КРУГЛЫЙ СТОЛ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВЫХ ВЫЗОВОВ» Докладчик: Буров Виталий Юрьевич Чита. 23 октября 2015 г. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
Advertisements

ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
Малышев Денис Перфильевич РОЛЬ ВУЗОВ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Псков 2012.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ В НЕМ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Транксрипт:

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВЫХ ВЫЗОВОВ» Докладчик: Буров Виталий Юрьевич Чита. 23 октября 2015 г. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Исходные положения Главные вызовы сегодняшнего и будущего периодов для российской экономики являются: 1. Замедление динамики экономического роста. Причины включения механизма торможения связаны в основном исчерпанием действовавшей с 1999 года модели экономического роста (из послания Президента РФ Федеральному Собранию г.). 2. Ухудшение демографических пропорций, увеличивающих давление на рынок труда и на бюджетную систему. 3. Резко ухудшившаяся внешнеполитическая среда: санкционное давление. Следовательно, экономика регионов России предстоит развиваться на мобилизации внутренних ресурсов и резервов. - обоснование политики приоритетов в развитии производства товаров и услуг в Забайкальском крае: -поиск конкурентных позиций в экономике ЗК и развитие горизонтальных межсубъектных кооперационных связей с Республикой Бурятия и Иркутской областью в рамках Байкальского субрегиона для повышения общей конкурентоспособности трех субъектов РФ; - обоснование приоритетности развития восточного вектора Евразийского пространства; - развитие государственных и гражданских институтов управление социально-экономическим развитием в качестве механизма реализации предложений.

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский: Импортозамещение - это фетиш из поздние советского прошлого. Заснем в стране тотального социалистического дефицита (засилья импорта), а проснемся в царстве рыночного капиталистического изобилия («Сделано в России»). Стремление к тотальному замещению – «маразм». Так считает глава администрации президента РФ Сергей Иванов. Россия не стремится к тотальному импортозамещению и отгораживаться от всего мира тоже не хочет. «Это был бы маразм». Александр Рубцов, Кандидат философских наук, руководитель Центра философских исследований идеологических процессов Института философии РАН. - Уйти от сырьевой модели не получилось во времена сравнительно либеральной политики и тем более не получится сейчас. - Импортозамещение – идея ценная, но она ставит режим враскоряку. И постмодернистским пиаром здесь не отделаешься: зияющее изобилие люди будут наблюдать не по телевизору, а непосредственно на магазинных полках и ценниках Владислав Иноземцев: Импортозамещение по-путински. Как погоня за отечественным продуктом продлевает экономический кризис. Импортозамещение сложный процесс, выходящий далеко за пределы компетентности современной российской правящей элиты. Оно имеет экономический смысл только в случае, если формирует качественно новые отрасли и повышает эффективность производства, а не реанимирует предприятия, которые давно «дышат на ладан». Сегодня самой большой ошибкой было бы стремиться поддерживать высокие темпы роста в экономике, нуждающейся в структурной перестройке.

Укрепление системы национальной, в том числе экономической безопасности, является важнейшей функцией любого государства, начиная с момента его возникновения. Особенно актуальна данная проблема для депрессивных регионов (Забайкалья) с демографическими и экологическими ограничениями.

Ретроспективный анализ социально-экономического развития Байкальского региона и его современного состояния позволило выявить несколько ключевых проблемных блоков, связанных, прежде всего, с угрозами национальной и экономической безопасности: Демографический (миграция, дефицит высококвалифицированных специалистов и в первую очередь рабочих и инженерно-технических специальностей) Продовольственный (проблемы импортозамещения) Энергетический Малое и среднее предпринимательство (малоэффективная инфраструктура; недоступность заемных фин. ресурсов и дефицит собственных; большой уровень теневой деятельности) Поскольку демографическая, продовольственная и энергетическая сферы относятся к базовым, жизнеобеспечивающим секторам, то и повышение их конкурентоспособности, предопределяют обеспечение уровня экономической безопасности региона.

