Почему административные издержки растут, а законы соблюдаются все хуже ? Экономический анализ административного правоприменения в России Полина Крючкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
Методические подходы к оценке социально- экономических последствий принятия технического регламента С.Б. Авдашева, д.э.н., проф. ГУ-ВШЭ П.В. Крючкова,
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
ОШИБКИ I И II РОДА В ПРАВОПРИМЕНЕНИИ: ИСТОЧНИКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ВЫВОДЫ ДЛЯ ПОЛИТИКИ Шаститко А.Е. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
Тема 10 Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства. Понятие и виды земельных споров. Разрешение земельных споров. Юридическая.
Возможности и перспективы правового регулирования досудебного обжалования действий (решений) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
В.Л.Тамбовцев Политическая экономия судебной реформы Санкт-Петербург 11 февраля 2005.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Презентация по учебной дисциплине «Правовые основы пользования животным миром ». Томск 2017.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Москва, 2014 г. Антимонопольное законодательство и защита интеллектуальных прав И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС России.
Транксрипт:

Почему административные издержки растут, а законы соблюдаются все хуже ? Экономический анализ административного правоприменения в России Полина Крючкова 24 октября 2015 г.

План презентации 2 Постановка проблемы (практика и теория) Теоретический подход Эмпирические подтверждения Дальнейшие исследования

Постановка проблемы: практика 3 Довольно дорогостоящая система контроля и надзора При этом сдерживающий эффект ограничен (нарушений не становится меньше). Почему?

Постановка проблемы: практика 4 Традиционные объяснения: Коррупция Произвольный инфорсмент как инструмент перераспределения прав собственности (Gans-Morse, 2012, Волков, Панеях, Титяев, 2010) Низкая квалификация применяющих законодательство Традиционный ответ в российской практике: Максимальная регламентация процедур контроля Ориентация на работу на основании жалоб Ужесточение наказаний Есть ли другие объяснения неэффективности системы? Возможно, неэффективна сама модель инфорсмента и требуется рассмотреть альтернативы (частный инфорсмент)?

Постановка проблемы: теория 5 Многочисленные работы, сопоставляющие государственный и частный инфорсмент в целом: Becker and Stigler (1974), Landes and Posner (1975), Garoupa (1997), Poilinsky and Shavell (2000), etc. в отдельных областях законодательства: антимонопольного (обзор в Segal, Whinston, 2006), иммиграционного (Pham, 1996), корпоративного (Armour, Black, Cheffins et al., 2009; Roe, Jackson, 2009) и др. «Пробелы»: в основном сопоставляются 2 модели инфорсмента (частный и государственный), смешанные модели почти не рассматриваются или рассматриваются как вариант объединения преимуществ государственного и частного инфорсмента (например, McAfee, Mialon, and Mialon,2008) Значительно более подробно рассматривается влияние ошибок II рода (уход от ответственности виновных), чем ошибок I рода (наказание невиновных). Анализ влияния ошибок правоприменения на сдерживание описывается в рамках одной модели инфорсмента (Calfee, Craswell, 1984, 1986; Kahan, 1989; Grady, 1989; Polinsky, Shavell, 2007) Традиционно в моделях чем выше вероятность ошибок I рода, тем ниже вероятность ошибок II рода

Наш подход 6 1. Сопоставляются 3 модели инфорсмента: чистый государственный, частный, селективный государственный 2. Эндогенные объяснения причин ошибок правоприменения: количество жалоб при ограниченных ресурсах 3. Мы объясняем одновременно низкое сдерживание и высокие масштабы ошибок и издержек добросовестных участников при предпосылках об отсутствии коррупции, конфликта интересов и удовлетворительном уровне квалификации 4. В нашей модели вероятности ошибок обоих видов могут меняться в одну сторону. 5. Подход позволяет сформулировать политические рекомендации по совершенствованию правоприменения

Модели инфорсмента 7 Чистый государственный инфорсмент Органом ИВ осуществляется проверка деятельности хозяйствующих субъектов на соответствие обязательным требованиям Выявляется/не выявляется нарушение Если есть нарушение, накладывается штраф Частный инфорсмент Существует пострадавший, который считает, что действиями определенного хозяйствующего субъекта (нарушителя) ему нанесен ущерб Пострадавший обращается в суд В случае удовлетворения иска нарушитель компенсирует ущерб и уплачивает штраф Селективный государственный инфорсмент Существует пострадавший, который считает, что действиями определенного хозяйствующего субъекта (нарушителя) ему нанесен ущерб Пострадавший обращается в орган ИВ Проводится проверка, выявляется/не выявляется нарушение Если есть нарушение, накладывается штраф

Сдерживающий эффект и ошибки инфорсмента 8 Г.Беккер (1968) Индивид взвешивает издержки и выгоды от преступного поведения: Где EU – ожидаемая преступником полезность от совершения преступления; Y – доход от преступления (включая и нематериальный доход) правонарушителя; U – функция полезности преступника; p – вероятность того, что преступник будет задержан и понесет наказание; F – тяжесть наказания ( в денежном эквиваленте).

