Тема опыта «Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики и математики через систему индивидуальных заданий» Учитель: СтариковаН.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Advertisements

Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
«Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Проект новых стандартов: компетентностный подход.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Транксрипт:

Тема опыта «Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики и математики через систему индивидуальных заданий» Учитель: СтариковаН.Н.

Условие возникновения, становления опыта Преподаватель работает в Украинской средней общеобразовательной школе 27 лет, по данной теме работает 2 года. В классах дети с разным уровнем обученности, поэтому, решая различные проблемы обучения, пришла к следующим противоречиям в преподавании: 1. Противоречие между большим интересом к предмету в средних классах и падение активности в старшем звене. 2. противоречие между наличием теоретических знаний учащихся и неспособности применить их при выполнении практических заданий. 3. Противоречие между уровнем подготовленности учащихся и несоответствие итогам выполненных контрольных работ, олимпиад, тестов.

Актуальность опыта Использование на уроках системы индивидуальных заданий организует мышление учащихся, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное – формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение замечать закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

Ведущая педагогическая идея опыта Цели: совершенствование качества и эффективности обучения физике; формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций, необходимых для решения открытых задач.

Задачи: формирование выпускника современной школы, обладающего качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике; самостоятельно критически и творчески мыслить, искать пути рационального преодоления трудностей, быть способным генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным, уметь работать в коллективе, предотвращая конфликтные ситуации или грамотно выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. способен к жизненному самоопределению и самореализации.

Научно-теоретическое обоснование опыта. Одним из перспективных подходов, позволяющих решить задачи, стоящие перед современной системой образования, признается компетентностный подход, который базируется на двух основных понятиях – «компетенция» и «компетентность». Наиболее полно данный подход сегодня разработан в школе А.В.Хуторского.

Ценностно-смысловые компетенции. - Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. - Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные компетенции. - Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно- познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. - Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. - Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. - Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Компетентностный подход в обучении физике Учащийся способен: анализировать ситуации практического характера, распознавать в них знакомые физические явления и применять знания для их объяснения; решать задачи, распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, находить адекватную задаче физическую модель, уметь решать задачу (проблему) как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и при недостатке необходимого материала с помощью методов оценки, на качественном уровне или на основе здравого смысла; к эффективному поиску информации научно-популярного характера в СМИ, перевода информации из одной знаковой системы в другую, умеет критически ее оценивать, определять достоверность информации, использовать полученную информацию для принятия решений практического характера. Демидова М.Ю. Компетентностно-ориентированные задания в естественнонаучном образовании Народное образование, – 4.

Деятельностный подход в обучении. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 2030-х годах ХХ века в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и развивалась их продолжателями Г.П.Щедровицким, О.С.Анисимовым, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым и др. На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования построена дидактическая система деятельностного метода (Л.Г.Петерсон, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»), ориентированная на ценности саморазвития личности, и концепция, реализующая эту систему в практической деятельности школ. Л.Г.Петерсон определяет деятельностный подход как обучение, обеспечивающее систематическое включение учащихся в активную познавательную деятельность. Деятельностный подход ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.

технологией деятельностного метода включает следующую последовательность: 1. Самоопределение к деятельности (орг.момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Дидактические принципы деятельностного метода: Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.

Черты деятельностного подхода по А.А.Леонтьеву: 1) Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. 2) Деятельностный подход предполагает создание у ребенка установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор возможностей. 3) Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно- познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики и математики через систему индивидуальных заданий

Пропедевтическая деятельность. Показать красоту и место в научно-техническом прогрессе той науки, которую они будут изучать в седьмом классе. Рассказать об удивительных явлениях природы, которые она исследует, о важности использования научных открытий на благо человека. Познакомить с физическим кабинетом и оборудованием, которым будем пользоваться на уроках. С помощью простых опытов и экспериментальных задач стимулировать интерес к предмету и учёбе. Показать принцип непрерывности и межпредметные связи в обучении.