2. 1. Место консолидированных экономик Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области в экономике СФО и Российской Федерации ВРП на душу населения, тыс.руб. В среднем по регионам России 157,2195,8237,6224,2263,8317,5348,6 В среднем по СФО125,7154,7178,4175,8214,4249,4267,1 Республика Бурятия 95,0111,4129,1125,2137,6158,1171,9 Забайкальский край 81,199,5126,4134,0150,5184,9205,5 Иркутская область 133,4163,6179,0187,7224,4261,6306, Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. Российская Федерация 4 730,06 716,28 781,67 976,09 152, , ,8 Сибирский федеральный округ 483,7709,0945,6834,6980,51 219,31 416,6 Республика Бурятия 15,919,523,623,433,640,741,0 Забайкальский край 22,432,147,442,344,851,758,1 Иркутская область 70,7121,9130,0106,6119,4145,5156, Продукция сельского хозяйства, млрд.руб. Российская Федерация 1 570,61 931,62 461,42 515,92 587,83 261,73 340,5 Сибирский федеральный округ 230,8281,7349,3369,6386,8441,0428,1 Республика Бурятия 9,010,511,712,110,613,013,7 Забайкальский край 9,410,411,913,013,515,217,1 Иркутская область 21,926,731,034,737,443,646,9 В заключении можно констатировать, что консолидированная экономика Байкальского региона играет важную роль в экономике СФО, но незначительное место занимает в Национальной экономике. По относительной величине валового регионального продукта, объему промышленного производства, инвестиций в основной капитал и производству сельскохозяйственной продукции показатели рассматриваемых регионов отстают от среднероссийского уровня. Лидером экономического развития является Иркутская область.

2.2. Оценка состояния экономики Республики Бурятия в сравнении с Забайкальским краем и Иркутской области Республика БурятияЗАБ. Край Иркутская обл. 1. Аридное (рисковое) земледелие 2. Декомпозиция организационно-правовых форм колхозно-совхозной системы, не компенсированная новыми формами рыночного хозяйствования уронила технологическую базу аграрной экономики до личных подворий. 3. Деградация пашенных земель, перевод их в залежи. 4. Миграционный отток трудоспособного населения в города. 5. Отсутствие организованной системы закупа, переработки и сбыта продукции у подворий и крестьянских хозяйств. 1. Наличие пастбищных земельных ресурсов для ведения н о мандного скотоводства 2. Экстремальные климатические условия на большей части региона. 1. Плодородность земель обеспечивает более развитое земледелие. 2. Наличие научной и экспериментальной базы для развития инноваций в земледелии (ИРГСХА, СИФИБР СО РАН, Тулунская опытно-селекционная станция и др.). 2. Наличие интегрированных агропромышленных вертикально- интегрированных компаний, обеспечивающих производство яиц, куриного и свиного мяса в достаточном количестве для населения области и вывоз в другие регионы и на экспорт, на основе собственной кормовой базы. 3. Сравнительно благоприятные природно-климатические условия (в сравнении с Республикой Бурятия, Забайкальским краем) для производства практически всех важнейших видов продукции земледелия. 1. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКСк -В структуре промышленности Иркутской области наибольший удельный вес приходится на цветную металлургию, машиностроение и металлообработку, химическую и лесную промышленность. -Хозяйственный комплекс Бурятии выделяется индустриально-аграрной направленностью. Он характеризуется более низким, чем по России и Иркутской области, удельным весом промышленности в ВРП, очень высоким значением такого сектора экономики, как транспорт и связь, повышенным значением сельского и лесного хозяйства. -Забайкальский край выделяется повышенной значимостью добывающего сектора экономики. В последние годы идет интенсивное восстановление горнодобывающей отрасли на базе новых месторождений – строится целый ряд новых горнодобывающих предприятий, ориентированных на производство конечной продукции (например, Жирекенский комплекс производств).

Республика Бурятия Забайкальский Край Иркутская обл. 1. Возможность вхождения в международные транспортные коридоры 2. Высокий потенциал развития добывающей промышленности, авиастроения, электроэнергетики 3. Развитая образовательная и научная инфраструктура 4. Прибрежье к оз. Байкал и другие рекреационные зоны для развития туризма. 1. Выгодное геополитическое, приграничное расположение края с Китаем и Монголией (реализация транзитных функций, взаимовыгодное сотрудничество). 2. Значительный природно – ресурсный потенциал региона (уголь, уран, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, сельскохозяйственные земельные ресурсы и другие). 3. Развитие взаимовыгодного социально- экономического сотрудничества с КНР (инвестиционный фактор). 1. Дешевая электроэнергия 2. Мощный промышленный производственный потенциал 3. Развитая образовательная и научная инфраструктура 4. Разведанные запасы углеводородного сырья, золота, черных металлов. 5. Значительный лесосечный фонд и развитая лесохимическая промышленность. 6. Прибрежье к оз. Байкал и другие рекреационные зоны для развития туризма. 1. Байкальский фактор – экологические ограничения для хозяйственной деятельности. 2. Низкая диверсификации структуры промышленности. 3. Высокая степень зависимости бюджета РБ от федеральных трансфертов. 4. Высокий уровень тарифов на энергоносители и транспорт. 5. В республике отсутствует ярко выраженная экономическая специализация региона 1. Преимущественная сырьевая специализация экономики. 2. Ограниченность отраслевой структуры промышленности. 3. Высокая степень зависимости бюджета края от федеральных трансфертов. 4. Высокий уровень цен на энергоносители. 1. Усиление техногенного воздействия химических производств на природные комплексы, ухудшающие качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов. 3. ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА – ТОЧКИ РОСТА / ОСНОВНЫЕ ПРОВАЛЫ - УГРОЗЫ ЭКОНОМИКИ Экономика Бурятии, не имея ярко выраженную специализацию, в своем развитие должна ориентироваться на базовые для РБ отрасли: Агропромышленный комплекс; Туризм; Лесная промышленность.

4. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛЬСКОГО СУБРЕГИОНА – ПЕРСПЕКТИВЫ КООПЕРАЦИИ ДЕМОГРАФИЯ Сохраняющийся миграционный отток населения. Дефицит высококвалифицированных кадров: инженерно -технических и рабочих профессий. Дисперность сельского населения провоцирующий разреженность экономического пространства. Суровые природно-климатические условия для жизнедеятельности не компенсирующие федеральными субвенциями. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Низкая доля в экономике высокотехнологичного сектора, слабая восприимчивость экономики к инновациям, препятствующая росту инновационных разработок. Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции Преобладание производств с низкой энергоэффективностью. ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЕКТОР Низкий уровень капитализации функционирующих в крае отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. Неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства. ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ Неразрешенность проблемы теневого оборота на лесном рынке, из-за которых развит сектор незаконных рубок и «черными» лесорубами Отсутствие вертикально-интегрированных крупных корпоротивных структур в цепочки «лесозаготовки – лесопиление – глубокая переработка древисины» (единственный представитель – Байкальская лесная компаниния и входящий в ее состав Селенгинский ЦКК). Недостаток собственных средств для увеличения объемов производства и глубокой обработки древесины. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Отсутствие собственных финансовых средств, недоступность и дороговизна заемных. Высокий уровень теневых экономических отношений Малоэффективная гос. поддержка Малоразвитая инфраструктура поддержки сектора МП АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР Низкий уровень урожайности и использования минеральных удобрений в сравнении с Западными регионами России. Деградация сельскохозяйственных земель Отнесение к зоне рискованного земледелия Снижение доли сельскохозяйственных земель в структуре земельного фонда либо сокращение площади обрабатываемых земель

Развитие интеграционных и кооперационных связей субъектов Байкальского региона

Энергетика. Единственным источником создания энергоэффективной экономики в Байкальском регионе является газификация территорий Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края на базе Ковыктинского месторождения – из магистрального газопровода «Иркутская область – Китай» путем его прокладки по самому короткому пути, то есть по густонаселенным и обжитым территориям. Для хозяйственного освоения северных территорий Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края необходимо создание энергетической базы за счет строительства Мокской ГЭС и Ивановского контррегулятора. До начала строительства ГЭС необходимо проведение лесозаготовительных работ – свыше 2 млн. кбм. древесины под ложе водохранилища и строительство цементного завода в пос. Таксимо (сырье – известняк из Молодежнинского месторождения). Агропромышленный комплекс. 1. Специализация Забайкалья на развитие пастбищного животноводства, Иркутской области на кормопроизводство и развитие интенсивного животноводства (свиноводство, птицеводство). 2. Развитие научно-экспериментальной базы в зерновом, картофеле-овощном, плодово-ягодном, животноводческом секторах. 3. Разработка и реализация межсубъектной программы развития животноводства «Мясной пояс Байкальского региона для нужд России». В перспективе в Программу «Мясной пояс» можно вовлечь Монголию и Автономный Район Внутренней Монголии КНР в целях заимствования положительного опыта по поддержке и культивированию аборигенных пород скота. Позиционировать Республику Бурятия как самодостаточный регион производства молока в Сибирском ФО (помимо субъектов Байкальского региона, острая нехватка молока отмечается в Кемеровской области – 311 тыс. тонн, Красноярском крае – 128 тыс. тонн, Томской области – 101 тыс. тонн). Создать благоприятные условия для развития молочного животноводства путем государственной поддержки. Развивать систему потребительской сельскохозяйственной кооперации Угольная промышленность. По развитию угольной промышленности Иркутская область на протяжении значительного периода развития этой отрасли занимала в регионе традиционно первое место, добывая в период гг. ежегодно более 20 млн т угля. В дальнейшем начался период постепенного спада объемов добычи, в 2007 г. на первое место в регионе по объемам добычи угля вышел Забайкальский край, добывший 13,5 млн т угля, а область переместилась на второе место (10,8 млн т). Для предотвращения конкурентной борьбы между отечественными угольщиками за рынки сбыта в странах Северо- Восточной и Юго-Восточной Азии необходимо рассмотреть вопрос создания консорциума с привлечением Монголии, Казахстана, Кемеровской области, Красноярского края, Республики Бурятия, Иркутской области с целью определения квот на добычу для поддержания оптимальной цены по образцу ОПЕК. Лесная отрасль. Доминирующую часть объемов лесозаготовок осуществляют арендаторы участков лесного фонда. Основные породы леса в структуре лесозаготовок – сосна и в меньшей мере лиственница. Наиболее интенсивно осваиваются леса в районах созданных центров деревопереработки, приуроченных к городам Улан-Удэ, Чита, Петровск-Забайкальск, Усть-Илимск, Братск, Тайшет и ряду крупных городских поселений. 1. Объединение действий по созданию прозрачной и эффективной сбытовой сети лесопродукции на биржевой основе. 2. Лесовосстановительные работы, создание специализированных лесопитомников, обмен семенным и посадочным материалом.