Сдерживающий эффект с учетом ошибок I и II рода фото Для нейтрального к риску нарушителя: A – выигрыш от законного поведения, Y– дополнительный выигрыш от нарушения, F – сумма санкций, p – вероятность применения санкций к нарушителю, q – вероятность не-применения санкций к невиновному 1 – p вероятность ошибок II рода 1 - q вероятность ошибок I рода При условии нарушение будет выгодно при любых значениях F

Чистый государственный инфорсмент photo Применение не связано со стимулами пострадавших Система государственного контроля может быть ориентирована на расследование в отношении нарушений, приносящих наибольший ущерб общественному благосостоянию Связь санкций с причиненным ущербом затруднена Параметры, влияющие на снижение вероятности ошибок II рода, одновременно могут вести к росту вероятности ошибок I рода Для эффективности государственного контроля требуется тонкая настройка стимулов государственных служащих, когда наказание следует не только за невыявленное нарушение, но и за наказание невиновного 10

Частный инфорсмент photo Pro: Размер выплаты нарушителем в большей степени привязан к реальному ущербу; В случае, когда размер выгод от нарушения превышает убытки пострадавшей стороны, возможны и эффективны компенсационные сделки; Возможно определение неработающих (незначимых) требований, которые можно безболезненно отменить Contra: Злоупотребление правом и избыточное инвестирование Недоучет социальных эффектов по сравнению с частными Частный инфорсмент более чувствителен к коррупции Ограничения: Занижение компенсируемого вреда по сравнению с реальным. Проблема некомпенсируемого вреда. Причинение значительного вреда с малой вероятностью. Отсутствие у ответчика средств на возмещение вреда. Рынки доверительных благ, когда пострадавший может не отдавать себе отчет в том, что он пострадал. Шире – дела, в которых требуется специфическая доказательная база. 11

Селективный государственный инфорсмент фото Смещение объектов проверок (расследований) в сторону дел, где потенциальный нарушитель нанес значительный индивидуальный ущерб (вне зависимости от социальных издержек) Повышение санкций повышает стимулы к жалобам (в том числе недобросовестным) Рост числа жалоб приводит к росту ошибок обоих видов, при этом при «неправильной» настройке стимулов более существенно растут ошибки I рода Введение «взвешенного подхода» (rule of reason) повышает вероятность ошибок и в нашей модели – стимулы к жалобам обоего типа

Выводы, которые можно проверить эмпирически фото Частный инфорсмент может быть эффективной заменой государственному при условии: Низких издержек судебного разбирательства Отсутствия существенных расхождений между частным ущербом и социальными издержками Наличия реальной возможности компенсировать вред через судебную процедуру Выбор модели инфорсмента пострадавшим зависит, кроме того, от: Соотношения причиненного вреда и вреда, который может быть предотвращен Издержек сбора доказательств В случае, если селективный государственный инфорсмент является предпочтительным для пострадавшего, возникают эффекты роста числа жалоб, увеличения числа дел с индивидуальными эффектами, роста числа ошибок I рода и снижения сдерживающего эффекта

Законодательство о защите прав потребителей фото Результаты рассмотрения дел о защите прав потребителей судами общей юрисдикции (по первой инстанции ) Всего дел оконченных, ед. 136,72160,81 232,24391,60300,88371,87 Рассмотрено дел с вынесением решения, ед. 92,49115,71 150,63 296,72232,13298,05 Удовлетворены требования, ед. 78,66100,53127,97258,39205,21261,39 Сумма по удовлетворенным искам (включая моральный ущерб), млн.руб. 5580, , , , , ,72 Доля удовлетворенных исков в общем числе оконченных, % 67,772,064,975,877,280,2 Доля удовлетворенных исков в общем числе рассмотренных, % 85,086,985,087,188,487,7 Сумма на один удовлетворенный иск, тыс.руб./ Евро 70,95/1,8166,17/ 4,399,92/ 2,651,51/1,365,05/1,688,51/2,1

Законодательство о защите прав потребителей фото обращений граждан проверок всего внеплановых кол-во нарушений на одну проверку 1,281,411,561,632,012,3 штрафы (млн. руб.) результаты рассмотрения обращений граждан (2013) дано разъяснений 66,40% проверки и расследования 15% направлено в другие органы 18,60% структура нарушений (2013) информация (ст.8-10, 12)36% безопасность (ст.7)3% качество (ст.4)6% Деятельность Роспотребнадзора в части контроля за соблюдением потребительского законодательства

