных таблиц состоит в том, что центили делят значения показателей физического развития на 100 равноправных интервалов, наиболее часто используют 3-, 10-, 25-, 50-, 75-, 90- и 97-й центили.

Оценка:Оценка: й центили - средние показатели; й центили - средние показатели; й, й - тенденция к снижению или увеличению показателя; й, й - тенденция к снижению или увеличению показателя; 10-3-й, й центили – достоверное снижение или увеличение показателя й, й центили – достоверное снижение или увеличение показателя.

При оценке антропометрических данных используют следующие критерии:При оценке антропометрических данных используют следующие критерии: СРЕДНИЕ - если отклонение показателей находится в пределах:СРЕДНИЕ - если отклонение показателей находится в пределах: а) х 7 % по эмперическим формулам;а) х 7 % по эмперическим формулам; б) х 1 по сигмальным таблицам;б) х 1 по сигмальным таблицам; в) росто-весовые показатели находятся в пределах средней центильной зоны от 25 до 75 центиля.в) росто-весовые показатели находятся в пределах средней центильной зоны от 25 до 75 центиля.

ВЫШЕ или НИЖЕ СРЕДНЕГО- если отклонения показателей находятся в пределах:ВЫШЕ или НИЖЕ СРЕДНЕГО- если отклонения показателей находятся в пределах: а) х 8-20 % по эмпирическим формулам;а) х 8-20 % по эмпирическим формулам; б) х -2 по сигмальным таблицам;б) х -2 по сигмальным таблицам; в) зоны центилей занимают промежутки соответственно от 75 до 90 и от 25 до 10 центилей.в) зоны центилей занимают промежутки соответственно от 75 до 90 и от 25 до 10 центилей.

ВИСОКИЕ или НИЗКИЕ - если отклонения показателей находятся в пределах:ВИСОКИЕ или НИЗКИЕ - если отклонения показателей находятся в пределах: а) 20 % отклонения от средней величины по эмпирическим формулам;а) 20 % отклонения от средней величины по эмпирическим формулам; б) 2 стандартных отклонений;б) 2 стандартных отклонений; в) величина показателя находится в зоне от 10 до 3 или от 90 до 97 центилей.в) величина показателя находится в зоне от 10 до 3 или от 90 до 97 центилей.

Формы нарушения физического развития:Формы нарушения физического развития: гипотрофия; гипотрофия; задержка роста; задержка роста; паратрофия; паратрофия; ожирение; ожирение; акселерация; акселерация; избыточный рост. избыточный рост.

СТЕПЕНИ ГИПОТРОФИИ СТЕПЕНИ ГИПОТРОФИИ Степени Дефицит веса Дефицит роста Индекс упитанности Чулицкой Индекс пропор- циональности Чулицкой І10-20% В норме ІІ20-30% На 2-4 см 0-10 нарушена ІІІ Больше 30% На 7-10 см Отрица- тельный нарушена

ПАРАТРОФИЯ (до 1-го года): - с преобладанием массы над ростом;ПАРАТРОФИЯ (до 1-го года): - с преобладанием массы над ростом; равномерный избыток массы и рост;равномерный избыток массы и рост;

ОЖИРЕНИЕ (после 1-го года):ОЖИРЕНИЕ (после 1-го года): І ст. избыток массы 15-30%; І ст. избыток массы 15-30%; ІІ ст %; ІІ ст %; ІІІст %; ІІІст %; IV ст. – избыток более 100%. IV ст. – избыток более 100%.

Показатели физического развития ребенка Используют 5 показателей для оценки физического развития ребенка:Используют 5 показателей для оценки физического развития ребенка: Масса тела / возраст Масса тела / возраст Длина тела / рост / возраст Соотношение масса тела / длина / рост Длина тела / рост / возраст Соотношение масса тела / длина / рост Индекс массы тела / возраст Окружность головы Индекс массы тела / возраст Окружность головы Результаты измерений должны быть регулярно отложены на графиках в зависимости от пола ребенка Результаты измерений должны быть регулярно отложены на графиках в зависимости от пола ребенка

at.14 Медіана Стандартне відхилення +2 Стандартне відхилення -2 Стандартне відхилення -3 Стандартне відхилення +3

График масса тела / возраст Масса тела / возраст показывает, какой массы тела набрал ребенок данного возраста на момент осмотра Масса тела / возраст показывает, какой массы тела набрал ребенок данного возраста на момент осмотра Используется для оценки: Всегда когда ребенок имеет недостаточную или слишком недостаточный вес Используется для оценки: Всегда когда ребенок имеет недостаточную или слишком недостаточный вес Никогда не используется для определения избыточного веса или ожирения Никогда не используется для определения избыточного веса или ожирения

at.14 Медіана Недостатня вага Норма Надмірно недостатня вага Оцінити співвідношення маси до довжини тіла

at.14 Медіана Норм а Мальчику 1 месяц, масса тела 4 кг

График длина тела / рост / возраст Длина тела / рост / возраст отражает, какой длины тела / роста приобрела ребенок данного возраста на момент осмотра Используется для определения детей: Имеющие задержкой роста вследствие недостаточного питания или заболеваний Имеющие задержкой роста вследствие недостаточного питания или заболеваний Слишком высоких для своего возраста.Слишком высоких для своего возраста. Высокий рост редко представляет собой проблему, за исключением случаев эндокринных расстройств

