Для оценки эффективности различных проектируемых или же уже существующих информационных технологий необходимо правильно определять критерии их эффективности. К критериям относятся: 2
Функциональные критерии, значения которых характеризуют степень достижения при данной технологии тех желаемых характеристик информационного процесса, которые необходимы пользователю. Такими характеристиками могут быть, например: - объемно-временные характеристики реализуемого информационного процесса (скорость передачи данных, объем памяти для хранения информации и т. п.); - надежностные характеристики реализации информационного процесса (вероятность правильной передачи или преобразования информации, уровень ее помехозащищенности и др.); - параметры, характеризующие степень достижения основного конечного результата информационного процесса, реализуемого при помощи данной технологии (правильность распознавания речи или изображения, качество формируемой графической информации и др.). 3
4 Ресурсные критерии, значения которых характеризуют количество и качество различного вида ресурсов, необходимых для реализации данной информационной технологии. Такими ресурсами могут быть: - материальные ресурсы (инструментально-технологическое оборудование, необходимое для успешной реализации данной технологии); - энергетические ресурсы (затраты энергии на реализацию информационного процесса при данной технологии); - людские ресурсы (количество и уровень подготовки персонала, необходимого для реализации данной технологии); - временные ресурсы (количество времени, необходимого для реализации информационного процесса при данной технологии его организации); - информационные ресурсы (состав данных и знаний, необходимых для успешной реализации информационного процесса).
5 Под экспертной системой (ЭС) понимается система, объединяющая возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в такой форме, что система может предложить «разумный» совет или осуществить «разумное» решение поставленной задачи.
6 ЭС применяются для решения неформализованных проблем, к которым относят задачи, обладающие одной (или несколькими) из следующих характеристик: - задачи не могут быть представлены в числовой форме; - исходные данные и знания о предметной области обладают неоднозначностью, неточностью, противоречивостью; - цели нельзя выразить с помощью четко определенной целевой функции; - не существует однозначного алгоритмического решения задачи; - алгоритмическое решение существует, но его нельзя использовать по причине большой размерности пространства решений и ограничений на ресурсы (времени, памяти).
7 Для классификации ЭС используются следующие признаки: - способ формирования решения; - способ учета временного признака; - вид используемых данных и знаний; - число используемых источников знаний.
По способу формирования решения ЭС делятся на анализирующие и синтезирующие. 8
В зависимости от способа учета временного признака ЭС делят на статические и динамические. 9
мистическую. 10 Процесс взаимодействия подсистем активной ЭС
По видам используемых данных и знаний различают ЭС детерминированными и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний и данных понимаются их неполнота, ненадежность, нечеткость. 11
Экспертной системой называют сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультации менее квалифицированных пользователей. 12
Статическая ЭС не имеет подсистемы моделирования внешнего мира и подсистемы связи с внешним окружением (датчики, исполнительные механизмы), и включает: - базу знаний; - рабочую память, называемую также базой данных; - решатель (интерпретатор); - систему объяснений; - компоненты приобретения знаний; - интерфейс пользователя. 13
База знаний ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область, и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области. База данных (рабочая память) служит для хранения текущих данных решаемой задачи. Решатель (интерпретатор) формирует последовательность применения правил и осуществляет их обработку, используя данные из рабочей памяти и знания из базы знаний. Система объяснений показывает, каким образом ЭС получила решение задачи и какие знания при этом использовались. Компоненты приобретения знаний необходимы для заполнения ЭС знаниями в диалоге с пользователем-экспертом, а также для добавления и модификации заложенных в систему знаний. 14
Этапы разработки ЭС 15
К инструментальным средствам ЭС относятся многие коммерческие оболочки. Вот некоторые из них. ACQUIRE – система обнаружения знаний и оболочка экспертной системы. Это законченная среда для разработки и поддержки интеллектуальных прикладных программ. Система содержит в себе методологию пошагового представления знаний. Модель приобретения знаний основана на распознавании образов. Crystal – ЭС для ПК, снабженная интеллектуальным интерфейсом. Имеется возможность создания гибридных ЭС. В состав оболочки включена обширная библиотека встроенных функций. В базу знаний может входить не более 300 правил. G2 – графическая объектно-ориентированная среда для создания интеллектуальных прикладных программ. Позволяет создавать нейросетевые прикладные программы, системы передачи и обработки данных о движущихся объектах в режиме реального времени. HUGIN – пакет программ для конструирования моделей, основанных на системах экспертных оценок в областях, характеризующихся существенной неопределенностью. HUGIN система содержит удобную для использования дедуктивную систему вывода, основанную на вероятностных оценках, которую можно применить к сложным сетям с причинно-следственными вероятностными связями между объектами. PROSPECT EXPLORER – ЭС, использующая нейросетевые вычислительные технологии для помощи геологам в обнаружении аномалий. 16
Отличительные признаки высокоэффективных технологий и основные принципы их проектирования: Концентрация ресурсов в пространстве Концентрация ресурсов во времени Комбинированные технологии Векторная ориентация ресурсов 17
18
Создание новых методов сжатия информации с целью повышения уровня ее концентрации в пределах некоторых весьма ограниченных объемов пространства. При этом может оказаться полезным введение таких новых понятий, как «плотность информации» и «плотность информационного потока». 19
2. Продолжая аналогию с энергетическими видами технологий, можно предположить, что высокоэффективными могут оказаться и импульсные информационные технологии, в которых будет обеспечиваться сжатие информационных потоков не только в пространстве, но и во времени. 20
Информационная система управления совокупность информации, экономико- математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. 21
Информационные системы управления позволяют: повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации; обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики; добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда; согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях; за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т.д. 22
23 Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются: уровень в системе государственного управления; область функционирования экономического объекта; виды процессов управления; степень автоматизации информационных процессов.
В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления, автоматизированные информационные системы делятся на федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении. 24
По видам процессов управления ИС делятся на: ИС управления технологическими процессами (предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т. д.)). ИС управления организационно-технологическими процессами (представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями). 25
Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия. Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д. ИС научных исследований обеспечивают решение научно- исследовательских задач на базе экономико- математических методов и моделей. Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики. 26
По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на: Ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам; Автоматизированные информационные системы человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа. Данные системы характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции. 27
Информационная технология (ИТ) процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта. 28
Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам: степень централизации технологического процесса; тип предметной области; степень охвата задач управления; класс реализуемых технологических операций; тип пользовательского интерфейса; способ построения сети. 29
30
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами: - областью функционирования предприятия или организации; - типом предприятия или организации; - производственно-хозяйственной или иной деятельностью; - принятой моделью управления организацией или предприятием; - новыми задачами в управлении; - существующей информационной инфраструктурой и т.д. 31
Корпоративная вычислительная сеть - это интегрированная, много- машинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации. 32
33