Строительство: хотя общепризнано, что строительная отрасль является локомотивом экономики, субъекты Байкальского субрегиона практически на 70-80% зависимы от внешних поставок строительных материалов. В экономической интерпретации инвестирование внешних производителей строительных материалов означает, что строительный комплекс вместо локомотива экономики стал каналом утечки из региона инвестиционных ресурсов. Решить проблему можно путем разработки межсубъектной программы по организации производства нерудных материалов, стеновых блоков, в том числе автоклавного твердения, изделий из дерева, гипсокартона, металлоконструкций, железобетонных конструкций, кирпича, утеплителей, лакокрасочных материалов, теплоизоляции и т.д. Туризм и рекреация. Все три субъекта Байкальского региона обладают высоким туристско-рекреационным потенциалом, имеют общие преимущества для развития деятельности в сфере туризма и рекреации. Экспертные оценки показывают, что Иркутская область в сравнении с Республикой Бурятия и Забайкальским краем имеет некоторые сравнительные преимущества. Вместе с тем, Республика Бурятия и Забайкальский край также обладают специфическими конкурентными преимуществами:

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Одной из главных проблем при проведении анализа деятельности и перспектив развития МСБ, является не совсем достоверная статистическая информация, что связано с различной отчетностью, налоговым учетом у ИПБОЮЛ, малых предприятий, средних предприятий, фермерских хозяйств, при этом сегодня учет ведется без микропредприятий, которые составляют основную массу субъектов МСБ. По нашему мнению в задачи должно быть включено дополнительно: а) создания института гарантий с целью увеличения объемов привлекаемых финансовых ресурсов; б) создание единой базы данных для всех организационно-правовых малых форм хозяйственной деятельности; в) разработка и внедрение программы (концепции) противодействия теневым экономическим отношениям В целевые индикаторы должно быть включено дополнительно: а) количество инновационно ориентированных малых предприятий: б) масштабы снижения теневой деятельности; в) увеличение объемов поступления налоговых и неналоговых платежей. В краткосрочной перспективе (до 2020 г.): Институциональные изменения, предусматривающие поддержку МСБ в условиях экономической неопределенности в т.ч. в аспекте изменение подходов государственного регулирования сектора МСБ. Создание гарантийного фонда на рассчитанную сумму инвестиций в данные отраслевые сегменты. Разработка и реализация Программы развития фермерства в т.ч. в рамках программы развития номадного животноводства. Развитие малых форм хозяйствования в туристической отрасли по предлагаемой программе развития туризма «Малое золотое кольцо» на принципах межсубъектной и международной кооперации. Разработка и внедрение программы противодействия теневой деятельности в сектор МСБ. Снижение масштабов теневой деятельности в секторе МСБ с 50 % до 40 %, скрытой заработной платы с 85% до 55%. В краткосрочной перспективе (до 2025 г.): Разработка до 2017 г. и начало реализации в 2025 г. программы развития МСБ в промышленности, в лесной отрасли (глубокая переработка). Создание инфраструктуры для развития сектора инновационной экономики, учитывающей, что главным субъектом инновационной деятельности является малое предприятие. Снижение масштабов теневой деятельности в секторе МСБ с 50 % до 30 %, скрытой заработной платы с 85% до 45%. В долгосрочной перспективе (до 2030 г.): Создание сектора инновационной экономки малых предприятий (доведя численность малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность до % от общего числа субъектов МСБ). Снижение масштабов теневой деятельности в секторе МСБ с 50 % до 20 %, скрытой заработной платы с 85% до 25%.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Обосновывается и предлагается создание нового федерального округа, с рабочим названием «Байкало- Енисейский», который органично впишется в сетку федеральных округов России и займет пятую позицию по валовому региональному продукту и инвестициям, седьмое место по производственному потенциалу, восьмое – по населению и второе – по территории. В иерархии субъектов нового округа – лидирующие позиции Красноярского края и Иркутской области. Байкальский субрегион, являясь одним из ключевых элементов Российско-евразийской мегацивилизации, может стать равноправным партнером цивилизациям Востока и Запада, в частности, восточноазиатских «драконов», и имеет все предпосылки подняться на уровень «новых драконов» при дальнейшем активном развитии межрегиональных экономических связей, содействуя широкому и свободному обмену товаров, услуг, технологий. 2. Кластерный подход в развитии ключевых отраслей экономики рассматривается как наиболее важное условие эффективного развития региональной экономики, поскольку в кластерах и сопряженных с ними сферах деятельности, как показывает мировой и отечественный опыт, развиваются ключевые компетенции, прогресс которых служит залогом долгосрочной конкурентоспособности регионов. 3. Необходимость эффективного развития агропромышленного комплекса обусловлена важной ролью отрасли в обеспечении продовольственной безопасности региона, а также социальной значимостью в обеспечении самозанятости сельского населения. Дополнительный импульс в развитии АПК – новый пакет ресурсов, предлагаемый государством для реализации политики импортозамещения. 4. Институциональные изменения: повышение качества и эффективности государственного управления на основе проектного и пространственного подходов. Сложные условия функционирования экономики страны, региона, быстрые и непредсказуемые изменения факторов внешней среды предопределяют повышение оперативности, качества и эффективности государственного управления. Одно из возможных решений обозначенной проблемы – использование институтов проектного менеджмента. 5. Перспективы инновационной деятельности субъектов Байкальском макрорегиона В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития в регионе предлагаются следующие меры: определить в качестве важнейшего приоритета повышение конкуренции и конкурентоспособности экономики. разработать одноименную стратегию, эшелонированную временным горизонтом до 2050 года и закрепить Стратегию соответствующим законом региона.