Как измерять длину и рост Если ребенку меньше 2-х лет, длина измеряется в лежачем положении Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенок в лежачем положении измерьте рост в вертикальном положении и к результату измерения необходимо добавить 0,7 см Eсли ребенку 2 года и старше, рост измеряется в вертикальном положении Если ребенку 2 года и старше и нет возможности измерить рост в вертикальном положении измерьте рост в лежачем положении и от результата измерения необходимо вычесть 0,7 см

Медіана Затримка росту Норма Надмірна затримка росту Оцінити зріст батьків, якщо потрібно – консультація ендокринолога

Соотношение масса тела / длина тела / рост Соотношение масса тела / длина тела / рост отражает, какую массу приобрела ребенок данного возраста по отношению к длине тела / роста на момент осмотра Используется для определения детей: Какие имеют очень низкую массу тела: что может свидетельствовать об истощении или значительное истощение Какие имеют очень низкую массу тела: что может свидетельствовать об истощении или значительное истощение С высоким соотношением массы к длине тела / роста что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожиренияС высоким соотношением массы к длине тела / роста что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожирения

Медіана Виснажена Норма Дуже виснажена Ризик надмірної ваги Надмірна вага Ожиріння

Индекс массы тела (ИМТ) Индекс массы тела (ИМТ) используется для проведения скрининга: избыточным весом и ожирением При интерпретации риска избыточного веса необходимо принять во внимание вес родителей ребенка Если у ребенка один из родителей страдает ожирением, имеет 40% риска развития избыточного веса Если у ребенка один из родителей страдает ожирением, имеет 40% риска развития избыточного веса Если у ребенка оба родителя, которой страдают ожирением, риск избыточного веса возрастает до 70%.Если у ребенка оба родителя, которой страдают ожирением, риск избыточного веса возрастает до 70%.

ИMТ тела определяется по формуле:ИMТ тела определяется по формуле: График ИМТ показывает результаты, схожие с результатами графике соотношения массы к длине тела / роста ребенка График ИМТ показывает результаты, схожие с результатами графике соотношения массы к длине тела / роста ребенка ИМТ ребенка резко возрастает, когда ребенок быстро набирает массу по отношению к росту в первые 6 месяцев жизниИМТ ребенка резко возрастает, когда ребенок быстро набирает массу по отношению к росту в первые 6 месяцев жизни ИМТ снижается позже в возрасте до года и остается стабильным от 2 до 5 лет жизниИМТ снижается позже в возрасте до года и остается стабильным от 2 до 5 лет жизни стор.21 Индекс массы тела (ИМТ) Масса тела / кг (Рост/м) ² (Рост/м) ²

at.14 Медіана Виснажена Норма Дуже виснажена Ризик надмірної ваги Надмірна вага Ожиріння

"В норме" график физического развития ребенка будет проходить параллельно медиане"В норме" график физического развития ребенка будет проходить параллельно медиане При интерпретации графиков физического развития ребенка следует помнить о следующих ситуации, которые могут указывать на проблему или наличие риска:При интерпретации графиков физического развития ребенка следует помнить о следующих ситуации, которые могут указывать на проблему или наличие риска: 1. Кривая физического развития ребенка пересекает линию стандартного отклонения. 2. В графике физического развития ребенка наблюдается резкий подъем или снижение. 3. Отсутствие положительной динамики графику физического развития ребенка (масса или рост ребенка не увеличивается).

Если кривая физического развития ребенка проходит рядом с медианой, время от времени ее пересекая, это нормально.Если кривая физического развития ребенка проходит рядом с медианой, время от времени ее пересекая, это нормально. Если кривая физического развития растет или падает, пересекая при этом линию стандартного отклонения, следует провести анализ, поскольку эта тенденция может быть свидетельством проблемы.Если кривая физического развития растет или падает, пересекая при этом линию стандартного отклонения, следует провести анализ, поскольку эта тенденция может быть свидетельством проблемы. Если ребенок быстро набрала массу, следует оценить Ее длину / рост.Если ребенок быстро набрала массу, следует оценить Ее длину / рост. Если увеличилась лишь масса ребенка, это свидетельствует о наличии проблемы.Если увеличилась лишь масса ребенка, это свидетельствует о наличии проблемы. Если масса и рост ребенка увеличились пропорционально, это означает, что ребенок "догоняет в развитии" благодаря улучшению питания или выздоровела после заболевания.Если масса и рост ребенка увеличились пропорционально, это означает, что ребенок "догоняет в развитии" благодаря улучшению питания или выздоровела после заболевания.

Важно проанализировать ситуацию в целом при интерпретации динамики графиков физического развития ребенка.Важно проанализировать ситуацию в целом при интерпретации динамики графиков физического развития ребенка. Если кривая физического развития ребенка пересекает линию стандартного отклонения, это означает, что в развитии ребенка произошли значительные изменения.Если кривая физического развития ребенка пересекает линию стандартного отклонения, это означает, что в развитии ребенка произошли значительные изменения. Если кривая физического развития приобрела направлении медианы, это означает, что изменения имеют положительную тенденцию.Если кривая физического развития приобрела направлении медианы, это означает, что изменения имеют положительную тенденцию. Если кривая физического развития приобрела направлении от медианы, это является свидетельством риска или проблемы.Если кривая физического развития приобрела направлении от медианы, это является свидетельством риска или проблемы.