1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов? 3. Какую траекторию описывает центр колеса автомобиля относительно ровной прямолинейной дороги? 2. Приведите примеры тел, движущихся относительно Земли; неподвижных относительно Земли. 22

5. Как движется точка А обода колеса: - относительно оси вращения колеса? - относительно земли? 4. Какие элементы аттракциона «Колесо обозрения» движутся поступательно? 23 А

6. Определите координату человека относительно а) снеговика;б) остановки 200 м х

Личностно-ориентированное обучение. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики нетрудно создать конкретные субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения, что может помочь решению актуальнейшей проблемы: преодолению опасности роста учебных нагрузок при сокращении числа часов, отводимых на изучение физики. Очевидно, что экстенсивным путём (увеличение объёма домашних заданий и т.д.) решать её невозможно, необходимы новые подходы к обучению.

Индивидуализация обучения. Через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования. Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, учитывая индивидуальные особенности ребенка, позволяет создать «ситуацию успеха», для развития его потенциальных возможностей. Уровневая дифференциация позволяет обеспечить обучение каждого ребёнка на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития). Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.

Система индивидуальны х заданий Цель изменение уровня учебной мотивации у обучающихс я создание ситуации успеха на уроке развитие ученика в зоне его ближайшег о развития

Вопросы теста: Сила тяжести определяется… А. F=mg Б. F=ρgh В. F=ρgV 2. Сила тяжести направлена…. А. Вверх Б. Вниз В. Горизонтально 3. Архимедова сила определяется… А. F=mg Б. F=ρgh В. F=ρgV Слайд 3 4. Сила Архимеда направлена… А. Вверх Б. Вниз В. Горизонтально F 1 5. Определите направление равнодействующей сил F 1 и F 2 А. Вверх Б. Вниз В. Нет правильного ответа

Метод проблемного обучения. Проблемная ситуация может быть представлена по-разному: -фронтальный эксперимент -фронтальный эксперимент - индивидуальные задания, - индивидуальные задания, - домашние лабораторные исследовательские работы - домашние лабораторные исследовательские работы -проблемная постановка вопроса -проблемная постановка вопроса

Загадка: Расту на кочке – душистые листочки Меня собирай – заваривай чай ?? На каком явлении основана заварка чая?

Порешаем задачи Задачи любителям биологии. 1. Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты: запах от клопов отвратителен, а божьи коровки выделяют жёлтую ядовитую жидкость. ?? Объясните передачу запахов 2. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде рек, озёр и морей. Какой физический процесс позволяет кислороду из атмосферы попадать в воду?

Порешаем задачи ! Напоминание маме!: ?? Не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью. Почему?

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к: изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач; развитию новых педагогических методов и приемов; структурным изменениям в педагогической системе.

Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся. При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала. Например я широко использую на уроках презентации, видиофрагменты.

Инновационной составляющей моей деятельности являются разработка и апробация вышеперечисленных приемов и средств в обучении физике. Анализируя практику своей работы, убеждаюсь, что нельзя ввести в абсолют какой- либо единственный метод, приём или даже целиком технологию, необходимо использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения. В зависимости от типа урока и его цели комплексно применяю разнообразные методы и приёмы.

Результатом этого является стабильный уровень качества знания. Прогнозируемый результат: Предполагается, что по окончании работы над выбранной темой: Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения и интереса к предмету физики. Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала. Будут проведены открытые уроки для учителей школы, раскрывающие сущность и пути внедрения выбранной методики в практику преподавания.

Вывод: Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем физической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Чему я хочу научить своих учеников? Нет ничего прекраснее, как вновь и вновь открывать для себя мир: В одном мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. Если на моих уроках у учеников сформируется способность к самопознанию, к саморазвитию, то мне не стоит сомневаться в востребованности моего предмета.

Литература: Молоков Ю.Г. О проекте "Информатизация школьного образовательного пространства", Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс /Сборник научных трудов под редакцией чл.-кор. РАО, д.тех.н. И.М. Бобко-Новосибирск- Новокузнецк, изд.НГПИ, с., стр Молоков Ю.Г. Информационные технологии в организации школьного образовательного процесса, Информационные технологии в общеобразовательной школе: Сборник материалов международной телеконференции. Новосибирск Издательский центр ИВТ СО РАН с., стр Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование С Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет-журнал "Эйдос".

И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос". 6. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. ucoz.ru/news/ Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос" февраля. htm 8. Леонтьев А.А.. Что такое деятельностный подход в образовании? // «Начальная школа: 9. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения.. - М.:ACADEMIA АПК и ППРО, Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках

Спасибо за внимание!