Трудовое законодательство Результаты рассмотрения трудовых споров (по первой инстанции) Всего дел оконченных, шт Рассмотрено дел с вынесением решения, шт Удовлетворены требования, шт Сумма по удовлетворенным искам, тыс.руб Доля удовлетворенных исков в общем числе оконченных, %87,5%89,9%88,7%83,5%82,3%82,5% Доля удовлетворенных исков в общем числе рассмотренных, %91,8%94,9%91,5%94,0%93,8%93,7% Сумма на один удовлетворенный иск, тыс.руб.25,6134,7931,3529,7829,3032,00 В том числе о восстановлении на работе 59,1260,865,2255,9360,766

Трудовое законодательство Деятельность Роструда проверок всего внеплановых проверок с выявленными нарушениями сумма штрафов, тыс. руб доля проверок с выявленными нарушениями 77,9%76,5%76,3% штраф на одну проверку с нарушениями, тыс. руб.3,544,925,51

Антимонопольное законодательство Зарегистрировано жалоб Начато расследований Вынесено решений Обжаловано решений в суде первой инстанцииn.a Удовлетворено исков в суде первой инстанцииn.a Подано апелляций на решения судов первой инстанцииn.a Удовлетворено апелляцийn.a Подано кассационных жалоб на решения апелляционных судовn.a Удовлетворено кассационных жалобn.a

Эмпирическая проверка: гипотезы Зависимые переменные Процедурные объяснения Экономические объяснения Начато расследований Число жалоб (+)ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) Начато расследований по инициативе антимонопольных органов Число жалоб (+)ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) Отношение числа решений к числу расследований Число расследований (+) Доля расследований по инициативе УФАС (+) ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) Число жалоб Число расследований в предыдущем периоде (+) Отношение числа вынесенных предписаний к числу расследований в предыдущем периоде(+) ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) 19

Результаты панельных регрессий Зависимые переменные Процедурные объяснения Экономические объяснения Начато расследований Число жалоб*** (+)ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) Начато расследований по инициативе антимонопольных органов Число жалоб*** (+)ВРП (-) ВРП* на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) Отношение числа решений к числу расследований Число расследований (+) (?) Число расследований по инициативе УФАС*** (+) ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) Число жалоб Число расследований в предыдущем периоде ***(+) Отношение числа вынесенных предписаний к числу расследований в предыдущем периоде***(+) ВРП (-) ВРП на душу населения (-) Доля промышленности в ВРП (+) 20

Частный инфорсмент в России и других странах 21 Число исков на 100 тыс. населения ( ) СтранаLitigation rate США5806 Канада 1450 Франция 2416 Великобритания 3681 Япония 1768 Австралия 1542 Россия 9266

Выводы-1 22 Для обеспечения сдерживающего эффекта инфорсмента важен учет не только ошибок II рода, но и ошибок I рода В инфорсменте административного права вероятности ошибок I и II рода могут расти одновременно, благодаря росту числа расследований при ограниченном бюджете Расследования по жалобам, которые рассматриваются как желательное направление реформы административного права в России, во многих случаях могут приводить к росту ошибок правоприменения и снижению сдерживающего эффекта Нуждаются в обсуждении вопросы снижения привлекательности селективного государственного инфорсмента: от прямого отказа от административных дел по жалобам (закон «О торговле») до механизмов переноса издержек в случае необоснованных жалоб В сферах, где пострадавшие сделали выбор в пользу частного инфорсмента, возможен полный отказ от государственного (потребительское и частично трудовое право)

Выводы-2 23 Одно из возможных решений проблемы неэффективности контроля – повышение стимулов к частному инфорсменту: расширение возможностей коллективных исков иски в пользу неопределенного круга лиц увеличение суммы компенсаций, в том числе за счет отделения морального вреда от упущенной выгоды карательные убытки возврат к практике «гонораров успеха» Другое необходимое решение - ослабление ориентации контрольно- надзорных органов на количественные показатели, использование показателей эффектов (более сложное технически и политически)

Результаты исследования представлены 24 ПУБЛИКАЦИИ: Avdasheva S., Kryuchkova P. The reactive model of antitrust enforcement: When private interests dictate enforcement actions – The Russian case, International Review of Law and Economics, In Press. Avdasheva S., Kryuchkova P. Law and Economics of Antitrust Enforcement in Russia / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series PA "Public Administration" No. 05. Авдашева С. Б., Крючкова П. В. Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются все хуже: экономический анализ применения административного права в России // ЭКО С Крючкова П. В., Авдашева С. Б. Государственный и частный инфорсмент законодательства при риске ошибок I рода: выбор для России // Журнал новой экономической ассоциации (15). С

20, Myasnitskaya str., Moscow, Russia, Tel.: +7 (495) , Fax: +7 (495)