Развитие приграничной экономики: перспективы сотрудничества с Китаем и Монголией 1. Налаживание кооперации с государствами как Азиатско-Тихоокеанского региона, так и Европы в конкурентоспособных на мировом рынке производствах, имеющих высокий научно-технический потенциал (лесопереработка и лесовосстановление, энергетика и энергосбережение, реализация инфраструктурных проектов (в том числе логистические центры, крупные авиационные транспортные узлы, автодороги, модернизация аэропортов), обмен технологиями и научно-технические разработки, участие зарубежных инвесторов в региональных строительных проектах и другие); 2. Формирование положительного имиджа региона, в том числе проведение знаковых мероприятий в Российской Федерации и за рубежом (участие организаций Республики Бурятия в российских и зарубежных международных отраслевых выставках, подготовка и проведение презентаций Республики Бурятия за рубежом, организация публикаций в российских и международных средствах массовой информации об экономическом и инвестиционном потенциале региона). 4. Содействие развитию прогрессивных и внедрение новых форм внешнеэкономического сотрудничества (включая инвестиции, научно-техническую и производственную кооперацию, обмен услугами, франчайзинговую деятельность); 5. Содействие развитию экспорта услуг, оказываемых в таких сферах деятельности как транспорт, туризм, связь, банковское, страховое, информационное, консультационное обслуживание, образование, здравоохранение и др. 6. Экологическое сотрудничество с Монголией по вопросу защиты экологии бассейна р. Селенга, с разработкой программы международного сотрудничества в направлении охраны мирового наследия оз. Байкал между Россией, Монголией и иностранными корпорациями, ведущими хозяйственную деятельность на территории охватывающей реки и иные экосистемы бассейна озера. 7. Развитие культурных, спортивных, образовательных, научных, религиозных, общественных связей на основе обмена делегациями по программам изучения иностранных языков, проведения конференций по обмену опытом в области спорта, музыки, художественных искусств, медицины, технологий, начального, среднего и высшего образования и так далее. Организация концертов, гастролей, конкурсов, олимпиад, турниров, интерактивного общения, информационной поддержки и так далее. 9. Мониторинг международных рейтингов регионов по туризму, экономике, культуре, человеческому потенциалу, изучение механизмов оценки рейтинга и реализация мероприятий по улучшению показателей. 10. Развитие инфраструктуры для транзитного, комплексного туризма, развитие въездного и выездного делового, техногенного, культурного, природного, экологического, этнографического, исторического, молодежного, образовательного, научного и других видов туризма.